Создание и использование электронных учебных пособий

Разделы: Информатика


Не секрет, что одной из важных составляющих успешного обучения является применение в работе учителя качественных учебных пособий. Их исполнение может быть самым разнообразным: от таблиц и карточек до всевозможных электронных учебных пособий. Для учителя информатики последнее, на мой взгляд, наиболее удобно. Это объясняется тем, что учебные пособия, созданные на компьютере, как правило, достаточно неплохого качества. Они удобны в использовании на уроках, благодаря быстрому копированию на каждую из ученических машин по локальной сети. Они позволяют работать каждому учащемуся в удобном именно для него темпе, а учителю – осуществлять постоянный мониторинг уровня знаний и умений обучаемых. Но самое важное, что компьютерные учебные пособия с успехом могут создавать сами ученики. В условиях недостаточного количества у учащихся учебников по информатике значимость пособий изготовленных учащимися самостоятельно еще более возрастает.

Для ученика процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Автор (или авторский коллектив) учебного пособия, безусловно, овладевает умениями работы в том или ином приложении (или среде программирования), в котором создается пособие. Кроме того, ребята глубже изучают материал предмета, по которому изготавливается пособие (информатика, история, география и т.д.).

Знания, умения и навыки, приобретенные учениками при создании компьютерных учебных пособий, оцениваются и учителем информатики, и учителем, преподающим предмет к которому относится созданное пособие. Как правило, ученики получают две оценки “отлично”.

Примером пособия по истории может быть “Тестирующая программа по теме “Древняя Греция””, составленную учеником 10 класса МОУ Новохопёрской гимназии № 1 Суздальцевым Евгением, которую можно загрузить с узла http://center.fio.ru/method/item.asp?id=10001969.

Самые интересные работы, созданные учениками – членами Научного Общества Учащихся гимназии могут быть рекомендованы к представлению на ежегодной научно-практической конференции гимназистов. Такие конференции ежегодно проводятся в конце третьей учебной четверти и отражают наиболее выдающиеся достижения ребят в той или иной области.

Существенным стимулом для учащихся в создании пособий является регистрация их работ в отраслевом фонде алгоритмов и программ (http://www.ofap.ru/reg_ofap.htm). В результате регистрации авторы и авторские коллективы разработчиков пособий получают “Свидетельство об отраслевой регистрации разработки” и “Извещение о государственной регистрации в Информационно-библиотечном фонде Российской Федерации разработки, предъявленной в отраслевой фонд алгоритмов и программ”. Особую значимость такая регистрация имеет для выпускников школы, так как в соответствии с “Положением о порядке присуждения ученых степеней”, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74, “…К опубликованным работам, отражающим основные результаты диссертации, приравниваются … программы для электронных вычислительных машин; базы данных; … информационные карты на новые материалы, включенные в государственный банк данных…”. Согласитесь, что для будущего абитуриента такие Свидетельство и Извещение кое-что значат!

Для учителя работа по созданию электронных учебных пособий тоже не бесполезна. Во-первых, пополняется собственная медиатека школы. Ведь работая в соавторстве с учениками, часто выступая в роли руководителя авторского коллектива, учитель позже использует свой продукт более полноценно, полнофункционально. Учитель прочувствовал всю значимость пособия ещё на этапе его идейного рождения, разработал методику использования материала на этапе его создания. Кто же если ни этот учитель найдет данному учебному пособию более достойное применение! Во-вторых, как минимум один раз в пять лет, каждый практикующий учитель подтверждает свою квалификационную категорию. Во время аттестации учителя, члены аттестационной комиссии обращают должное внимание и на документы типа Свидетельства и Извещения ОФАП, о которых говорилось выше.

Возможности создания электронных учебных пособий ограничиваются лишь знанием (а вернее незнанием) тех инструментов, с помощью которых автор может реализовать свои идеи. Так при незнании, в силу тех или иных причин, объектно-ориентированных языков программирования, учащиеся создают, например, тестирующие программы, используя процедурное программирование. А некоторые авторы выбирают для создания тестов электронные таблицы MS Excel.

Поскольку я преподаю информатику в начальных и средних классах, я остановлюсь подробнее на электронных учебных пособиях презентативного характера. Младшим школьникам хочется что-то поведать остальным и тем самым показать своё знание. То есть ребята младшего и среднего школьного возраста преимущественно создают учебные пособия демонстрационного характера. Раннее обучение информатике позволяет довольно успешно работать в этом направлении в приложении MS Power Point. В 4 – 6 классах создание web-страниц ещё трудно для учеников. А вот для разработки презентаций у них уже есть необходимые знания и умения. Дети знакомы с текстовым и графическим редакторами, некоторые знакомились с Power Point самостоятельно. Если что-то неизвестно или не получается – учитель всегда рядом.

В использовании Power Point для создания учебных пособий есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что работа в Power Point – это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками и т.д. Минусами являются тяжеловесность готовых продуктов и, как следствие, трудность или невозможность размещения их в сети Интернет. Однако, при работе в локальной сети с электронными учебными пособиями, созданными в MS Power Point, эти проблемы снимаются.

Методику создания и использования пособий презентативного характера рассмотрим на примере “Электронного учебного пособия “Сказка о блохе””.

Слайд 1

При создании данного продукта использовался метод проектов, о котором в данной статье скажем лишь, что данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В основе методов проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Тематика пособия – элементы компьютерной графики на языке программирования Basic, выбрана не случайно. Мы с ребятами, моими соавторами, любим информатику, а особенно, что греха таить! – программирование. Ведь программирование – это математика информатики: “ум в порядок приводит” и ее музыка: доставляет изысканное наслаждение!

Пособие состоит из презентации и семи исполняемых файлов. Презентация включает в себя семь слайдов, не считая титульного.

Слайд 2

В одной чудесной стране под названием Компьютерленд живет удивительная блоха.

Эта блоха удивительна тем, что любит появляться на экранах компьютеров. Например, если вы, ребята, наберете с помощью клавиш следующую программу:

SCREEN 1

CLS

PSET (15,25)

END

и запустите ее командой RUN (запуск), то блоха появится в 15 шагах от левого края экрана и в 25 шагах от верха экрана. Шаги эти очень маленькие – размером с блоху.

Слайд 3

Однажды блоха попала под дождь, простудилась и испачкала лапки. Поэтому теперь она еле-еле ползает по экрану, оставляя на нем следы.

SCREEN 1

CLS

FOR I=1 TO 200

PSET (I,100)

NEXT I

END

Слайд 4

Потом выглянуло солнце. Блоха отогрелась, выздоровела и теперь весело прыгает по экрану. Грязь на дороге просохла, а блошиные лапки стали сухими и чистыми.

SCREEN 1

CLS

FOR I=1 TO 200 STEP 5

PSET (I,100)

CLS

NEXT I

END

Слайд 5

Допрыгав до леса и погуляв по нему, веселая и довольная блоха возвращается обратно домой.

SCREEN 1

CLS

FOR I=200 TO 0 STEP 5

PSET (I,100)

CLS

NEXT I

END

Слайд 6

Недалеко от дома блохи находится живописный холм.

– Хорошо бы посмотреть вниз с его вершины, - думает блоха и взбирается наверх.

SCREEN 1

CLS

FOR I=200 TO 0 STEP 5

PSET (100 ,I)

CLS

NEXT I

END

– Ах, какой красивый вид открывается с вершины холма! – восхитилась блоха. – Отсюда хорошо виден лес, по которому я гуляла, и речка. А домик-то мой, каким маленьким он кажется отсюда.

Насмотрелась блоха на всю эту красоту и теперь опускается вниз.

SCREEN 1

CLS

FOR I=0 TO 200 STEP 5

PSET (100,I)

CLS

NEXT I

END

Слайд 7

– А теперь я пойду на речку и искупаюсь, - решила блоха.

– Правда, немножко страшновато, ведь я не умею плавать. Ну, ничего, поплещусь немного в воде около берега и всё, – успокоила себя блоха.

Так и сделала. Подошла к речке и осторожно залезла в воду. А в это время подул ветер, и по реке пошли волны. Эти волны раскачивают блоху то вверх, то вниз, то вверх...

SCREEN 1

CLS

FOR I=1 TO 30

PSET (100,100)

CLS

PSET (100,140)

CLS

NEXT I

END

Слайд 8

– Ой, ой, ой, помогите! – кричит блоха. – Тону, тону!

К счастью, недалеко от речки прыгали и резвились две другие блохи - подружки. Подбежали они к речке, протянули соломинку тонувшей блохе и вытащили бедолагу на берег. Спасенная блоха долго потом благодарила своих новых друзей.

С тех пор три блохи-подружки всегда гуляют вместе и во всем помогают друг другу.

SCREEN 1

CLS

FOR I=1 TO 200 STEP 5

PSET (I,80)

PSET (I,100)

PSET (I,120)

CLS

NEXT I

END

Как хорошо иметь друзей! С ними весело и ни какая беда не страшна!

Вот и сказке конец, а кто видел - молодец!

Все тексты программ, кроме первого, являются гиперссылками на соответствующие исполняемые файлы. Переходя по ссылке, пользователь может видеть, как реально работает та или иная программа. Это позволяет вести предметный разговор при обсуждении с учащимися алгоритмов программ.

Данное учебное пособие предназначено для школьников, начиная с начальных классов. Его можно применять не только на уроках информатики и информационной культуры, но и во внеурочное время: на факультативных и кружковых занятиях, в секциях юных программистов и т.д.

“Сказку о блохе” я использую при знакомстве учащихся с оператором PSET (изучение темы “Программирование графики на Basic”). Учащиеся самостоятельно за своими рабочими местами, а учитель – через проектор на большом экране демонстрирует презентацию. Ученики знакомятся с результатами работы программ, листинги которых представлены на слайдах. Совместно идет обсуждение алгоритмов программ, представленных в “Сказке”. После этого ребята пробуют сами написать подобные программы. Здесь впервые они сталкиваются с трудностями, которые пытаются преодолевать. Например, если просто списать какую-либо программу с презентации, она выполнится мгновенно и программист не успеет насладиться её работой. Что сделать, чтобы рассмотреть, например, купание блохи во всей красе? Оказывается надо добавить в нужных местах программы пустые циклы. В каких местах они попущены? И т.д. Здесь отрабатывается уже знакомый материал программирования циклов.

В качестве творческого задания учащимся предлагается продолжить сказку о приключениях блохи и её друзей. Необходимо проиллюстрировать похождения друзей программами на языке программирования Basic.

Вот какое продолжение сказки предложил ученик 6 класса Баранников Юрий:

Как-то раз подружки решили записаться в танцевальный кружок. На первом занятии они разучивали движения по кругу:

screen 7

for i=1 to 30 step 1/200

cls

x=20*cos(i)+70

y=20*sin(i)+50

pset(x,y)

pset(x+15,y+15)

pset(x+30,y)

next i

Остается добавить, что электронное учебное пособие “Сказка о блохе” выполнено в соавторстве с Гуляевым Ильей, Негребовым Александром и Плевако Тамарой, учащимися 6 класса МОУ Новохопёрская гимназия № 1 и зарегистрировано Государственным координационным центром информационных технологий с присвоением следующих номеров отраслевой и государственной регистрации: номер ОФАП - 1985; номер госрегистрации – 50200200194. Архив пособия размещен по адресу http://vmatykin.narod.ru/tv.htm.

При подготовке пособия использовалась следующая литература:

Фролов М.И. Сказки Дядюшки Компьютера. – М.: ПК “Алтай” при участии частного предприятия “БаЛЛада”. 1993 г.
Филичев С.В. Занимательный Basic: Практ. Пособие. – М.: ЭКОМ, 1997 г.
Давидов П.Д., Марченко А.Л. Бейсик для начинающих. – М.: Наука, 1994 г.
Иллюстрации взяты из книги Фролова М.И. "Сказки Дядюшки Компьютера", художники Ю.Пахомов и Ю.Наумов.

Что же дало создание этого пособия ученикам шестого класса – моим соавторам? Они, конечно, вкусили, вкушают и, надо думать, будут вкушать яблочки с дерева значимости своего труда, пусть не самые крупные, но не менее сладкие и полезные, насыщенные витамином настоящей самостоятельности. Я искренне желаю и Вашим ученикам отведать восхитительных сказочных плодов этого вполне реального дерева!