Роль методической службы школы в повышении качества образования

Разделы: Администрирование школы


Рождение новой школы - длительный и сложный путь. Большинство школьных учебных учреждений решило начать реформирование с содержания обучения: с введения новых дисциплин, курсов, с создания авторских программ, проектов и т.д.

Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.

Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом.

Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В общеобразовательных учреждениях цели и задачи методической службы тесно связаны с системой внутришкольного управления. Чтобы успешно решить задачи методической работы в школе, следует определить функциональные обязанности членов педагогического коллектива. Для этой цели, в свою очередь, необходимо:

  • изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МО РФ и регионов;
  • активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
  • изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы педколлектива данной школы и использование их в других коллективах;
  • создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;
  • диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
  • стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
  • использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий ;
  • выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе педколлектива;
  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.

Вот основные функции и задачи методической службы школы вообще и нашей в частности.

Формирование у педагогов умений профессиональной деятельности не просто одна из задач методической работы, но и такая задача, реализация которой может быть проверена, изучена, проанализирована, что крайне важно для оптимального управления методической работой в школе. Без стремления к отработке четко определенных сдвигов в мастерстве учителей и воспитателей методическая работа не может быть целеустремленной и неизбежно превращается в аморфную, абстрактную деятельность, не имеющую реальных перспектив.

Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы также относятся:

  • совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);
  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
  • развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);
  • развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
  • развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
  • развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общение со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны т.д.);
  • развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
  • развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти две стратегические линии должны идти параллельно по пути повышения качества образования.

Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность, трусу не под силу взрастить смелость; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти своё место в социуме учитель не научит этому учеников.

Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.

Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя - одно из важнейших условий повышения качества образования.

В современной школе появились специальные органы, ответственные за управление методической работой: это заместитель по НМР, научно-методический совет школы, совет руководителей кафедр, Зав.МО, руководители творческих групп.

Сейчас, хотим мы того или нет, работа заместителя по научно-методической работе перерастает в новую для школы управленческую профессию.

Я все больше убеждаюсь, что учительскому коллективу, как и детскому коллективу, нужен ведущий.

Этим ведущим в нашей школе стала методическая служба, которая организует и контролирует работу учителей практически по всем направлениям педагогической деятельности.

Структура методической службы школы

Если есть управленческая служба, значит должны быть и управленческие технологии.

В книге М.М. Левина “Технологии профессионального педагогического образования” подробно представлены технологии профессиональной подготовки педагога, разные формы, методы, пути совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Наиболее эффективными для нас в школе являются:

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);
  • семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
  • диспуты, дискуссии (“круглый стол”, диалог-спор, дебаты, форум, ) и др.;
  • “деловые игры”, ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы;
  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла;
  • обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
  • обсуждение “срезов знаний”, вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;
  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию, рефераты, разработки уроков, изготовление наглядных пособий; выставки лучших продуктов творчества детей и т.д.;
  • обсуждение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение;
  • педагогические Советы и др.

В таблице №2 я представила механизм реализации одной из задач школы через конкретные формы работы методической службы.

План реализация задачи школы: “Обеспечение прочных знаний учащихся,

развитие общеучебных умений и навыков (ОУУН), формирование основных компетенций”

Направление

деятельности

2001-2002

2002-2003

2003-2004

1. Диагностика

 

Отслеживание умения школьников планировать свою деятельность, анализировать, обобщать, работать с учебником и первоисточниками Динамика развития ОУУН у школьников, выявление проблем. Уровень владения старшеклассниками ОУУН
2. Семинары,

Круглые столы,

Проблемные столы,

дискуссии

 

 

Когда хочется учиться.

Работа с учебником, проблемы, поиск, результат.

Планирование учебной деятельности на уроке.

Развитие ОУУН школьников – одно из условий повышения качества образования.

Конструирование развивающих целей урока.

Саморазвитие, самосовершенствование личности школьника по технологии Г.К. Селевко.

План урока: тема, цель, формы и методы работы, о новых подходах к планированию.

Групповая и индивидуальная работа на уроке.

Личность учащегося как самоуправляемая система.

Инструментарий развития ОУУН школьников.

Комбинированный урок, нестандартные формы уроков.

3. Педагогические

советы

 

От творчества учителя – к творчеству ученика.

Структура урока

Управление качеством образования в свете модернизации.

Единые подходы к развитию ОУУН школьников.

Педагогический совет по затруднениям учителя.
4. Практическая деятельность

 

Создание творческой группы по разработке Программы развития ОУУН

Индивидуальные консультации,

работа на кафедрах.

Создание Программы развития ОУУН.

Работа с тематическим и поурочным планированием педагогов

Индивидуальная работа на основе диагностики и контроля

Работа творческой группы по созданию инструментария развития ОУУН

Пропаганда итогов работы группы.

Индивидуальная работа на основе диагностики и контроля

5. Контроль Развитие ОУУН у школьников на уроке Адекватность форм и методов развития ОУУН у школьников на уроке. Уровень владения ОУУН педагогами и уч-ся.
6. Результат Четкое видение проблемы, пути решения. Умение планировать развитие ОУУН через конкретную деятельность. Создание методического пособия “Инструментарий развития ОУУН школьников”

Осуществлять основные функции методической службы помогает нам технология комплексного исследования деятельности учителя.

Эта технология подробно описала академиком Лизинским В.М. и я думаю, нет надобности сейчас воспроизводить теорию.

А на практике у нас получается так. Вся информация о каждом учителе собрана в одном месте. У нас - в папке, которая заведена на каждого учителя. В ней:

  • итоги контроля (посещение уроков администрацией и руководителями кафедр);
  • качество обучения;
  • выполнение программы;
  • повышение квалификации и педагогического мастерства;
  • результативность работы, достижения учащихся;
  • обобщение опыта;
  • диагностика;
  • отчеты учителя по четвертям и за год;
  • справки и т.п.

Частично материал папки – открытый, он собирается администрацией, руководителями кафедр, психологом, обсуждается совместно, частично – закрытый, т.е. доступный только самому учителю.

Сначала такое “досье” вызвало негативную реакцию большинства педагогов – они сочли это ненужным “бумагомаранием”. Но по прошествии нескольких лет убедились в обратном.

Во-первых, материал не используется во вред учителю, а скорее наоборот: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.

Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу. Поэтому у нас не возникает проблемы во время аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Как правило, никаких учительских амбиций мы не переживаем и аттестация проходит достойно.

Технология саморазвития педагога

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития.

Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма на только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества образования.

Каждый учитель в нашей школе разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методической службы школы: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление на кафедре, аттестация и т.п.

Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности.

Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия, - ученика, - педагоги не могут не общаться на профессиональном уровне.

На этом этапе управленческую деятельность методической службы помогает организовать технология педагогического взаимодействия.

Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах деятельности. Одна из форм – это творческие группы.

Обычно, учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный - на 3 года.

Для членов творческих групп характерно неформальное общение, минимум заседаний (3 - 4 в течение года), т.к. главное внимание они должны уделять поисковой работе. Формы занятий различны: практикумы, теоретические семинары, “открытые” уроки, диспуты и др. Не следует подавлять инициативу учителей, желающих вести творческую, исследовательскую работу по интересующей их проблеме, которую они сами формулируют.

Если добровольного объединения педагогов не происходит - работает методическая служба. Так, в школе по инициативе методической службы создана творческая группа “Создание инструментария формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников”. Тема эта сложная, мало разработанная в методической литературе, и учителя не проявляли собственной инициативы, но с удовольствием работают под руководством методической службы.

Методическая тема школы: “Формирование потребности школьника в саморазвитии, самосовершенствовании через внедрение новых образовательных технологий”

Творческие группы:

Исследуемая педагогическая проблема Дата регистр. Результаты деятельности

Кол. педагогов- исследователей

1. Допрофессиональная подготовка учащихся. 1994 Созданы программы, работают спецкурсы

8

2. Внедрение новых педагогических технологий преподавания 1997 Созданы технологические карты уроков, тематические планы, опыт обобщен в форме методических пособий, дидактического материала, методических рекомендаций.

Проведено два городских семинара из опыта работы.

Опыт представлен на заседаниях ГМО, педагогических чтениях, августовской конференции

10

3. Обучение по индивидуальным учебным планам 1997 Разработаны индивидуальные учебные планы, повышение качества знаний.

3

4. Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время. 2000 Альманах творческих работ.

Участие детей в конкурсах, призовые места.

3

5.. Дифференцированное обучение. Уровневая дифференциация. 2000 Методические рекомендации, дидактический материал, сборники разноуровневых заданий

6

6. Апробация и внедрение технологии саморазвития и самореализации личности Г.К. Селевко. 2001 Опыт обобщен на начальной стадии, идет накопление материала по параллелям

19

7. Создание инструментария развития общеучебных умений и навыков школьников 2002 Создана творческая группа. Создается методическое пособие.

30

8. Нравственное воспитание школьника на уроках 2002 Сборник дидактического материала

4

9. Разработка тестового инструментария контроля знаний 2003  

8

Мы имеем дело с огромным потоком информации о работе школы, каждого педагога, которую необходимо не просто собирать, но и систематизировать, делать легкой для чтения и удобной в использовании.

В этом случае не обойтись без технологии графического отражения информации.

В сводных таблицах: информационно-методическая карта передового опыта педагогов, трудности в работе учителя, участие педагогов в работе ГМО, повышение квалификации педагогов, пропаганда личного педагогического опыта, выполнение программы, динамика качества обучения, результативность труда и т.д. Огромная информация сжата до статистических данных, которые легко хранить и которыми удобно пользоваться.

Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед является прямым результатом работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.