Музыкальные инструменты (открытый урок музыки в 1-м классе по программе "Музыка", авторы: Е.Д. Крейская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)

Разделы: Музыка


Звучит русский народный наигрыш “Полянка”. Под музыку дети входят в класс.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня мы продолжаем удивительное путешествие в мир музыки, где нас ждёт ещё много неизведанного. И вместе с нами прекрасная богиня, которая помогает нам раскрывать тайны музыки – Муза.

Ребята, вы вошли в класс под музыку. Вспомните, голос какого инструмента выделялся больше всего в звучании оркестра?

Ученики: Свирели.

Учитель: А какое настроение в музыке передал этот инструмент?

Ученики: Радостное, весёлое, задорное.

Учитель: Посмотрите, какие картины подходят к звучанию этой музыки?

Ученики рассматривают репродукции, выбирают соответствующие, на их взгляд, характеру звучавшей музыки, объясняя свой выбор.

Учитель: Если бы инструменты могли заговорить, и каждый стал бы рассказывать о себе, мы бы услышали много увлекательных историй с удивительными превращениями и приключениями. Вот послушайте одну из них:

Сидел рыбак весёлый на берегу реки,
И перед ним по ветру качались тростники,
Сухой тростник он срезал, и скважины проткнул,
Один конец зажал рукой, в другой конец подул.
И будто оживлённый тростник заговорил,
То голос человека, и голос ветра был.
(М.Ю. Лермонтов)

Ребята, как вы думаете, о каком инструменте эта история?

Ученики: О свирели.

Учитель демонстрирует игру на свирели.

Учитель: Наша Муза приготовила для вас загадку:

Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял…

Ученики: Свирель.

Учитель: А вы знаете песенку о пастушке? Давайте подготовимся к пению.

Распевание.

Пение: “Пастушья песня” (французская народная песня).

Учитель: Ребята, а Муза приготовила для вас сюрприз, послушайте.

Слушание: “Пастушья песня”. Канон (хор мальчиков п/у В. Попова).

Ученики обращают внимание на необычное звучание песни. Учитель объясняет, что такое пение называется “канон”.

Учитель: Я уверенна, что очень скоро вы тоже научитесь так же красиво петь, а значит и правильно владеть своим дыханием.

Дыхание.… А ведь именно так в переводе с немецкого языка называется один музыкальный инструмент. Познакомьтесь, флейта! Действительно, для того чтобы запел этот инструмент, надо в него подуть. Флейту можно назвать внучкой свирели. На протяжении всей своей жизни флейта постоянно менялась, у неё появилось красивое, сверкающее, металлическое одеяние, множество клапанов и рычажков.

Послушайте, как звучит этот инструмент.

Слушание: “Шутка” И.-С. Бах.

Учитель: Как звучит этот инструмент?

Ученики: Радостно, оживлённо, игриво.

Учитель: Композитор передал нам что-то серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое?

Ученики: Шутливое.

Учитель: Это произведение называется “Шутка”. Его написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад.

Люблю волшебной флейты звуки
И слушаю их нежный перелив,
Склонивши голову и руки,
В груди дыхание затаив.

Слушание: “Мелодия” К. Глюк (фрагмент).

Учитель: Отличалась ли эта музыка от “Шутки” Баха?

Ученики: Да, эта музыка печальная, грустная, нежная.

Учитель: Конечно, у нас появились совсем другие чувства. Эту удивительную музыку написал немецкий композитор Кристофор Глюк. Она называется “Мелодия”.

Композиторы Бах и Глюк жили очень давно, а мы и сейчас слушаем их музыку, и она нам очень нравится. Ведь хорошая музыка – на века. Она будет жить и звучать через сотни лет. Прекрасная музыка никогда не умрёт.

Ребята, прислушайтесь, кажется, в нашем классе появился гость.

Звучит тема Птички из симфонической сказки “Петя и волк” С.С. Прокофьева.

Учитель: Как вы думаете? кто это? Поищите.

Дети находят в классе спрятанную заранее игрушечную птичку.

Учитель: Прислушайтесь, музыка вам подскажет, что делает птичка.

Повторное слушание темы Птички.

Ученики: Птичка весело щебечет, порхает.

Учитель: А вы узнали, какой инструмент изобразил птичку?

Ученики: Флейта.

Учитель: Голоса инструментов могут не только передавать печаль и веселье, но и изображать звуки природы.

А сейчас давайте познакомимся ещё с одним инструментом. Он называется – арфа. Посмотрите, как изящно выглядит арфа, как крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн. Этот инструмент появился в Древнем Египте и на протяжении своей жизни всё время менялся. Так, со временем на свет появились гусли, фортепиано.

Послушайте, как звучит арфа.

Слушание: фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской” В. Кикты.

Учитель: Голос арфы напомнил вам звучание какого-то другого инструмента?

Ученики: Гусли.

Учитель: А фортепиано может изобразить звучание гуслей? Послушайте.

Исполнение учителем фортепианной пьесы “Гусляр Садко” В. Кикты.

Учитель: А может ли фортепиано изобразить журчание ручейка, реки? Вот послушайте.

Звучит фрагмент “Баркаролы” П.И. Чайковского.

Учитель: А сейчас я спою вам песенку. Звучание какого инструмента вы услышите в музыке?

Исполнение и разучивание песни “Наша речка (муз.  Л.М. Колпышевой, сл. М. Минграновского)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новыми для нас инструментами: флейтой и арфой. Слушали свирель, фортепиано. Их голоса могут изображать различные звуки природы. Они могут печалиться и грустить, веселиться и радоваться, совсем как мы с вами.