Я люблю тебя, Москва

Разделы: Внеклассная работа


Программные задачи и цели:

1. Закрепить и уточнить знания детей о Москве – столице России, средствами рассказа, стихотворений, музыки затронуть чувства гордости к родному городу;рассказать об исторических местах и достопримечательностях родного города.
2. Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение составлять рассказ – описание, обобщая их собственный опыт и полученные знания из бесед, рассказов, чтения литературы.
3. Учить детей использовать в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени (самый красивый, самый старинный, древнейший, величественнейший)
4. Расширить чувственный опыт детей на основе ознакомления с окружающим.
5. Обогатить зрительные представления усовершенствовать все стороны речи: лексическую, грамматическую, фонетическую..
6. Патриотическое воспитание: любовь к своему городу.

Оборудование:

1. На доске написана тема урока.
2. В центре доски плакат изображением Кремля..
3. Детские рисунки на тему: “Я люблю тебя Москва ”.
4. Две открытки.
5. Кассета с гимном Москвы.

Ход занятия:

Занятие начинается с гимна Москвы (Дети встали).

ВЕДУЩИЙ: Сегодня наше занятие посвящено родному городу, в котором мы живем, нашей красавице Москве и тема его “Я люблю тебя, Москва”.

Москва - один из самых удивительных городов мира. Она вобрала в себя все национальные черты русского характера. Особенности русской души отразились на облике Москвы, ее архитектуре и убранстве. Москвичи – добрые, доверчивые, разговорчивые. В.Г.Белинский писал: “Лицо москвича, - открыто, добродушно, весело приветливо; москвич всегда рад заговорить и заспорить с вами о чем угодно, и в разговоре москвич откровенен… По лицу москвича видно, что он доволен людьми и миром…” Вот такие москвичи, такова Москва!

УЧЕНИК: МОЯ МОСКВА

Всем краям российским голова
Ты любовь народная, Москва
Великая, раздольная
Родной земли достойная!

Во век не стихнет о тебе молва,
Расцветай любимая Москва.
Бессмертная и величавая
Красуйся, златоглавая!

ВЕДУЩИЙ: Москву за ее красоту в народе называли… Как?

( Дети говорят и учитель показывает ответы.)

З

Л

А

Т

О

Г

Л

А

В

А

Я

Б

Е

Л

О

К

А

М

Е

Н

Н

А

Я

 ВЕДУЩИЙ:: Сегодня мы с вами будем работать по группам.

Каждая группа будет обсуждать вопрос, который им будет даваться.

1 ЗАДАНИЕ

Почему наш город назван Москвой ?
Расскажите историю возникновения Москвы.

(Дается время для обсуждения данного вопроса, дети в своих группах обсуждают и дают ответы.)

ДЕТИ: Город получил название по реке Москве. Ученые предполагают, что название пошло от древнеславянского корня “моск” или “мозг”, что значит “мокнуть”(а места здесь, действительно, в древности были болотистые). В современном русском языке есть еще слово “промозглое”, т.е сырое, влажное.

Значит, название “Москва” имеет смысл – “топкая, болотистая, мокрая”. Вероятно, такой ее впервые увидели наши далекие предки – славяне больше тысячи лет назад – топкой, болотистой.

2 ЗАДАНИЕ: Вы знаете, что на Руси у каждого города был свой герб, гимн. Флаг – это символика. Символ – это обозначение славы, величие города.

Что обозначает флаг, герб, гимн нашего любимого города?

(Работа в группах)

Возможные варианты ответов:

Флаг города. По уставу: “Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного элемента герба – святого Георгия Победоносца”.

Герб города. В уставе сказано: “Гербом города Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника –святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змия”.

Гимном города стала песня, написанная композитором И.Дунаевским и поэтами М.Лисянским и С.Аграняном. Она не писалась как гимн столицы и подобный статус получила недавно.

3 ЗАДАНИЕ: Расскажите легенду о Георгии Победоносце.

ДЕТИ: Святой Георгий, по преданию, римский воин, родом из Лидии, ставший христианином. С именем Георгия связана популярная в средние века легенда о спасении им дочери восточного царя, отданной на растерзание дракону. Георгий – это свет Доброты, а Змей – это тьма Зла. Но добро всегда побеждает зло.

В Москве святой Георгий Победоносец почетался с первых дней ее существования, так как имя Георгий (по-русски – Юрий) носил князь – основатель Москвы, Юрий Долгорукий.

4 ЗАДАНИЕ: Викторина

1. Древнее название Красной площади.(Пожар.)
2. Река, протекающая вдоль стен Кремля на месте Александровского сада, заключенная впоследствии в подземные трубы. (Неглинная.)
3. Крепость на территории центральной части Москвы. (Кремль.)

ВЕДУЩИЙ: ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ О КРЕМЛЕ.

(Дети подготовили рассказ из книги Олега Филимонова “Расцвет Кремля ”.)

4. Другое название собора Василия Блаженного на Красной площади.(Покровский.)
5. Великий русский композитор, именем которого названа консерватория в Москве. (Чайковский.)
6. Местность в северной части Москвы, на территории которой находится бывший театр крепостных артистов графа Шереметева.(Останкино.)
7. Меценат, собиратель картин русских художников, почетный гражданин Москвы, живший во второй половине Х1Х в. (Третьяков.)
8. Ворота, через которые москвичи и гости столицы могут пройти на территорию Кремля.(Троицкие.)
9. Князь – основатель Москвы.(Долгорукий.)
10. Архитектурный ансамбль, музей – заповедник бывшего царского имения на Каширском шоссе.(Коломенское.)
11. Главнокомандующий русской армии во время Отечественной войны 1812 г.(Кутузов.)
12. Одна из древнейших улиц Москвы, на которой жили ремесленники, купцы и торговцы.(Сретенка.)
13. Один из холмов Москвы, на котором был построен Кремль. (Боровицкий.)
14. Московский царь, получивший прозвище за свою скупость. (Калита.)

5 ЗАДАНИЕ: Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминается Москва.

Возможные ответы:

– Москва – матушка.

– Москва – сердце России.

– Москва не город, а целый мир.

– Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

– Москвой – столицей весь народ гордится.

– В Москве побывать – ума набраться.

– Москва верстой далека, а сердцем близка.

– Не разом Москва строилась.

6 ЗАДАНИЕ: Мой любимый уголок Москвы. Почему? (Дети выходят к своим рисункам и рассказывают, что они изобразили.)

7 ЗАДАНИЕ: Какие стихи, вы знаете о Москве?

(Дети читают выученные стихи.)

* * * * * *

Как часто в горестной разлуке,
Город чудный, город древний
В своей безрадостной судьбе
Ты вместил в свои концы

Москва, я думал о тебе –
И посады, и деревни,
Москва! Как много в этом звуке
И палаты, и дворцы!

Для сердца русского слилось,
Опоясан лентой нашей
Как много в нем отозвалось!
Весь пестреешь ты в садах.
А.С.Пушкин

Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах?
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева,
Глаз не схвати улиц длинных
Это матушка – Москва?
Ф. Глинка

 * * *

Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, – о, русская земля! –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня –
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
…Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный –
Ну, не мираж ли сказочно-небесный–
Возник пред вами, реет и горит?
И я молюсь – о, русская земля!
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны…
Николай Рубцов

ВЕДУЩИЙ: А теперь прочитайте те стихи, которые вы написали сами, посвященные любимой Москве. (Дети к уроку написали свои стихи и читают их.)

* * *

Москва! Москва! Москва!
Москва, ты моя Москва,
Как же ты велика!
Ты красива и мила!
Имеешь церкви большие,
У тебя красивые церкви
И реки шальные.
И красивые купола!
Москва! Москва! Москва!
Москва, ты моя Москва,
Как же ты велика!
Ты красива и красна!
Тянешь к себе артистов,
Москва, моя милая Москва,
Журналистов и туристов.
Я очень и очень тобой
Москва! Москва! Москва! горжусь,
Как же ты велика. И очень при очень,
Пол света обошла, тебя я люблю!
Красивее места не нашла!
Алена Щукина
Элена Квиртия

Москва – любимая моя
Я люблю свой город славный,
Я люблю его бульвары,
Где родился и расту.
Площади и фонари,
Я люблю его проспекты –
Что нам весело сияют
Милых улиц красоту.
От зари и до зари!
Олег Толстов

8 ЗАДАНИЕ: Дается два конверта, (по одному каждой группе) в них разрезанные открытки с изображением достопримечательностей Москвы.

ВЕДУЩИЙ. Вам предстоит собрать открытку и рассказать, что изображено на ней. Дать краткую справку.

9 ЗАДАНИЕ: Какой я вижу Москву в будущем?

(Дети обсуждают этот вопрос в группе и желающие дают ответ.)

ВЕДУЩИЙ. Что значит быть москвичом?

1 ученик

Ты москвич, а это значит
Должен честным быть,
Должен добрым быть,
На благо всем трудиться
И трудом своим гордиться

2 ученик

А иначе, а иначе
Ты , брат не москвич!
Москвичом быть – это значит –
Патриотом быть!
Город свой любить,
За людей, за правду биться,
Цель поставить – и добиться!
А иначе, а иначе
Ты, брат, не москвич!

ВЕДУЩИЙ.

– Молодцы, ребята, сегодня на занятии вы показали, что вы настоящие москвичи, любите свой город и столько много о нем знаете. Любите свой город, приумножайте его богатства, храните его историю и культуру.

Под марш Газманова “Моя Москва” дети уходят из класса.