Конспекты уроков по экспериментальной программе А.А. Штеца "Обучение грамоте и письму младших школьников"

Разделы: Начальная школа


Письмо. Урок №28. Этап “Живая азбука”. Букварный период.

Тема: Знакомство с рукописными буквами Э,э,Х,х и их общими элементами—большими и малыми полуовалами.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: Поэтапное формирование у первоклассников основ графического письма в соответствии с условием определенных графических действий, формирование элементарного графического навыка, обучение письму новых элементов по образцу.

Развивающие: Развивать принцип поэлементного изучения букв, ориентацию в замкнутом пространстве строки, в поисковой деятельности выделять общие элементы букв, заложить перспективу быстрого формирования каллиграфического письма, развитие мелкой моторики руки.

Воспитывающие: Усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание писать красиво.

ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты с изображением муравья Тимошки, муравейника, звуковые модели букв гласных и согласных, карты с разными элементами букв.

ХОД УРОКА:

Актуализация

Какой у нас сейчас урок?

Чему мы научились на уроке письма?

А для чего нужно уметь писать элементы?

Кто к нам приходит каждый раз на урок?

А что мы делаем всегда вместе с Тимошкой?

Повторение

На доске плакат с изображением муравейника и элементов на нем.

Назовите элементы из которых мы строим муравейник.

Вызываются ученики, называют элементы, учитель пишет их.

А какой элемент у муравья? Найдите карточку.

Вот сегодня мы с вами будем писать этот элемент большой и малый полуовал.

Объяснение нового

Открыли пропись на странице

При письме каких букв встретились новые элементы?

Смотрим на печатные и рукописные буквы. Какие буквы имеют общий элемент? Он выделен красным цветом.

Как же пишется общий элемент в рукописных буквах?

Найдите в прописи экран с общими элементами.

Сначала мы смотрим на букву Э.

Пишем между серединой рабочей строки и верхней линией от себя, в сторону сверху вниз.

Тактировка: и-раз-и

Начало: малый полуовал – у середины рабочей строки

Направление: от себя в сторону до середины на себя сверху вниз.

Тактировка: и-раз-и пишем в воздухе, на парте, на ладони.

ФИЗМИНУТКА:

1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять
1,2,3,4,5 в домик спрятались опять
На двери висел замок,
Никто его открыть не мог
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Здороваемся пальчиками.

Письмо в тетради:

Обводим общий элемент букв, малый полуовал. Какая это буква?

Обводим самостоятельно.

Нашли ленточку, нам легко в ней писать? Почему?

Обводим элемент, начиная с красной точки тактируя

Напишите самостоятельно насколько элементов.

Физминутка для глаз.

Найдите строчку с образцами. Какой элемент пишем?

На новой строке напишем элементы

Задачка Муравья. Что нарисовано на картинках? Сравните два последних звука духи—муха. Какие звуки разные?

Итог урока:

Что нового мы узнали на уроке?

Чтение: урок № 30 Этап “Живая азбука”.

Тема урока: Буквы Я я.

Цели и задачи:

Образовательная:

Подготавливать детей к позиционному чтению.

Закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, печатные буквы и их основные звуковые значения.

Продолжать отработку двух способов чтения ( чтение с опорой на звуковые модели слов и чтение простейших слов структуры ГГ, ГС, СС)

Развивающая

Продолжить обучение детей звуковому разбору (интонационное выделение звука в слове, чтение звуковых схем)

Развивать речевую деятельность в букварный период на этапе “Живая азбука”

Закрепить с детьми знания о гласных буквах в русском алфавите, которые обозначают два звука.

Воспитывающая:

Воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку.

Воспитывать учеников деятельностной личностью, овладевающих продуктивной речевой деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки: Паровозик Речи, скворечник в форме буквы Я, карточки D и О, запись на доске слов, разрезная азбука.

ХОД УРОКА:

Актуализация

А)

– Начинаем наш урок чтения.
– Что мы делаем на уроке чтения?
– Что такое родная речь?
– Какая она бывает?
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
– Из чего состоят слова?
– На какие две команды делятся звуки?
– Как можно различать гласные и согласные звуки?
– Какие бывают согласные звуки?
– Как мы их обозначаем?
– Как обозначаем гласные звуки?

Б) Так как у нас урок чтения, то давайте почитаем.

– У меня на доске записаны слова.

ИА ЕЮ
ИЛ ЮГ
ИЗ ЮН
АИСТ УЮТ

– Сначала прочитайте их глазками самостоятельно.
– Значение каких слов вы можете объяснить? (поговорить о лексическом значении этих слов)
– А теперь читаем столбики хором.
– Читают только девочки.
– Читают только мальчики.
– Прочитайте шепотом.

ФИЗМИНУТКА

Проблемная ситуация (постановка учебной задачи)

– Мы с вами продолжаем путешествие по стране Читалии.
– Сегодня мы порадовали наш Паровозик Речи своими ответами.
– Но еще один житель страны Читалии хочет с вами познакомиться.
– А что это за житель, нам поможет узнать рисунок на доске.

На доске нарисована буква “ Я” в виде скворечника. “Занимательное азбуковедение” Волина.

– Посмотрите на картинку, кто догадался?
– На доске у меня записано стихотворение, как вы думаете о чем оно?
– Как догадались?
– Давайте проверим?
– Один ученик будет читать, а другой следит указкой на доске, все остальные следят глазками.
– О какой букве идет речь?
– Теперь еще раз прочитаем хором, а кто читать не умеет следят глазами.
– Какая буква пришла к нам на урок?
– Найдите ее в нашей азбуке.
– Выставите на наборное полотно заглавную и строчную буквы.
– На каком месте стоит эта буква?
– Сравните заглавную и строчную буквы.

 Открытие новых знаний, способов, действий.

– А теперь откройте букварь на странице 29.
– Найдите букву с которой мы познакомились.
– Какая это буква?
– Прочитаем еще одно стихотворение об этой букве.
– Следите пальчиком, а один ученик будет читать.
– Почему же мы говорим, что эта буква хвастливая?
– Как называют человека, который любит хвастаться?
– Я сейчас посмотрю, есть ли у нас в классе хвастуны, которые кричат: “Я, я, я!”
– Сейчас мы будем учиться читать эту букву.
– Посмотрите на картинку в Букваре. Что на ней изображено? (яблоко)– Прочитайте букву по модели.
– Что заметили? (2 звука)
– Какие они? ( Согласный и гласный)
– Выделите первый звук из этого слова. Какой он? [ j ]
– Выделите второй звук. Какой он? [ a ]
– Прочитаем эту букву.
– А теперь прочитайте все слово. (яблоко)
– Прочитайте второе слово, используя модель. (ягоды)
– Прочитайте слова записанные на доске:

ЯК, ЯМА, ЯКОРЬ.

ФИЗМИНУТКА

Работа в тетради по чтению и письму.

– А теперь откройте тетрадь по чтению и письму на странице 22.
-Обведите ручками буквы Яя по контуру.
-Найдите букву на буквенной ленте и заштрихуйте цветным карандашом.
-Обозначьте первый звук в звуковых моделях слова яблоко.
-Обозначьте звуки букв в моделях слов Яга, ягода.
-Рассмотрите иллюстрацию, определите, что художник напутал. Обозначьте звуки букв в звуковых моделях слов названия сказки.
-Подчеркните буквы, которые могут обозначать два звука.

Закрепление изученного:

– Закройте тетради и положите перед собой Буквари.
– Найдите задание Читалочки. Что происходит на данной картинке?
– Давайте узнаем как зовут этих ребят.
– Прочитайте первое слово.
– Что вы заметили?
– После какой буквы Я обозначает два звука?
– Прочитайте второе слово. Что заметили?
– Когда еще Я обозначает два звука?
– Прочитайте последнее предложение. Когда так говорят?
– Прочитайте про себя пары слов. Как вы думаете, какой столбик подходит к данной модели и почему?

 Итог урока:

– С какой буквой познакомились?
– Гласная она или согласная?
– Сколько звуков может обозначать и когда?
– Что еще нового узнали?