Россия наших дней: шаги первых президентов. Урок-дискуссия, 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Форма урока: интегрированный с информатикой нестандартный урок – дискуссия.

Цель урока

Уяснить особенности становления российской государственности на современном этапе путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первых президентов России (Ельцина Б.Н. и Путина В.В.) с применением информационных технологий.

Задачи:

– формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;
– отработка элементов сравнительного анализа и обобщения исторических фактов, умение давать оценку событиям и деятельности роли личности в истории;
– развитие умений конструирования альтернативных вопросов в ходе работы с историческими источниками;
– закрепление навыков работы с компьютерными программами Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher.

Оборудование урока: плакаты (см. приложения к уроку № 1-6);

выставка книг по тематике урока;
портреты президентов страны и образцы государственной символики страны в период их правления;
ТСО для демонстрации мультимедийного учебника, образовательной коллекции и презентации учащихся по данной теме.

Время проведения урока: 2 часа.

Основные понятия темы: институт президента, историческая личность и ее роль в истории, курс либеральных реформ, демократизация общества, конституционное оформление существующего строя.

Подготовительный этап

1. Класс делится на творческие группы, которые получают индивидуальные задания:

  • социологи (дают характеристику социальной стратификации России на современном этапе, знакомят с социальным статусом президента в обществе и семейным положением первых президентов, отношением различных категорий населения к этим знаменитым личностям);
  • политологи (раскрывают содержание политических процессов в стране в годы правления Ельцина и Путина, знакомят с их программой и политическими взглядами);
  • психологи (рисуют психологический портрет президентов, дают полную характеристику личности, опираясь на воспоминания близкого президентского окружения);
  • аналитики (анализируют ситуацию в стране, знакомят с хронологией событий в период правления этих президентов, выделяют удачи и просчеты их деятельности, опираясь на факты, представленные в мультимедийных учебниках);
  • эксперты (представляют свое видение деятельности первых российских президентов через подготовленные презентации, затем обобщают информацию всех групп, делают выводы и заключение).

2. Объявление тем рефератов, докладов, сообщений к уроку; требования к написанию и оформлению ученических работ; список дополнительной литературы и вопросы к дискуссии.

3. Подбор демонстрационного учебного материала, подготовка и оформление кабинета информатики к уроку.

4. Подготовка контрольного теста для проверки изученного материала

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

  • понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности личности. Опираясь на мнение известного историка В. О. Ключевского о том, что “историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах; стремление сообщать преобразовательным порывам вид таких простых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить”, в ходе урока - дискуссии ответьте на вопрос: можно ли назвать первых президентов России историческими личностями?
  • необходимо напомнить учащимся, что в своих сообщениях они должны раскрыть деятельность президентов (успехи и неудачи), их вклад в историю современной России, значение президентского института власти в российской политической системе. Сообщения всех творческих групп должны соответствовать поставленным на подготовительном этапе задачам и при оценке работы в группах необходимо учитывать добавления, заданные корректные вопросы, умение давать рецензию, вести дискуссию, работать по памяткам - алгоритмам.

2. Учитель ведет дискуссию, по очереди предоставляя право выступления каждой группе, при необходимости задает дискуссионные вопросы, обобщает выступления учащихся. Вопросы для дискуссии:

  • почему на президентских выборах в РСФСР 12 июня 1991 года Ельцин победил кандидатов от коммунистической партии, какие взгляды он выражал в ходе предвыборной кампании?
  • какими полномочиями обладал первый президент России? Чьи интересы представлял?
  • - победа Ельцина это начало “эры обновления, возрождения России” или начало “разрушения России в угоду империалистических сил”? какая позиция вам ближе и почему?
  • каковы положительные итоги и каковы просчеты и ошибки по итогам первого года деятельности команды Ельцина?

(+)

а) реализован начальный этап экономической реформы
б) усилена исполнительная власть, создан институт глав администраций
в) сохранены мир и стабильность на внешних границах страны
г) коррективы тактики правительства, кредит доверия не утрачен

(-)

а) жесткая монопалистская политика привела к падению жизненного уровня населения
б) не удалось выстроить новую политическую систему (неопытность демократов)
в) широко распространены коррупция, стремление к личному обогащению
г) стабилизационная политика правительства вступила в социальный конфликт со всеми слоями населения
д) не был решен вопрос о частной собственности на землю, ее свободной купле-продаже - попытка Ельцина ввести президентское правление была оценена многими партиями как государственный переворот, так ли это?

  • в чем причины победы Ельцина на президентских выборах в 1996 году?
  • позиция президента в чеченском вопросе: победа или поражение?
  • какой смысл вы видите в традиции инаугурации президента России?
  • какие факторы повлияли на стремительный рост карьеры В. Путина?
  • почему слова Ельцина о том, что он “ видит в Путине своего преемника на посту президента и что именно Путин сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом ХХ веке предстоит обновлять великую Россию”, вызвали всеобщее раздражение среди политиков?
  • что имели в виду авторы журнала “Итоги”, когда писали, что “ставка на Путина сделана ельцинской командой просто от отчаяния”?

3. Выступлению группы аналитиков отводится особое место в ходе ypокa, так как они во время дискуссии подкрепляют свои аналитические выводы демонстрацией материалов из мультимедийного учебника“ История России. ХХ век”, авторов Т. С. Антонова и А. Л. Харитонова и образовательной коллекции “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, республиканского мультимедиа центра МО РФ.

4. Завершает урок выступление группы экспертов, которые представляют свои информационные презентации по данной теме, а также знакомят с общими выводами по теме и озвучивают варианты ответа на поставленный в начале урока дискуссионный вопрос.

5. Подведение итогов: по окончании урока дается домашнее задание по подготовке к контрольному тестированию на пройденную тему; отмечаются представленные работы и выступления учащихся; объявляются оценки и благодарность за активную работу на уроке.

Приложение № 1
Структура (примерный план описания жизни и деятельности исторических лиц)

  1. Годы жизни или правления.
  2. Краткая биография.
  3. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
  4. Предшественники и последователи, положения, которые показывают сходства и различия взглядов.
  5. Историческое значение данной личности.
  6. Характеристика исторической эпохи, в которой действовала эта личность.

Приложение № 2
Схема примерного построения альтернативного вопроса

Он (она):
– открыл…
– считал…
– разработал…
– продолжил…
– опроверг…
– доказал…
– высказал предположение…
– опирался на ….
– является сторонником…

Приложение № 3
Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
  3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Приложение № 4
Памятка – алгоритм по требованиям к качеству речи

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Приложение № 5
Памятка – алгоритм по формированию умения доказывать

  1. Доказательство состоит из аргумента, рассуждения и вывода.
  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
  3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.
  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод и систематизируй их.
  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Приложение № 6
Критерии оценки сообщений учащихся

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения, выражено ли свое отношение.
  4. Риторика: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств, путем использования различных языковых средств, владение исторической терминологией.

Список литературы

  1. В. П. Островский. История России. ХХ век. 11 кл.
  2. Г. К. Селезнев. Новейшая история России и Запада.
  3. Н. С. Кочетов. Нестандартные уроки в школе
  4. Т. А. Антонов, А. Л. Харитонов. Мультимедийный учебник “История России. ХХ век”
  5. Республиканский мультимедиа центр МО РФ. Образовательная коллекция “Россия на рубеже третьего тысячелетия”
  6. О. В. Волобуев. Политическая история современной России на уроках.
  7. Р. А. Медведев. Загадка Путина.