Слово о Некрасове

Разделы: Литература


Цель: помочь учащимся понять Некрасова как человека и поэта, его отношение с действительностью, определившей дух и характер творчества, “проложить тропинки” к следующим урокам изучения творчества.

Оборудование: портреты Некрасова, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Панаевой.

Ход урока.

Для создания эмоционального настроя – музыка (еще перед уроком): песни, романсы на слова Некрасова.

Вступительное слово учителя.

  • Постановка цели урока
  • Запись темы, эпиграфа.

Это было раненное в самом начале жизни сердце, и эта – то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь.

Ф.М.Достоевский

Лекция.

План–конспект учащиеся записывают в тетради.

Название блока Опорные слова Вопросы. Задания.
“Твоя жизнь именно из тех, которые…должны быть рассказаны…”

И.С.Тургенев

Разногласия в оценках личности, творчества. Вопрос 1.

Меж двух огней я шел неутомимый.
Куда пришел? Клянусь, не знаю сам,
Решать вопрос предоставляю вам.
Н.Некрасов, “Уныние”

(Ответ на поставленный Некрасовым вопрос – к заключительному уроку по творчеству поэта.)

“Всему начало здесь, в краю моём родном…”

Н.А.Некрасов

28 ноября 1821 года, Грешнево, Ярославль, “жизни безобразной… грубые черты”, “никому не благодарен”, страдалица-мать. Задание 1.

Включите в рассказ о детстве поэта строки из его произведений.

Задание 2.

Сравните стихотворение М.Ю.Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…” и стихотворение Некрасова “Родина”.

Что отличает автобиографическое воспоминание Некрасова от лермонтовского?

“Уму непостижимо, сколько я работал…”

Н.А.Некрасов

Петербургские мытарства, литературная поденщина, “Мечты и звуки”, “лучший урок”. Задание 3.

Создайте эскизы иллюстраций (можно словесные) к циклу стихов “На улице”.

Вопрос 2.

Чьи традиции в изображении Петербурга продолжает Некрасов?

“Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?”

В.Г.Белинский

В.Г. Белинский, начало нового “Современника”, друзья и соратники, политический террор. Задание 4.

Включите в рассказ о Некрасове фрагменты из стихотворений о дружбе поэта и критика.

“Восторг всеобщий”.

Н.Г.Чернышевский

Сборник 1856 г., эстетическая декларация “Поэт и гражданин”, широчайшая известность, гражданственность Вопрос 3.

Чьим воззрениям на искусство более всего отвечает стихотворение “Поэт и гражданин”?

“Немногие способны к такой нежности чувства…”

Н.Г.Чернышевский

Счастливый день, А.Я.Панаева, исповедь любящего сердца, единство интимных и гражданских переживаний, драматизм. Задание 5.

Включите в рассказ о Некрасове выразительное чтение одного из стихотворений панаевского цикла.

Творческое задание.

Художественно оформите обложку книги стихов Некрасова о любви, дайте ей название. (Отсроченное задание, выполняется к уроку изучения любовной лирики поэта.)

Эксперимент.

В стихах, посвященных сокровенным мыслям, довольно ясный сюжет (недаром “стихотворными новеллами” называют еще произведения Некрасова, выделяя в них повествовательное начало).

Попробуйте “допридумать” историю, которая легла в основу выбранного вами стихотворения.

Искусство редактора. “Современник”, 19 лет, Тургенев, Добролюбов, 1860, трудный выбор; черный день 16 апреля 1866 г.; “Отечественные записки”, 1868 г., “вновь пишет он, призванью верен”. Вопрос 4.

Что послужило причиной раскола в “Современнике”?

Вопрос 5.

“Я за то глубоко презираю себя…”

В чем заключался драматизм положения Некрасова-редактора?

“Его слава будет бессмертна”.

Н.Г.Чернышевский

“От юности готовьте ваш итог!”, доля народа, завещание, безнадежность.

“Последние песни”, последние встречи, самоотверженная помощница.

“Угомонись, моя муза задорная”.

“Слава печальнику горя народного”.

Вопрос 6.

Прочитайте “Последнее свидание” И.С.Тургенева. Что открывает вам в личности Некрасова эта последняя встреча с Тургеневым?

Домашнее задание. Подготовить рассказ о Некрасове по плану-конспекту.