Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети с отклонениями в развитии – это очень неоднородная группа дошкольников, но чаще всего для них характерна недостаточная сформированность внимания и памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, речевой деятельности, словесно-логического мышления, зрительно-моторной координации.

Таких детей объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогической работе для подготовки к обучению. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у ребенка нарушений. Воздействие на детей с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методических принципов: систематичности, последовательности в результате дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности и др. Так одним из наиболее важных является онтогенетический принцип, ориентирующийся на коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального речевого сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности. Деятельностный способ подразумевает проведение работы с ребенком при организации совместной деятельности.В коррекционной работе с альтернативными детьми большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, “готовность” руки к письму, появляется интерес к познанию окружающего мира. При обучении ребенка творчеству важно обращать внимание на развитие его личности, способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо создание благоприятных условий дома и в группе детского сада. Следует использовать разнообразные виды художественной деятельности, одной из которых является оригами. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины. Оригами активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. В реабилитационных центрах отмечена психотерапевтическая роль складывания бумаги. Возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, свою комнату или подарить родителям и друзьям привлекает дошкольников.

При выполнении работы ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями объема и плоскости, усваивает основные процедуры, используемые при работе с бумагой: разметка, сгибание, вырезание, склеивание, оформление поделки рисунком или аппликацией оригами. В процессе работы развиваются точные движения пальцев, глазомер, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.

Методы коррекции мелкой моторики были апробированы в коррекционном детском саду “Веселый дельфин” г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия).

Для развития мелкой моторики и психических процессов в группе проводились различные игры, такие как:
1. Рисование по шаблону.
2. Бусы. (Нанизывание бусин на проволоку нитку)
3. Волшебные спички (Раскладывание картинок по образцу и по памяти)
4. Разрезные картинки
5. Мозаика.
6. Сложи картинки из геометрических фигурок.
7. Игры со шнурами и камешками.

8. “Золушка” - разбор круп.
9. Пальчиковый театр, теневой театр.
10. Вышей и раскрась.

Проводилась пальчиковая гимнастика, мимическая гимнастика для расслабления организма и пальцев рук.

С целью обучения детей изготовлению поделок способом оригами был составлен тематический план по изготовлению игрушек способом оригами.

Тематический план по изготовлению поделок оригами

Старшая группа

Месяц

Тема

Базовая форма

I этап

Сентябрь

1. Лягушка. I способ.
2. Салфетка для праздничного стола.
3. Стаканчик.
4. Зайчик. I способ.
треугольник
книжка
треугольник
треугольник

Октябрь

1. Бабочка. I способ
2. Домик.
3. Рыбка “Скалярий”
4. Тюльпаны
треугольник
треугольник
треугольник
треугольник
  II этап  

Ноябрь

1. Собачка
2. Акула
3. Курочка
4. Пароход
треугольник
треугольник
треугольник
треугольник

Декабрь

1. Синичка
2. Самолетик
3. Елочка
4. Ворон

треугольник
воздушный змей
воздушный змей

Январь

1. Лебедь
2. Дом
3. Пианино
4. Петушок
воздушный змей
дом
дом
воздушный змей

Февраль

1.Грач
2. Котенок (из 2-х квадратов)
3. Парусник
4. Жар-птица
треугольник
треугольник
воздушный змей
воздушный змей

Март

1. Цветы – подарок маме
Ирисы
Тюльпаны
Гвоздики
2. Лисичка-сестричка (из 2-х частей)
3. Зайка – II способ
4. Коллективная работа – картина “Заюшкина избушка”
треугольник
треугольник
треугольник
треугольник
треугольник
воздушный змей
треугольник
книжка
воздушный змей

Апрель

1. Матроска
2. Звезда
3. Ванька-втанька
4. Пингвин
Шкаф
воздушный змей
воздушный змей
треугольник

Май

1. Закладка
2. Кошелек
3. Складываем сказки - “Кот, Петух и Лиса”
Книжка
книжка треугольник
воздушный змей

Подготовительная группа

  Игрушки II этапа – игрушки из

2-х квадратиков

 

Месяц

Тема

Базовая форма

Сентябрь

1. Котенок
2. Собачка
3. Зайка
4. Поросенок
Треугольник
треугольник
воздушный змей
треугольник
 

III этап – игрушки с использованием различных базовых форм

 

Октябрь

1. 2-х палубный кораблик
2. Корзиночка
3. Коттедж
4. Ниндзя
Блин
Квадрат
квадрат
блин

Ноябрь

1. Лошадь
2. Жираф
3. Белка
4. Звезда Ниндзи
Воздушный змей
воздушный змей
воздушный змей

Декабрь

1. “Звезды”
2. Корона
3. Коробочка Самбо – I
4. Шарф для елки “Кусудана”
Воздушный змей
блин
блин
катамаран

Январь

1. Елки
2. Кит
3. Летучая мышь
4. Морской котик
Треугольник, водяная бомбочка
рыба
водяная бомбочка
рыба
Февраль 1. Истребитель
2. Кит
3. Маски для театра (коллективная работа)
Рыба
Март 1.Тюльпан
2. Ласточка
3-4. Птички по памяти и схемам
Птица

Апрель

1. Каркающая ворона
2. Ракета
3. Журавль на гнезде
4. Журавль с машущими крыльями
Треугольник
Водяная бомбочка
Птица
Птица

Май

1. Прыгающая лягушка
2. Алёнушка
3. Игрушки по желанию детей с использованием образцов, схем
водяная бомбочка шкаф

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:
- Знакомство с образцом готовой игрушки
- Анализ схемы с выполнением одной операции
- Одновременное складывание игрушек
- Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требовалось постоянно
- При изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняли повтор операции по образцу.

Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. В дальнейшем это облегчило изготовление и сократило время на выполнение игрушки, дети научились читать схемы и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.
Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми проводились следующие игры и упражнения: “Преврати квадратик в другую форму”, “Угадай, во что превратился квадратик?”, “Где чья тень?”, “Назови правильную форму”, “Определи базовую форму” и др.

При изготовлении поделок дети испытывали трудности, что огорчало их, приводило к раздражению. С целью сохранения терпения, на примере более простых форм, необходимо правильно распределять силы и использовать следующие правила:

Правила преодоления трудностей при выполнении поделок.

I Не огорчайся при неудаче.
II Если устал – оставь свою работу.

1. Понаблюдай за работой других детей.
2. Послушай музыку.
3. Полежи на ковре.
4. Посети уголок природы.

III Обязательно вернись к своей работе.

1. Выбери форму проще, при ее выполнении вернись к первоначальной форме.
2. Рассмотри и проанализируй схемы и условия обозначения.
3. Обратись за помощью (используй в крайнем случае).

За правильное поведение, умение планировать свою деятельность детей необходимо поощрять. Для этого можно дарить интересные игрушки, изготовленные руководителем, при этом акцентировать вниманиена том, что вскоре он сам научится делать подобные игрушки, если будет работать по плану и соблюдать правила. Это способствует более последовательному и успешному поведению ребенка.

На занятиях оригами эффективно использовались сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. Оригамские сказки помогают найти наиболее короткий путь приобщения детей к одной из самых удивительных форм постижения красоты. [5, 6, 7, 11]

В творческую деятельность группы были вовлечены и родители, их интересовали новые умения детей, и они активно старались помочь в изготовлении новых игрушек. В помощь родителям в организации ручного труда в семье, была оформлена папка-передвижка, куда собирался разнообразный материал по ручному труду (выкройки поделок, схемы, рисунки), а также раскрывались особенности ручного труда и использование его в целях решения воспитательно-образовательных задач.

Родителям рекомендовалось обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.

Главным итогом работы дальнейшего теоретико-практического использования материалов разработаны следующие рекомендации:

Рекомендации для воспитателей по сопровождению коррекции моторики.

1. Организовывать обучение в подразделениях в свободное время.

2. Вначале занятия используйте мимическую гимнастику, т.е. улыбнитесь друг другу, подари те хорошее настроение детям, вселите в них уверенность.

3. Подготовьте руки к работе, выполните пальчиковую гимнастику.

4. Имейте несколько дополнительных квадратиков для работы. Мелкие детали (глаза, язычки) готовьте заранее и предлагайте их детям для приклеивания.

5. Используйте (особенно на начальном этапе) сказки-подсказки. Это заинтересует детей, по может в запоминании и выполнении поделок.

6. Изготавливайте поделку в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а на первоначальном этапе и помогайте им. Займите место за столом так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой. Не бойтесь помочь ребенку, ваш труд не пройдет напрасно.

7. При объяснении называйте свои действия, соотносите с моделью, схемой и добивайтесь этого от детей.

8. Выучите названия и изготовление базовых форм, это облегчит объяснение и выполнение игрушки, сэкономит время.

9. Знакомьте детей с условными обозначениями, используйте в работе схемы, книги.

10. Используйте в работе игры и упражнения.

а) Превращение квадратика.
б) Угадай, во что превратили мой квадратик.
в) Найди схему данной фигуры.
г) На что похоже и др.

11. Устраивайте конкурсы, выставки по оригами, оформите ими группу, новогоднюю елку, для игр драматизаций, дарите к праздникам и т.д.

Рекомендации для самостоятельной работы детям.

1. Подготовь рабочее место, клей, ножницы, квадратики из цветной или писчей бумаги размером не менее 16-20 см.  Помни, альбомный лист плотный и не годится для складывания.

2. Складывай на столе.

3.При выполнении поделки работай молча, не отвлекайся, строго следи за совпадением углов, сторон, не забывай проглаживать сгиб пальцем.

4. При работе с книгой располагай фигурки так, как они изображены на рисунке, следи за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.

5. В случае неудачи не огорчайся, отдохни и попробуй еще раз.

6. Заведи альбом для игрушек и поделок, которыми ты можешь порадовать друзей и родителей.

7. Научи свои близких выполнять игрушки, которые умеешь делать сам.

8. Содержи в чистоте рабочее место: материал для работы и игрушки. Не забудь навести порядок после занятия.

 Методическое сопровождение для родителей

1.Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.

2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.

3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.

4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.

5. Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.

6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

7. Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию: памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Оригами является универсальным способом обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, обучению грамоте.
Новые игрушки, мыслительные задачи, игры таят в себе данный вид творчества, помогают проведению коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии – развивают психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир.

Библиография

1. Аручидзе, Марина. Быть подобным творчеству: Из опыта работы детского сада “Ладушка” г. Ростов-на-Дону // Дошкольное образование. – 2000. – Окт. (№ 37-38).
2. Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькин. – М., 1998. – 207 с.
3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 208 с.: ил.
4. Михайленко, Л. “Оригамские” сказки /Л. Михайленко, Л. Романова // Дошкольное воспитание. - 1997. – 304 с.
5. Простякова, Н. Игры – сказки в обучении детей оригами / Н. Простякова, О. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5. – С. 51.
6. Рогаткина, Т. Нескучное оригами / Т. Рогаткина, Л. Бородина // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 8. – С. 74-76.
7. Рогаткина Т. Сказки-подсказки / Т. Рогаткина, Л. Губанова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 10. – С. 53-58.
8. Сержантова, Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рософ, 2002. – 192 с.
9. Сержантова, Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, 1999. – 188 с.: ил. – (Внимание: дети!).
10. 100 игрушек из бумаги. – СПб: Кристалл, 19989. – 320 с. – (От простого к сложному).
11. Тарабанова, Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.И. Тарабанов, Худож.: Г.В., Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 224с.: ил. - (Вместе учимся, играем).