Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 10-го класса к новой ситуации обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решение задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28 – 51 – 513/16

Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

Сегодня редко кто продолжает учиться в том же классном коллективе, что и раньше. Кто-то переходит в другую школу, кто-то в параллельный класс. А при создании профильных классов большинство коллективов формируют из учеников разных классов, выбравших определенное направление обучения. Другими словами, классный коллектив оказывается другим.

При этом меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.[1]

Этот процесс протекает параллельно с процессом увеличения учебной нагрузки и требований учителей по определенному учебному профилю. Часто школьники, выбирая профильный класс, не отдают себе отчет в том, что их ждет, не знают, как в будущем применить полученные знания, вследствие чего теряют мотивацию и учатся только по инерции. Здесь очень важно помочь школьникам сформировать цели обучения на ближайшие 2 года и помочь в проектировании дальнейшего жизненного пути.

В свете обозначенных выше проблем психологами нашей школы разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения 10 классов.

Цель программы – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Программа реализуется в начале учебного года (сентябрь – октябрь).

Этапы программы:

Психолого-педагогическая подготовка учителей, работающих в 10 классах. Она проходит в виде семинаров о психологических особенностях протекания периода адаптации у десятиклассников, а также в виде консультаций с классными руководителями по проведению развивающей программы “Наш класс”.

Проведение классными руководителями занятий по развивающей программе “Наш класс”. Данная программа разработана на основе опыта рижских педагогов. [2]

Основные направления программы:
1) оптимизация общения в классе;
2) формирование у учеников целей обучения в 10–11 классах;
3) принятие новых требований, предъявляемых к ученикам профильного 10 класса.

Программа состоит из четырех занятий, продолжительностью 40–45 минут.

Занятие 1. Времена года. Его цель – формирование благоприятного психологического климата в классе, познание подростками друг друга.

Занятие 2. Самоисследование “Каждый в своем уголке”. Цель – поиск личной мотивации обучения. Ребятам предлагается поразмышлять над тем, чего они ждут от обучения в 10–11 классах.

Занятие 3. Живая анкета. Как и предыдущее занятие, оно направлено на поиск личной мотивации обучения.

Занятие 4. “Я хочу, чтобы мой класс…” Цель – способствовать принятию каждым учеником своего класса; высказывание пожеланий одноклассникам.

После каждого занятия классным руководителям рекомендуется заполнять “Дневник классного руководителя”, который помогает психологу проанализировать работу и ощущения подростков и педагога, помогает проследить динамику процесса адаптации. Вот некоторые выдержки из “Дневника”:

“… На четвертом занятии мне стало понятно, что ребята стали более внимательными друг к другу, исчезла настороженность в отношениях”.

“…Я думаю, ребятам было интересно узнать, что же каждый в отдельности хочет для своего класса. На данном этапе ребят очень сильно интересуют:

1) учебная деятельность; 2) отношения друг с другом, со сверстниками, друзьями. Хотят, чтобы класс учился хорошо и царила атмосфера дружбы и доверия”.

Психологическая диагностика уровня адаптации десятиклассников необходима для того, чтобы вовремя определить, как себя чувствует в классе каждый подросток и наметить пути оказания помощи, если что-то не складывается в учебе и во взаимоотношениях со сверстниками.

Для диагностики использовались следующие методики:

Шкала тревожности, разработанная по принципу “Шкалы социально-ситуационной тревоги” Кондаша. Преимущество шкал такого типа заключается в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги. Шкала тревожности позволяет определить у школьников уровни школьной, самооценочной и межличностной тревожности.[3]

Индекс групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.[4]

Знакомство педагогов и родителей с результатами диагностики и рекомендациями. С результатами исследования педагоги и родители могут ознакомиться на индивидуальных консультациях. Также практикуется проведение родительских собраний совместно с детьми, где родители и подростки совместно анализируют собственные диагностические данные. С помощью психолога они стараются понять причину полученных результатов и как их можно использовать для дальнейшего развития ребенка. Такая форма представления результатов исследования, по нашему мнению, является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.

Осуществление коррекционной работы. Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении выявленная высокая тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то в случае высокой тревожности, связанной с конфликтностью самооценки – на коррекцию самооценки, внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой.

Повторная диагностика. Знакомство педагогов и родителей с ее результатами и рекомендациями. После повторной диагностики подростков с низким уровнем адаптации на индивидуальных консультациях проводится знакомство родителей, педагогов и подростков с результатами исследования.

Рефлексия. В конце октября анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности программы адаптации, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10 классе.

Литература:

1. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. – № 6.
2. Ковалев С. В. подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
3. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.
4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.