Роль дидактического материала в творческом развитии ученика

Разделы: Математика


Главная задача каждого учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания.

Одним из путей такой новизны я вижу разработку и применение различных видов дидактического материала, создание которого позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся.

Расскажу о некоторых из них.

Карточки-задания, которым отводится роль обучающей работы тренировочного характера. Они могут быть различными по своей структуре. Цель применения таких карточек – не контроль, а тренировка, активная работа учащихся по приобретению умений и навыков. Увлекаясь, ученики не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, проявляют творчество.

Примеры.

Тема: “Вычисление площадей фигур” (11-й класс).

Карточки составлены на 8 вариантов с учетом степени сложности и индивидуальных особенностей учащихся. Могут быть рассчитаны не только для работы на уроке, но и организации домашних контрольных работ, факультативных занятий, рис. 1.

Тема: “Степень с рациональным показателем” (9-й класс). Этими карточками можно воспользоваться и в 11-м классе при подготовке к ЕГЭ, рис. 2.

Карточки могут быть как рукописные, так и набранные на компьютере (идеальный вариант), красочно оформлены ("Задачи повышенной трудности" с эмблемой ромбика-математика; из серии "Нестандартные задачи" со скрещенными шпагами), выполненные на цветном картоне (для проведения уроков "Вихрь упражнений"), рис. 3.

Для уроков "Вихрь упражнений" есть карточки по разным типам уравнений (квадратные, рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические, иррациональные). Такие карточки я всегда сопровождаю либо картой с ответами, либо тетрадью с решениями, а иногда и тем и другим. Делаю это для того чтобы, если возникают трудности в решении, ребята могли самостоятельно по тетради разобрать их. Комплекты таких карточек-заданий стремлюсь сделать по всем темам. Иногда заимствую их текст в методических журналах и газетах, но чаще приходится составлять самой.

Карточки могут быть и занимательного характера. Например, реши и расшифруй. Эти карточки интересны как школьникам младшего возраста, так и старшеклассникам, рис. 4.

Интересны карточки-задания с проявлением творческих способностей учащихся. Это, например "Животные в координатах" и "Аленький цветочек", рис. 5. B изготовлении и составлении этих карточек-заданий принимали участие сами ребята, поэтому они ценны вдвойне.

Кроме того, использую карточки с печатной основой. К ним относятся карточки по всему курсу геометрии 7-9-х классов рис. 6, в них представлены наборы задач по каждой теме курса. Они позволяют быстро решить несколько разнообразных задач составленных с возрастающей степенью сложности. Есть также карточки, которые позволяют быстро и качественно освоить тему "Графики и свойства тригонометрических функций", рис. 7.

Очень важный вопрос для преподавателя – осуществление на уроке “обратных связей”. Если учащиеся получают во время урока ту или иную информацию, то и преподаватель нуждается в получении информации, идущей от класса. Учитель на каждом этапе урока должен знать, как работает класс, на сколько понят материал, могут ли учащиеся применить полученные знания на практике. Причём информация от учащегося к учителю должна поступать как можно быстрее, чтобы учитель на этом же уроке смог выявить пробелы в знаниях учащихся по тому или иному вопросу, степень его подготовленности, а также дать возможность проявить смекалку и творчество.

Ученики имеют возможность провести проверку и самооценку качества выполненной работы. Такую возможность дают письменные и устные самостоятельные работы, которые можно проводить как при подготовке учащихся к восприятию нового, так и при закреплении пройденного материала.

Разнообразные виды небольших письменных и устных работ значительно оживляют педагогический процесс, делают его более разнообразным и интересным. На сравнительно простом материале такие упражнения позволяют развивать мышление и сообразительность учащихся. Они способствуют более сознательному усвоению предмета, приучая учащихся отчётливее понимать сущность математических понятий, определений, теорем и преобразовании, делают их знания более действительными и эффективными.

Одной из форм проведения письменных самостоятельных работ с немедленной проверкой результатов, является работа с перфокартами. Задания с перфокартами могут быть одно-, двух- и многовариантные, да и сами перфокарты могут быть разноплановыми. Приведу примеры перфокарт, которые использую в своей работе.

Перфокарты для проверки теоретического материала. Они, как правило, одновариантные. Устроены очень просто по типу "вопрос-ответ". К таким относятся перфокарты по темам "Квадратные уравнения" (8-й класс двусторонние – рис. 8), "Прогрессии" (9-й класс – рис. 9). Эти перфокарты позволяют очень быстро проверить знание определений, основных понятий по этим темам.

Перфокарты для проверки знаний различных формул, таблиц. К этой серии можно отнести перфокарты по теме "Производная". Перфокарты составлены на 2 варианта и позволяют проверить знание таблицы производных, рис. 10.

Перфокарты с практическими заданиями. В них очень часто содержатся задания повышенной трудности. Такие перфокарты многовариантны, включают в себя более сложный материал, требующий письменных вычислений. В этом случае учащиеся делают работу в тетради, а ответ сообщают при помощи перфокарты. В эту серию можно включить перфокарты по темам: "Квадратные уравнения" (8-й класс – рис. 11, на отработку всех формул для отыскания корней уравнения и неполные квадратные уравнения), "Правила перевода радианов в градусы и наоборот" (9–10-й класс – рис. 12), "Таблица значений тригонометрических функций" (9–10-й класс – рис. 13), "Прогрессии" (9–10-й класс).

Многоплановые перфокарты, рис. 14. Их можно использовать не только многовариантно, но и разнопланово, то есть, давая задания на различные темы. Такие перфокарты могут быть устроены по типу "Вопрос – ответ", "Морской бой".

Кроме того, очень часто бывает полезным использование “блок-листов” по различным темам. В эти “блок-листы” включаю разные задания по определённой теме. Работа по ним углубляет и расширяет полученные знания, служит подготовкой к активному восприятию новых знаний, обеспечивает разностороннее повторение ранее пройденного материала, способствует выработке навыков самообразования, воспитывает у учащихся чувство ответственности. Их можно использовать в качестве домашней контрольной работы. В этом случае задания даются на определённый период. При выполнении такой работы учащийся может обращаться не только к учебнику, но и к помощи учителя или одноклассника. Однако это не снижает их ценности. Если ученик решит даже одну – две задачи самостоятельно, это принесёт больше пользы, чем десять задач, списанных механически. Эти же “блок-листы” можно использовать при изучении темы или её повторении, в проведении различных многовариантных самостоятельных работ с учётом индивидуальных и творческих способностей учащихся.

Оформление листов бывает различным, рис. 15.

Очень часто в своей работе использую так называемые "подборки". Их, как правило, оформляю в виде мини-книжек (не только в смысле формата, но и в смысле объема). Например, книжка по теме “Графики”, рис. 16. В настоящее время работаю над мини-книжкой “Системы алгебраических уравнений”, в которую собираю различные задания по данной теме для нескольких классов.

Не менее актуальны карточки для устной работы. Устные упражнения в курсе алгебры и геометрии помогают более основательно раскрыть основные понятия этих учебных предметов. Кроме того, они позволяют проверить глубину знания теории того или иного вопроса. Устные упражнения эффективны и в воспитательном отношении. Они пробуждают интерес к математике, развивают внимание, наблюдательность, способствуют укреплению памяти, развивают творческую инициативу, дисциплинируют учащихся.

Интересными могут оказаться карточки – игры. Например, карточки по темам “Тригонометрия” – рис. 17 и “Производная” – рис. 18, которые составили учащиеся 11-го класса. Такие карточки позволяют ребятам проявить свою творческую индивидуальность, показать глубину знаний, качественно подготовиться к ЕГЭ и способствуют привитию интереса учащихся к математике.

Познавательно занимательными для ребят бывают карточки лабораторно-практического содержания. Например, карточки-задания "Площадь круга" (9-й класс – рис. 19). Работая по карточкам, учащимся гораздо интереснее высчитывать площадь конкретного предмета, чем подсчитывать площадь отвлеченных кругов. В такой работе прослеживается связь с другими предметами, в данном случае – с черчением. Такие задания позволяют учащимся творчески подходить к их выполнению.

Работа с использованием различного дидактического материала позволяет активизировать работу учащихся, увеличивает темп урока, повышает интерес учащихся к предмету, экономит время, что позволяет увеличить объём изучаемого материала, а самое главное обеспечивает творческий процесс обучения и развитие творческой личности.

Работая над изготовлением материала большое внимание, уделяю эстетическому виду. Если это рукописный текст, то стараюсь оформить аккуратно, но стремлюсь больше использовать возможности компьютера.

В дальнейшем планирую работу по расширению базы дидактического материала, в которой активное участие примут учащиеся.

Уже сегодня у многих из них есть задумки по созданию дидактических игр, которые помогут активизировать мыслительную деятельность, повысят работоспособность и настойчивость в овладении знаниями, создадут дополнительные условия для появления радости и чувства удовлетворенности от самостоятельно выполненной работы.