Повторение по теме: "Односоставные предложения" (урок русского языка в 8-м классе)

Разделы: Русский язык


Предметом изучения школьного курса русского языка в 8-м классе является синтаксис. Преподавание русского языка ведется по учебнику Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. – М.: Просвещение, 2002. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.

Для урока повторения по теме «Односоставные предложения» продуманы следующие вопросы: какие знания урок даст детям, какие умения сформирует у них, как организовать учебный процесс. Но не менее важно вызвать эмоциональный отклик обучающихся. Поставлена задача - заинтересовать детей научными знаниями и сформировать у них стремление к совершенствованию речи.

Стараясь сочетать рациональное и эмоциональное, для занятия выбрана форма прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии, которые предполагают групповую и индивидуальную работу. Ученик учится защищать свою позицию, считаясь с мнениями других, учится не обижаться на замечания.

Постановка проблемного вопроса: В чем своеобразие односоставных предложений? поможет вызвать у обучающихся познавательный интерес.

Цель урока – определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме. Достигнуть цели поможет решение следующих задач: повторить материал по теме и увидеть своеобразие односоставных предложений; развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова. Урок посвящен творчеству Н.М. Карамзина. Параллельно на уроках литературы ученики знакомятся с Карамзиным-писателем, его повестью «Бедная Лиза». Урок русского языка расширит представление о личности Н.М. Карамзина, его роли в развитии русского литературного языка.

Урок повторения обладает своей спецификой. Для успешного проведения урока нужна подготовительная работа: вопросы теоретического характера; творческое домашнее задание (выписать из повести «Бедная Лиза» виды односоставных предложений); индивидуальные сообщения о роли Н.М. Карамзина в развитии русского литературного языка.

Для активизации деятельности обучающихся на уроке используются наглядность: портрет Н.М. Карамзина, портрет Лизы из повести «Бедная Лиза»; раздаточный материал; толковые словари; таблица «Односоставные предложения», которая «собралась» по частям от урока к уроку по ходу изучения темы.

План урока составлен следующим образом.

В водном слове учителя обучающиеся будут введены в учебную ситуацию. Традиционная словарная работа представляет собой разноуровневую работу со словом (лексический, этимологический, фонетический) для целостного восприятия слова и повторения пройденного материала. Синтаксическая пятиминутка восстановит схему синтаксического разбора предложения, не позволит забыть двусоставное предложение. На следующих этапах повторения и анализа разных видов односоставных предложений используются орфографическое списывание, выборочный диктант. Желательно, чтобы обучающиеся сами сделали вывод, который представляет собой ответ на вопрос, поставленный в начале урока. Поэтому схема урока кольцевая. Домашнее задание направлено на развитие творческих способностей обучающихся, умение строить письменное высказывание. Заключительный этап урока - тестирование.

Не случайно выбрано как исходное старославянское слово прения, подобран поэтический текст Н.М. Карамзина со старославянскими элементами. Обращение к истокам родного языка способствует повышению грамотности, развитию языкового чутья, пониманию эстетики языка.


Конспект урока русского языка в 8-м классе

Повторение по теме «Односоставные предложения»

Цель. Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения».

Задачи:

  • повторить материал по теме, увидеть своеобразие односоставных предложений;
  • развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова;
  • расширить представление о личности Н.М. Карамзина, его роли в развитии русского литературного языка;
  • формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

Методы:

  • постановка проблемного вопроса;
  • организация обсуждения материала;
  • тестирование.

Подготовительная работа:

  • творческое домашнее задание (выписать из повести «Бедная Лиза» односоставные предложения разных видов);
  • индивидуальное сообщение о роли Н.М. Карамзина в развитии русского литературного языка.

Оформление:

  • толковые словари;
  • портрет Н.М. Карамзина, репродукция О.А. Кипренского «Бедная Лиза»;
  • старославянское написание слов прения, преть;
  • рисунок, отображающий лексическое значение слова прения;
  • таблица «Односоставные предложения»;
  • тесты;
  • планы работы групп («Рабочие программы»), значки П (практики), Т (теоретики), Р (рецензенты), письмо А.М. Пешковского (см. ход урока);
  • запись на доске стихотворных текстов Н.М. Карамзина (см. ход урока).

Рабочая программа партии теоретиков

  1. Вид односоставного предложения.
  2. Чем выражен главный член.
  3. В чем особенность употребления предложения.

Рабочая программа партии практиков

  1. Двусоставное или односоставное предложение. Доказать.
  2. Выделить главные члены предложения, определить, чем выражены.
  3. Определить вид односоставного предложения.

Рабочая программа рецензентской комиссии

  1. Ответ правильный.
  2. Ответ точный.
  3. Ответ полный.

План:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Разноуровневая работа со словом.
  3. Синтаксическая пятиминутка.
  4. Повторение и анализ видов односоставных предложений.
  5. Вывод.
  6. Домашнее задание.
  7. Индивидуальное сообщение.
  8. Тестирование.

Ход урока

I. Вводное слово учителя

Учитель. Запишите в тетрадях тему урока. Сегодня я приглашаю вас в зал заседаний, в котором разгорятся прения по вопросу: Односоставные предложения в произведениях Н.М. Карамзина, в том числе в повести «Бедная Лиза». Перед нами стоит задача – увидеть своеобразие односоставных предложений. В зале заседаний присутствуют представители двух партий. Партия Теоретиков - ваша функция – теоретический материал. Партия Практиков – ваша функция – практические задания. И Рецензентская комиссия – ваша функция – критика и оценка. Председателем Рецензентской комиссии является учитель. (Прикрепляются значки принадлежности партии.) На партах есть рабочие программы, которые можете использовать при выступлении.

II. Разноуровневая работа со словом

Учитель. Запишите слово прения. Это слово старославянское по происхождению. Образовалось от слова пьреть и обозначало «ссориться». Каково современное значение слова прения

Работа с толковым словарем: прения – обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Открыть прения по докладу. Жаркие прения.

Задания.

  • Затранскрибировать слово прения.
  • Составить словосочетание, выполнить синтаксический разбор. Работа с рисунком: Точно ли передано лексическое значение слова на рисунке?

III. Синтаксическая пятиминутка.

Учитель. Выполните синтаксический разбор предложения.

Печенеги, заключив союз с Игорем, пять лет не тревожили России.

Это предложение из труда Н.М. Карамзина «История государства Российского», главы «Князь Игорь».

IV. Повторение и анализ видов односоставных предложений.

1. Повторение и анализ безличных предложений.

Учитель. Обратите внимание на стихотворные строчки Н.М. Карамзина:

Хотел писать я много
О том, как человеку
Себя счастливым сделать
И мудрым быть в сей жизни.
Но ах! мне надлежало
Тотчас себе признаться,
Что дух сих философов
Во мне не обитает.

Орфографическое списывание.

Задания:

1. Распределить слова по группам орфограмм.

2. Дать характеристику предложениям.

Проанализируйте предложения. Встретились ли односоставные? Таблица поможет сосредоточиться.

Односоставные предложения
О/Л подлежащее – нет
сказуемое – 1, 2-е лицо
Б/Л подлежащее – не может быть
сказуемое – безличное значение
Н/Л подлежащее – нет
сказуемое – 3-е лицо
мн.ч. б.н.вр.; пр.вр. мн.ч.
НАЗЫВНЫЕ подлежащее – есть
сказуемое – не может быть

Учитель. Слово партии Практиков.

Ученики. Первое предложение – сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение двусоставное я хотел писать, второе простое предложение – односоставное, однородные сказуемые сделать счастливым и быть мудрым имеют безличное значение, поэтому предложение безличное.

Второе предложение – сложное, состоящее из двух простых. Первое простое предложение – односоставное, сказуемое надлежало признаться имеет безличное значение, в предложении не может быть подлежащего, поэтому предложение безличное. Второе простое предложение – двусоставное, так как состоит из подлежащего и сказуемого дух не обитает – грамматическая основа.

Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.

Какие предложения называются безличными? Выступление партии Теоретиков.

Ученики. Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.

2. Повторение и анализ определенно-личных предложений.

Учитель. Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.

Ученики. Это высказывание об определенно-личных предложениях.

Учитель. Выступление партии Теоретиков об определенно-личных предложениях.

Ученики. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

Учитель. Приведите примеры определенно-личных предложений из домашнего задания. Работает партия Практиков.

Ученики. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес…

Это односоставные определенно-личные предложения, так как сказуемые выражены глаголами в форме первого лица.

Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.

Работа с поэтическим текстом Н.М. Карамзина.

Пой во мраке тихой рощи,
Нежный, кроткий соловей!
Пой при свете лунной нощи!
Глас твой мил душе моей.

Какие старославянские элементы использует Н.М. Карамзин?

Найдите определенно-личные предложения.

Оценка Рецензентской комиссии.

3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Игровой момент.

Учитель. К нам в зал заседаний пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос.

(Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт.)

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.

Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский? Слово партии Теоретиков.

Ученики. А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.

Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.

Учитель. Выборочный диктант. Я прочитаю отрывок из повести «Бедная Лиза», выпишите неопределенно-личные предложения.

Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом. И поставили деревянный крест на ее могиле.

Тут часто сижу в задумчивости. Надо мною шумят листья.

Слово партии Практиков.

Оценка Рецензентской комиссии.

4. Повторение и анализ назывных предложений.

Учитель. Вы знаете, что «Бедная Лиза» - сентиментальная повесть. Как удается (с помощью каких предложений) Н.М.Карамзину удается выразительно, лаконично, точно указать на место действия, состояние души героев?

Ученики. С помощью назывных предложений.

Учитель. Приведите примеры из повести.

Ученики. Вот ее мысли, ее чувства. Какая трогательная картина! Мечта!

Это назывные предложения, так как главный член – подлежащее, выраженное существительным.

Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.

Выступление партии Теоретиков.

Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется ) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

V. Вывод.

Учитель. Прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?

Ученики. Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.

VI. Домашнее задание.

Учитель. Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру на одну из вечных тем: Любовь. Предательство. Жизнь и смерть, затрагиваемых Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза».

VII. Индивидуальное сообщение.

Учитель. Н.М. Карамзин, кроме того, что был писателем, поэтом, историографом, сыграл большую роль в развитии русского литературного языка.

Ученик. В конце 18 века Н.М. Карамзиным была введена буква Ё. Н.М. Карамзин отказался от устаревших слов, сблизил письменную и устную речь. Ввел в употребление много иноязычных слов: промышленность, общественный, общеполезный. Друг Н.М. Карамзина Петр Вяземский писал в стихах:

Язык наш был – кафтан тяжелый
И слишком пахнул стариной.
Дал Карамзин покрой иной –
Пускай ворчат себе расколы,
Все приняли его покрой.

Ученик 2. Однако распространение нового, «карамзинского языка» встретило и сопротивление, даже вызвало целую литературную войну. Против него выступили члены общества «Беседа любителей русского слова». Они считали церковнославянский язык языком духовности, высоких идей. На защиту Карамзина встала тогдашняя литературная молодежь: В. Жуковский, П. Вяземский, А. Тургенев, В. Пушкин. Они учредили литературное общество «Арзамас», сделавшее имя Карамзина своим знаменем.

VIII. Тестирование

Учитель. Заключительный этап работы зала заседаний.

Односоставные предложения

I В

I. Определите тип простого предложения:

А) односоставное;

Б) двусоставное.

1. Открой нам, отчизна, просторы свои.

2. Шесть лет войны запомнил шар земной.

3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца !

4. Героя в бой водила песня.

5. Жить и верить - это замечательно.

6. Танк, почерневший в объятьях пожара.

7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

8. Легкие облака на рассвете.

9. Пахнет вербой и смолою.

10. Травою запахло душистою.

II. Укажите вид односоставного предложения:

А) определенно-личное;

Б) неопределенно-личное;

В) обобщенно-личное;

Г) безличное;

Д) назывное.

1. Люблю грозу в начале мая.

2. Нас угостили ужином.

3. Начало смеркаться.

4. Приятная прохлада.

5. Повеяло теплым ветром.

6. Уж не увидимся больше.

7. Минут через пять Мишку впустили.

8. Цыплят по осени считают.

9. Помнишь рощу над рекой?

10. Не стоит спешить с ответом.