Интегрированный урок по математике и изобразительному искусству в 5-м классе по теме: "Действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


Цели урока:

1. Обобщить и углубить знания учащихся по теме: “Обыкновенные дроби”, продолжить работу по закреплению знаний, умений и навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
2. Способствовать развитию у учащихся логического мышления, грамотной математической речи;
3. Воспитание у младших подростков патриотизма, интереса к истории своего края, малой Родины на примерах традиций русской культуры.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Ход урока:

Учитель математики (У.М.):

Из истории Руси, русского народа известно, с какой тщательностью обустраивалась русская изба, каждый предмет имел своё назначение и с математической точностью было рассчитано его место в интерьере избы.

Сегодня на уроке мы с помощью обыкновенных дробей еще раз в этом убедимся.

1. Вспомним свойства обыкновенных дробей, работаем устно, на доске записаны дроби:

5/6; 59/59; 2/5; 6/6; 13/10; 13/20; 16/5; 42/41; 3/5; 1/6.

Я называю дроби, а вы, если дробь правильная, поднимаете правую руку, если дробь неправильная – левую руку, если дробь равна 1 – не поднимаете рук.

2. Какая дробь называется правильной, неправильной?

3. Какие способы сравнения дробей вы знаете?

4. Сравните дроби с 1.

5. Какие действия с обыкновенными дробями вы можете выполнить?

Учитель ИЗО (У.И.)

На уроках ИЗО мы изучали убранство русской избы (см. Рисунок 1).

Рисунок 1

В низенькой светёлке со створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.
Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол оструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльца с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

Перед вами фрагмент убранства русской избы.

У.М.

Какую часть занимает: окно, рушник, лавка, туесок, чашечка?

Какая часть свободна от предметов?

Дети записывают части, учитель записывает на доске.

У.И.

Дети, глядя на фрагмент, определите, кому из членов семьи принадлежит часть русской избы (женский уголок).

Верно, здесь находятся предметы, принадлежащие женщине. Но один из предметов простое белое пятно.

У.М.

А дети сейчас его распишут. У вас на столе лист с заданием №1 (см. Рисунок 2). Прочитайте внимательно задание, приступайте к его выполнению. Вам отведено 5–6 минут.

Рисунок 2

Рисунок 2

(После выполнения задания). Поднимите литки с выполненным заданием так, чтобы увидел учитель, сосед по парте, сосед сзади. Судя по рисунку, вы получили верные ответы. Какие примеры вызвали затруднения? Задайте вопросы.

У.И.

Характерной чертой росписи рушника является цвет. Дети, каким цветом вышивался рушник на Руси? (Красным). Что означает символ, изображённый на рушнике? (Символ плодородия).

У.М.

Рушник вышивали, предварительно его рассчитав.

У.И.

Есть предмет в русской избе, который символизирует любовь, добро и является главным оберегом семьи и жизненной необходимостью.

У.М.

Я считаю, что дети и здесь нас не подведут и с архитектурной точностью воссоздадут предмет избы, о котором Вы говорите.

Возьмите конверт с заданием. Работайте в паре (см. Рисунок 3).

Рисунок 3

1. Выполните задание на маленьких карточках.

2. Совместите ответы с соответствующими числами в таблице.

3. Восстановите рисунок.

На выполнение задания 10 минут.

(После выполнения)

У.М.

Задания сложные, какие особенно вызвали у вас особенные затруднения?

И, тем не менее, вам удалось их выполнить без ошибок.

У.И.

А что же на рисунке, дети? Это печь! Символ любви, добра, благополучия в семье. Печь кормила, спасала от холода, а сколько сказок было рассказано на печи. Недаром говорится: “Печь краса – в доме чудеса!”.

У.М.

С вашей помощью, дети, мы вернём в избу печь (прикрепляется рядом с фрагментом избы).

У.И.

Посреди светёлки – стол.

У.М.

Стол накроем сукном, если купим его.

Задача: (записана на д/д).

Некто купил 3/2 аршина сукна и заплатил за них 6 алтын. Сколько см. сукна он купил и сколько копеек заплатил?

При необходимости можно пользоваться грамоткой (см. Рисунок 4).

Рисунок 4

(Решение: 72 : 2 x 3 = 108 cм – купил.

1 алтын = 3 коп.

6 алтын заплатил.)

Дети решают задачу, называют ответы. Учитель записывает все, затем, после обсуждения выбирается верный (купил 108 см, заплатил 18 коп.)

У.И.

А вот задача от наших предков про гусей (на д/д)

Если тебе 12 лет, и ты покупаешь гусей, то их столько, сколько тебе лет, да ещё 2/3 твоих лет. Цена одного гуся полтин с алтыном, да 4 гроша. Сколько у продавца гусей? Сколько стоит один гусь?

Решение: 12 +12 : 3 х 2 = 20 (гусей у продавца)

полтина = 50 коп.

алтын = 3 коп.

грош = 1/2 коп.

4 гроша = 2 коп.

55 коп. стоит

один гусь.

Решения обосновываются детьми, ответы записываются.

У.И.

Смело можно накрывать на стол и приглашать гостей.

У.М.

Подведём итоги урока.

Интересно было на уроке? Что именно?

Вы увидели, как широко применяются дробные числа?

Трудно было? В чем трудности?

Во сколько баллов вы оцениваете важность этого урока и удовлетворение от работы на нём “скажите” с помощью вашей ладони.

(Дети поднимают ладонь с количеством баллов – пальчиков).

Д/З.