Реакции обмена

Разделы: Химия


Цели:

  • дать понятие о сущности реакции обмена,
  • продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции,
  • закреплять знания по классификации и названиям химических веществ и типам химических реакций,
  • уметь наблюдать, рассуждать, говорить “химическим языком”;
  • формировать опыт творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности,
  • воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету.

Оборудование:

  • дидактический материал – карточки для работы по парам; тест для проверки знаний и кружочки с символами ионов;
  • видеофильм;
  • растворы веществ: NaOH, HCl, CuSO4 , Na2CO3;
  • листочки (для записи текста “озвучки”).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Мы продолжаем изучать типы химических реакций.
Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним типом реакции. Цель этого урока уметь распознавать типы химических реакций, уметь расставлять коэффициенты в уравнениях реакций. Сегодня вы будете работать парами и самостоятельно.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с некоторыми типами химических реакций. Давайте вспомним :

  • Какие реакции называются реакциями соединения?
  • Какие реакции называются реакциями разложения?
  • Какие реакции называются реакциями замещения?

2. Работа с карточками по парам.

Докончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, указать типы химических реакций:

    1. ? + НСl --> ZnCl2 + Н2
    2. СаСО3 --> СаО + ?
    3. Си(ОН)2 --> Н2О + ?
    4. ВаО + SО3 --> ВаSО4
    5. Си(NО)3 --> СиО + NО2 + О2

3. Проверка выполненного задания.

5 человек выходят к доске, решают по одному уравнению реакции и объясняют их.

4. Самостоятельная работа. (10 минут)

Ученикам выдаются карточки.

Ученики читают вопрос, находят правильный ответ под буквой и ставят точку напротив данной цифры и данной буквы.

1 вариант.

1. Формула серной кислоты:

а) Н2 SO4,
б) H2 SO3,
в) H2CO3.

2. Формула карбоната калия:

а) КNO3,
б) К2СО3,
в) К2SO4.

3. Реакция соединения:

а) 2Н2О = 2Н2 + О2,
б) 2 КNО3 = 2КNO2 + O2,
в) СаО + СО2 = СаСО3.

4. Реакция разложения:

а) Н2 + С12 = 2 НС1,
б) СаСО3 = СаО + СО2,
в) Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2.

5. Реакция замещения:

а) 3 СиО +2 А1 = А12О3 +3 Си,
б) 4Fe +3 O2 = 2Fe2O3,
в) СиО + 2НС1 = СиС12 + Н2.

Вариант 2

1. Формула фосфорной кислоты:

а) Н3 РО4,
б) НNO3,
в) H2SO4.

2. Формула нитрата калия:

а) К2СО3,
б) КNO3,
в) КNО2.

3. Реакция соединения:

а) КОН + НС1 = КС1 + Н2О,
б) Fe(OH)2 = FeO + H2O,
в) SO3 + H2O = H2SO4.

4. Реакция разложения:

а) 6 Li +3 N2 = 2 Li3N,
б)2 KNO3 = 2KNO2 +3 O2,
в) 2 Н2О = 2Н2 + О2.

5. Реакция замещения:

а) 2А1 + 3 Н2SO4 = Al2( SO4)3,
б) СиО + НС1 = СиС12 + Н2О,
в) 3 Fe + 2 O2 = Fe 3O4

Вариант 3.

1. Формула угольной кислоты:

а) Н2СО3,
б) Н2SO4,
в) НNO3.

2. Формула хлорида натрия:

а) Na2CO3,
б) NaCl,
в) NaNO3.

3. Реакция соединения:

а) 2 NaOH + CuCl2 = 2NaCl + Cu(OH)2,
б) CuCl2 + Zn = ZnCl2 + Cu
в) Fe + S = FeS

4. Реакция разложения:

а) Zn +2 HCl = ZnCl2 + H2,
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O,
в) Ca + O2 = 2 CaO.

5. Реакция замещения:

а) Fe +2 HCl = FeCl2 + H2,
б) SO3 + H2O = H2SO4,
в) K2O + H2O = 2 KOH.

Вариант 4.

1. Формула соляной кислоты:

а) HCl,
б) HNO3,
в) H2SO3.

2. Формула фосфата калия:

а) K3 CO3,
б) K3 PO4,
в) KNO3.

3. Реакция соединения:

а) KOH + HNO3 = KNO3 + H2O,
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O,
в) K2O + H2O = 2 KOH.

4. Реакция разложения:

а) 2Na + Cl2 = 2 NaCl,
б) MgCO3 = MgO + CO2,
в) 2KOH + FeCl2 = Fe(OH)2 + 2KCl.

5. Реакция замещения:

а) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu,
б) CuO +2 HCl = CuCl2 + H2O,
в) N2 + O2 = 2 NO.

5. Творческая работа.

Учитель. Давайте с вами немного отдохнём. Как вы отдыхаете, обычно, когда приходите домой из школы? Включаете телевизор. Вот и мы сейчас с вами посмотрим небольшой фильм. Но, к сожалению, мы купили с вами такую кассету, на которой изображение есть, а звука нет. Ваша задача внимательно посмотреть видеозапись, друг с другом посоветоваться и прокомментировать (или озвучить) этот фильм, придумать название фильма. На выданных листочках записываете фамилии и озвученный текст.

Демонстрация фильма: В штативе стоят 3 пронумерованных пробирки с прозрачными растворами. В каждую пробирку приливается по каплям бесцветная жидкость. В пробирке под №3 раствор стал малинового цвета.

Проверка выполненного задания.

Рассуждения учащихся: Выданные растворы исследуются индикатором. Бесцветный индикатор – фенолфталеин, им можно определить, где находится щёлочь. Значит, из 3-х выданных растворов надо определить щёлочь. В кислой и нейтральной среде фенолфталеин не изменяет своей окраски, а в щелочной меняет на малиновую, что было видно в пробирке №3.

Название фильма: “Определение щёлочи”

Озвучивание фильма: Для определения щёлочи используется фенолфталеин – бесцветная жидкость, которая в щелочной среде меняет окраску на малиновый цвет. При попадании фенолфталеина в пробирку под №1 цвет не изменился, значит в ней не щёлочь; при приливании во вторую пробирку фенолфталеина изменений тоже не происходит, значит и в этой пробирке нет щёлочи. Фенолфталеин при приливании в пробирку под № 3 изменил окраску на малиновый цвет. Из выданных растворов в пробирке под №3 находится щёлочь.

Листки с ответами сдаются на проверку.

7. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним типом реакции – реакцией обмена. Реакции обмена идут между сложными веществами. Примером такой реакции служит реакция между растворами:

NаОН + НС1 = ?

Как вы думаете, какие вещества будут образовываться?

Рассуждения учащихся ( учитель на доске рисует кружочками):

1. Вещество NаОН состоит из ионов: _____
2. вещество НС1 состоит из ионов:____
3. одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённые притягиваются, поэтому положительные ионы меняются своими местами и получается:

NаОН + НС1 = NaCl + H2O

Уравнение реакции дописывается в тетрадях и на доске.

Учитель. Перед вами растворы щёлочи и кислоты, растворы бесцветные, получается тоже раствор бесцветный. Как провести эту реакцию, чтобы было видно, что она действительно идёт?

Данная реакция называется реакцией нейтрализации. Как вы думаете, почему?

Учитель. Реакции нейтрализации – это частный случай большого типа реакции обмена, т.е не только кислота и щёлочь могут вступать в реакцию. Итак, реакция обмена – это реакция между сложными веществами Какие ещё сложные вещества могут вступать в реакции обмена? (соли, кислоты, основания, оксиды). Действительно, между этими веществами могут протекать реакции обмена. А для того, чтобы не ошибиться идёт эта реакция или нет, мы должны помнить условия течения реакции между растворами до конца. (Должен получиться осадок, газ)

Демонстрация опытов:

1. Реакция обмена с образованием газа (только с карбонатами):

Учитель. Отметим, что угольная кислота слабая и распадается.

2. Реакция обмена с образованием осадка:

3. Реакция обмена идёт, если нерастворимое вещество растворяется:

8. Закрепление пройденного.

Докончить уравнение реакции:

NaC1 + H2SO4-->

(Реакция обмена не идёт, так как все вещества растворимы.)

9. Домашнее задание.

§ 27, упражнения 2в, 3 страница 99.