Речка детства (эколого-краеведческая конкурсно-игровая программа )

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Действующие лица:

Ведущий,
Светлый дух реки (Водяница),
Темный дух реки (Вредняк)

Программа начинается с показа кадров документального фильма о Клязьме, сопровождающегося песней. (“Песня о Клязьме” сл. Широковой муз. В. Давыдова)

Ведущий: Мы сегодня отправляемся в путешествие по удивительной реке. Реке, которую знает каждый из вас, которая дает вам напиться и умыться, без которой не будет работать ни один завод, которая дает удивительный приют рыбам и птицам, земноводным и млекопитающим, дарит нам свою красоту и прохладу в жаркий полдень. По реке, на которой стоит наш город. Река это – … Клязьма. И мы отправляемся в путешествие по ней. Ну, а все серьезные путешественники – люди суеверные. И поэтому кто-то из них, отправляясь в дальний путь, произносит молитву, кто-то приносит жертву, кто-то пишет завещание, а кто-то кладет пятачок под пятку. Давайте и мы, чтобы наше путешествие прошло благополучно, скрестим на удачу пальцы и по примеру наших предков обратимся к духу реки. Повторяйте за мной: О! Дух реки! Да пошли нам удачу! Защити нас от всяких невзгод и несчастий. Раскрой нам свои тайны и загадки. Мы обещаем не причинить тебе вреда. И помогать по мере возможностей! Чур меня!

На сцену опускается маска одна половина которой – светлая, а другая – темная. Из-за нее появляется Светлый (Водяница) и Темный (Вредняк) Духи реки. Поют песню: “Паутина мира” сл. Т. Ивасюк, муз. В. Давыдова

Водяница: Я, Водяница, Светлый Дух реки, благословляю вас на дальний путь, и пусть удача сопутствует вам во всем, и пусть ваше путешествие поможет вам узнать и понять жизнь реки.

Вредняк: Да, да, и узнать, как вы, люди, постоянно влезаете в эту жизнь, хотя вас об этом совсем не просят. Но мне это очень даже нравится. Потому что я, Вредняк, обожаю всякие разные вредности, гадости и пакости, без которых люди жить не могут.

Ведущий: Стоп, стоп, стоп! Я знаю, вы можете спорить между собой столетия. А нам надо отправляться в плавание. А для этого необходимо сформировать экипаж. Помните, как говорил знаменитый капитан Врунгель?: “Как лодку назовешь, так на ней и поплаваешь”. Поэтому я даю возможность экипажам придумать названия своим лодкам, а сама тем временем разделю веревочкой зал пополам и попрошу зрителей занять места напротив той команды, за которую они будут болеть и которой будут помогать во время путешествия. Итак, экипажи у нас готовы, лодки тоже. Ну, а чтобы отправиться в путешествие, нам нужно еще – что? – Правильно, карта.

Правила нашей игры – путешествия достаточно просты: каждая из команд будет по очереди бросать кубик и продвигаться на столько кружочков вперед, сколько их на кубике выпадает. Команда, первой пришедшая к финишу, получает специальный приз. Но на каждом кружке участников подстерегают трудные задания, выполнив которые, команда может получить еще дополнительные очки. Итак, пора двигаться в путь. Но кто же сделает ход первым? А это зависит от вас, уважаемые игроки. Сейчас каждая из команд получит табличку с цифрами 1,2,3. Я буду задавать вопросы, и давать три варианта ответа на каждый из них. Затем, по моей команде вы должны поднять номер того варианта ответа, который вы считаете правильным.

1. Место, где река берет свое начало.

а) исток,
б) устье (место, где она впадает в море, озеро или другую реку),
в) русло (путь течения реки).

2. Исток Клязьмы находится –

а) во Владимирской области,
б) в Горьковской области,
в) в Московской области (с.Кочергино Солнечногорского р-на).

3. Название “Клязьма” произошло от

а) “Юкки” – по-фински “река” (Ока)
б) “Кола” – по-фински “рыба” (Колпь),
в) неизвестно (это название уходит корнями в 5 - 7 век до нашей эры и его происхождения до нас не дошло).

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Итак, счет у нас… И право первого хода предоставляется команде…Но прежде, чем она его сделает, хочу обратить ваше внимание на аквариумы, которые стоят на столе каждой команды. Аквариумы с чистой водой, такой, какой она является в своем истоке. А что с ней будет дальше, мы увидим. Команды по очереди бросают кубик с цифрами 1, 2, 3 и игра ведется по принципу обычной настольной игры. Для организаторов данной игры-путешествия приводятся задания, которые надо приготовить на каждый кружок, независимо от того, попадут на него команды или нет. Для передвижения по карте необходимо приготовить изображения лодок с пришитым с другой стороны кусочком липкой ленты. Другая часть кусочка должна быть пришита на каждом кружке.

1. Исток. (Задание уже выполнено.)

2. Около поселка Водники Клязьма широко разливается перед плотиной и образует Клязьминское водохранилище. Приходит туда вода по каналу Москва-Волга и предназначена для обеспечения города Москвы, а возвращается ее мало, поскольку сбрасывают ее в Москву-реку, а та впадает в Оку. Поэтому вода здесь относительно чистая.

Вредняк: Зато пригороды Москвы сбрасывают в бассейн Клязьмы, особенно ниже водохранилища, неочищенные воды, и поэтому насыплю-ка я вам в аквариумы порошка стирального, бензинчику, мусора всякого. Вот и стала вода как в Клязьме – грязнее не бывает. Обожаю такую водичку!

Ведущий: Бассейн реки – это вся площадь, с которой в нее попадает вода со всеми речками, речушками и ручейками. А давайте проверим, как вы знаете реки нашей средней полосы, и как они связаны между собой.

Игра “Реки, реченьки, речушки”

Для игры необходимо приготовить табло с цепочками рек, впадающих одна в другую, с пропущенными названиями и таблички с этими названиями. Игра проходит в виде эстафеты. Каждый участник по очереди выбирает табличку и вставляет ее на “свое” место. Примерные цепочки: Нерль - Клязьма - Ока, Ока - Волга - Каспийское море, Клязьма - Ока - Волга, Содышка - Рпень - Клязьма, Судогда - Клязьма - Ока, Колокша - Клязьма - Ока. Команда получает за каждый правильный ответ дополнительное очко.

3. Ну, как не грязна река, надо плыть дальше. И попали мы с вами в город Павловский Посад. (Демонстрируется видеоролик, слайды или открытки.) А знаменит он – чем? – Своими платками.

Водяница (с ярмарочным лотком): Все, все, все к нам! Подходите, не стесняйтесь, По ярмарке нашей прогуляйтесь! Здесь посуда, петушки, Игрушки, гребешки, А вот Павлово-Посадские платки – теплы, удобны и легки! Простые по форме. И радуют взор. Богат и наряден чудесный узор!

Ведущий: Давайте, ребята, на этой остановке проведем ярмарку искусств – ведь вы знаете, что у нас в России есть немало центров народного мастерства, произведения умельцев которых не спутаешь ни с какими другими. (Звучит фонограмма).

Водяница: Ярмарка, ярмарка, веселье! У всех хорошее настроенье! А сколько товара – глаза разбегаются, Не сразу и разберешь – что как называется. Столько ремесел у нас на Руси. Откуда товар-то – давай-ка, спроси! Перед вами много разных колпачков, на каждом из которых написана одна буква. Вот именно с этой буквы и будет начинаться название центра старинного русского ремесла.

Вредняк: А ну-ка, проверим! (Сдергивает с буквой “П” , а под ним действительно – Павловопосадский платок.) Смотри-ка, не обманули!

Ведущий: Вы , уважаемые команды, должны выбрать по три колпачка и назвать то, что под ними лежит. А мы проверим, открыв колпачки, правы вы или нет. А за каждый правильный ответ команда получает очко.

Примеры содержимого колпачков:

Д – дымковская игрушка.
В – вологодские кружева.
Г – гжельская роспись (“гжель”).
Ж – жостовская лаковая роспись.
З – загорская матрешка.
О – оренбургский пуховый платок.
Т – тульский самовар.
Х -хохлома

Водяница: Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идет. Наши русские ремесла не стареют сотни лет. В красоте природы русской и в таланте – весь секрет.

4. Город Орехово-Зуево. Вредняк поет: “Плохая игра” сл. Ивасюк Т. муз. Давыдова В.

Вредняк: Обожаю, когда на Орехово-Зуевском комбинате аварии происходят! Сбрасывают тогда в реку формальдегид, фенол (льет в аквариум). И плывет по реке рыба животом к верху. Вот смех-то!

Водяница: Ой, беда какая! Ведь погибло много рыбы. Немало времени потребуется реке, чтобы очистились ее воды, чтобы восстановилось прежнее количество ее обитателей.

Ведущий: А рыбы в реке Клязьме водится немало. Более сорока видов биологи насчитали. А вы их знаете? Тогда напишите название этих рыб. (Пока выполняется задание, проводится игра с залом.) Надеюсь, ребята, вы хорошо знаете рыб, которые водятся в морях и реках? Сейчас я буду называть их, а вы, если рыба водится в реке, будете хлопать в ладоши, а если в море – громко топать. Игра заканчивается. Команда, написавшая большее количество рыб, получает три очка.

5. Приток Клязьмы – река Киржач.

Ведущий: А вот и граница Владимирской области. Здесь впадает в Клязьму одна из самых чистых наших речек – Киржач, вода в Клязьме становится чище. И, поскольку здесь так замечательно, вы останавливаетесь на дневку и пропускаете один ход. Дальше река “отдыхает” от загрязнений – здесь мало населенных пунктов, и почти отсутствуют промышленные стоки. По берегам леса заповедные. В них живет множество разных животных. В нашем крае насчитывается 56 видов млекопитающих, 240 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных. В специально организованных заповедниках и заказниках – кстати, один из них – Костеревский – мы проплываем – ведется работа по охране и воспроизводству различных видов животных. А каких – мы узнаем через одну минуту, если команды смогут правильно разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Хвост пушистый. Зубки мелки. Ест орешки. Это – (белка).
2. Брата звали беляком, сам зовусь я (русаком).
3. Совсем одичавшая свинья. (Кабан).
4. На енота я похожа и впадаю в спячку тоже. Жить всегда в норе стремлюсь, хоть собакою зовусь. (Енотовидная собака).
5. А из птиц всех хорошее я – длинноногая, длинношеяя. (Цапля).
6. Под водой вхожу в нору, ем я рыбу, не икру. Что облезла я – не верь. Я пушной и ценный зверь! (Выдра).

По вертикали:

Живет в норе, но не лисица, скакать по веткам не ленится. Пушной зверек она, не птица, а называется – (куница).

Водяница: А пока команды выполняют задание, я предлагаю вам немного отдохнуть и спеть со мной мою любимую песенку “Песенка Водяницы” сл.Т. Ивасюк, муз. В.Давыдова.
В самом деле, ребята, я думаю, вам хочется, чтобы вода в реке была чистой. Река тоже не хочет быть грязной и стремится к самоочищению. Водоросли, бактерии, мелкие живые существа – уничтожают грязь, и постепенно вода очищается. Надо только ей не мешать.

Ведущий: Давайте посмотрим, разгадали ли кроссворд наши команды, да и дальше пора плыть.

6. Приток Клязьмы – река Поля. Если команды его минуют, Вредняк заявляет:

Вредняк: Да знаете ли вы, что это мое самое любимое место в реке?! Посмотрите, это моя самая обожаемая речка Поля. На ней стоит Рошальский химкомбинат и без очистки сбрасывает воды свои грязные. (Льет в аквариум растворитель, ацетон, бензин, красители). Вода в этой речке разноцветная, и никто в ней жить не хочет. И хоть мала речка по сравнению с Клязьмой, но ох как заставляет поработать старшую сестру. А ниже по течению – Лакинск, Собинка – ткацкие производства. И от них красителей в Клязьму добавим. А еще вырубили лес по берегам! И разрушаются берега от тяжелой техники, а в реку смываются бензин и мазут. (Добавляет.) А опилочки! (Добавляет.) Не пущу вас мимо этого славного местечка! Не пущу!

Ведущий: Ты что это? Собрался с нами силой меряться?!

Вредняк: А вы что думаете? Думаете, ум есть, так и сила не нужна? Вы вот к кроссворд разгадали, на вопросы всякие отвечаете, а я вас силой поборю! Проводятся соревнования представителей команд на силу (например, поднимание гантелей на счет зала). Вредняк тоже участвует, и, разумеется должен проиграть.

7.  Город Владимир. Появляется Лев с герба города, на голове его железная корона, в лапах - серебряный крест.

Лев:  Добрый день, дорогие участники путешествия! Надеюсь, вы меня узнали? Ну да, я - Лев с герба города Владимира. Сейчас я вам немного расскажу о себе, да о своем ( и о вашем) славном городе. Ну, а если что не так скажу - все же стар я уже –  вы табличку сразу поднимите и ошибку мою исправьте. И за каждую исправленную ошибку очко получите. Проезжал как-то по левому берегу Клязьмы Великий князь Владимир Красно Солнышко. О, что это была за картина! Богатырские плечи, блестящая кольчуга, белая шерсть гнедого скакуна (гнедой – черно-коричневый) и челка, закрывающая круп лошади до самых глаз ( круп – часть туловища лошади от головы до хвоста). А было это в начале ХХ века ( конец Х века). И решил он здесь город основать и назвал его именем своим - Юрьев (речь идет о Владимире). Вырос город, и окружили его огромные ворота – Золотые, Серебряные, Иришины, Медные и Волжские – всего шесть, значит (пять). А еще построили на самой круче над Клязьмой Успенский собор – красоты невиданной, с восемью куполами (с пятью) золочеными. Но ужас и смерть принесли на землю русскую турецко(татаро)-монгольские завоеватели. А Иван Калита, объединив Русь и став ее Великим князем, не поехал жить в ее столицу – Владимир, а остался в своей вотчине – Костроме (Москве), которая и стала столицей. Еще во второй половине позапрошлого века в Клязьме водилась в изобилии рыба, которая была большим подспорьем в заботах о пропитании Владимирцев. Водились здесь щуки, налимы, стерлядь и даже осетры с осьминогами (морское головоногое). Плохо было в городе с питьевой водой. Основным источником была река Волга (Клязьма) и немногочисленные колодцы, “крайне скудные водою”. И пожертвовали жители деньги, и построили на них Водонапорную башню на Козловом валу. Сейчас в ней расположился Кукольный театр (Музей “Старый Владимир”). Вода отпускалась горожанам за плату – по 1\8 копейки за ведро. Вот бы они позавидовали вам, заглянув в ваши полные ванные! Дай вам Бог, чтобы, прожив, как я, с десятого по двадцатый - целых 15 веков (10), вы сохранили наш славный город и его поящую, рыбную, красивую реку Оку (Клязьму).

Вредняк: Да, да! Красивый город, большой город! Сбрасывает разные вредные и не очень вредные вещества в Клязьму до 42000 тонн в год - тысячу вагонов! А сколько воды забирает?! Помните, мы считали капельки? Каждому из нас по 300 литров в день! А какой эту воду возвращает? Брошу-ка я вам в аквариумы мыла, порошка стирального, мазута, просто грязи с дорог, химии всякой.

8. Спас-Купалище.

Ведущий: Вам предоставляется возможность отдохнуть в одном из самых красивых мест Клязьмы – на Спас-Купалище. Здесь впадает в Клязьму чистая и холодная река Судогда. Особенно это место замечательно своей косой - полоской песка, разделяющей две реки.

Вредняк: Ой, коса, коса, коса! И на Клязьме у вас коса, и у девчонок вон - косички, и еще косой траву косят - и все это - коса?

Водяница: Да, это - слова-омонимы. Одинаково их слышат, одинаково их пишут. Но, словно в пироге с начинкой, смысл запрятан в серединке.

Вредняк: Ха! Омонимы! Умные какие собрались! А вот я вас сейчас и проверю. Вот здесь у меня картинки с разными предметами, а под ними - чистый лист. Вот и попробуйте отгадать, что на них изображено. КОСА (в реке, у девушки, ей косят), НОС (лодки, чайника, человека), ПОЛЕ (ромашковое, шляпа, футбольное), ПОЛОТНО (железнодорожное, тканое, у художника), ЛИСТ (дерево, книга, духовка), КЛЮЧ (родник, скрипичный, в замке). Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Болельщики могут подсказывать.

9. Город Ковров.

Ведущий: Мы попали с вами в крупный промышленный центр - город Ковров. Это второй по величине город нашей области. И знаменит он своим машиностроительным заводом имени Дегтярева.

Вредняк: Обожаю всякие машины! Именно они дают кучу всяких выхлопных газов, которыми так хорошо дышать на улицах наших городов. А еще для машин этих нужен бензин. Так здорово! Нефть качают из земли. А потом - бац! На танкере авария! Нефть разливается! И все вокруг гибнет! Гибнет! А из нефти еще бензин да пластмассу всякую сделать надо! И летят вещества ядовитые в воздух и льются в реки. Вот вам и покатались на машинах! У-тю-тю-тюлечки, защитнички природы!

Водяница: А вот и нет! Не нравятся нам такие машины, правда, ребята?

Вредняк: Не нравятся? А “Жигули”, а “Мерседесы”, а “Вольво”, а “Джипы” разные?

Водяница: Нет! Все равно. От них вреда много. А вот вам, ребята, бумага, краски и попробуйте в течении нескольких минут нарисовать проект машины будущего. И, главное, попробуйте объяснить, чем она отличается от современных и в чем ее преимущество. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Болельщики могут подсказывать.

Ведущий: Ну, хорошо. А пока команды выполняют задание, я попробую проверить, дорогие зрители, насколько вы внимательны, добры и справедливы к окружающей вас природе. Я сейчас буду задавать вам вопросы и давать варианты ответов на них. А вы мне на своих пальчиках покажете тот номер ответа, который вы считаете правильным.

1. Родители попросили тебя полить цветы в саду.

А. Ты поливаешь все цветы из шланга.
Б. Ты поливаешь каждое растение из лейки.
В. Ты положишь шланг в середину сада и занимаешься своими делами.

  • Если ты выбрал А или В, значит, ты равнодушен к природе и не экономишь воду.!
  • Ты выбрал пункт Б - браво! С лейкой ты даешь каждому растению столько воды, сколько ему нужно! И надо помнить, что цветы поливаются регулярно и лучше после захода солнца, чтобы лучи его, собранные капельками, не сожгли листья.

2. Ты решил подкрепиться на песчаном пляже. Что ты сделаешь с остатками еды?

А. Бросишь их рядом.
Б. Отнесешь в мусорный бак.
В. Тщательно зароешь их в песок.

  • Ты выбрал А или В. И был не прав. Выброшенные и даже зарытые остатки еды так и пролежат в песке долгие месяцы. Ведь в песке нет бактерий и грибков, которые уничтожили бы объедки, как это происходит в земле.
  • Ты выбрал второй ответ - молодец! Если рядом урны не оказалось, я надеюсь, ты унесешь мусор с собой до ближайшего мусорного бака.

3. Ты сидишь на лавочке и вдруг видишь, что по ней ползет паук.

А. Те снимаешь ботинок и убиваешь паука.
Б. Просто не обращаешь на него внимания.
В. Наблюдаешь за его действиями.

  • Если твой ответ А,  имей ввиду, что каждый день с лица земли исчезает 2 - 3 вида животных. Сто лет назад один вид исчезал раз в четыре года. А вдруг это последний паучок данного вида?
  • Если твой ответ Б, ты храбр, но не любопытен. Сколько интересных загадок и тайн природы останутся закрытыми для тебя навсегда!

Подведение итогов конкурса нарисованных машин.

Вредняк: Ну, эти машины, если и будут созданы, то это еще в далеком будущем. А вот этот Ковров хоть воду из Клязьмы не берет - у него своя, артезианская (то есть из-под земли качается). Но сбрасывает туда тоже всего достаточно. Вот я вам и брошу в аквариумы немного солей тяжелых металлов, и, как от всякого города - порошка стирального, мусора и нефтепродуктов.

10. Сельскохозяйственные угодья по берегам реки. Выходит Вредняк с гармошкой, поет “Вот кто-то с горочки спустился”.

Вредняк: Эх, хорошо у нас в селе! Поля налево, поля направо. А вы, городские жители, кашки-то разные, небось, все любите? А откуда они берутся, знаете?

Выходит Водяница с подносом, на котором стоят горшочки с различными кашами и букет из различных колосков.

Водяница: Отведайте, уважаемые гости, нашей кашки, да попробуйте отгадать, из чего, из каких колосков она изготовлена. Команды по очереди пробуют каши и пытаются определить, из каких колосков они изготовлены: гречневая (гречиха), геркулес (овес), пшенная (просо), манная (пшеница), перловая (ячмень), кукурузная (кукуруза).

Вредняк: Да, урожай был хорош! А химикаты на поля сыпали? Сыпали! Они в реку попали! (Сыплет в аквариум). А вы знаете, что нитраты, которые попадают в реку - ох, как нравятся водорослям! И они очень быстро начинают расти. Но вместо того, чтобы производить кислород, они начинают ночью его поглощать. И его не хватает рыбам и другим животным. Многие из них даже погибают. А вода из-за водорослей становится зеленой и мутной. А от тракторов сколько мазута в реке! (Добавляет). А навоз дождями да паводком смыло! Нате-ка вам и его!

11. Клязьменский боброво-выхухолевый заказник.

Вредняк: Вот здорово! Куда мы попали! Да это же Клязьменский боброво-выхухолевый заказник! И кого здесь только нет! И лоси, и кабаны, и выхухоли, и бобры, и зайцы, и слоны, и белые медведи, и даже крокодилы плавают!

Водяница: Конечно, конечно, и жирафы, и львы, и бегемоты, да?

Вредняк: Да! А почему бы и нет?

Ведущий: Действительно, а почему бы и нет? Вот перед вами картинка с изображением реки, а рядом животные и растения, которые живут в этом сообществе. Попробуйте, пожалуйста, распределить их правильно. И, кроме того, через одну минуту болельщики одной команды должны мне доказать, почему в этом Клязьменском боброво-выхухолевом заказнике не могут жить белые медведи и обезьяны, а другой - крокодилы и слоны.

Игра “Неизвестные обитатели реки”.

Для этой игры надо заготовить две картинки с изображением реки, на которых нарисованы различные ее обитатели. Но на них надо оставить пустые кружочки, под которыми написаны названия этих обитателей.. Участники должны заполнить эти кружочки. (бобр, выхухоль, рогоз, камыш, кувшинка, водомерка, голавль, стерлядь, цапля, аист, жук-плавунец). Игра может проходить в виде эстафеты.

Комментарии ведущего. Растения служат пищей животным и рыбам, выделяют в воду кислород для дыхания различных организмов. Подводные заросли служат убежищем для животных и рыб. По поверхности воды бегают водомерки - они хищники, охотятся на комаров, других мелких насекомых . Хищниками являются и жуки-плавунцы, но они плавают в толще воды. Стерлядь и голавль - хищные рыбы. Живут в водоеме и млекопитающие - бобр и выхухоль. Именно для их охраны, а также лося, кабана, зайцев, глухарей и тетеревов создан этот заповедник. Жизнь цапли и аиста также связана с водоемами - там они находят себе пищу. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микроорганизмов они перегнивают, разрушаются. Образующиеся из них вещества и сами микроорганизмы служат пищей для растений и других обитателей реки. Во время игры ведущий указывает на особенности внешности обитателей реки. И напоминает о необходимости их охраны: не лови раков, они – санитары водоема, уничтожают остатки погибших животных, не губи двустворчатых моллюсков, они пропускают через себя очень много воды, очищая ее от мелких остатков растений, частичек глины - делают воду прозрачной, береги лягушек и их головастиков - они служат пищей для многих других животных, не рви кубышку и кувшинку, не лови стрекоз, не разрушай жилищ бобров и выхухолей, весной после половодья из оставшихся луж помоги малькам вернуться в реку.

12. Город Мстера

Ведущий: Мы с вами оказались в старинном , основанном еще в XVII веке городе Мстера. Кто же не знаком с мстерской лаковой миниатюрой! Вот и из показываемых мной миниатюр вы сразу узнаете мстерскую. Но задание для вас будет совершенно другое. Вот здесь у нас приготовлен целый ряд шкатулок, а рядом лежат материалы, из которых они сделаны. Попробуйте их соотнести, то есть положить рядом с каждой шкатулкой природный материал, из которого она сделана: деревянная – дерево, соломенная – соломка, пластмассовая – нефть, стеклянная – песок, металлическая – кусок руды, керамическая – глина, плетеная – ивовая лоза, лыко – кора липы.
А пока команды выполняют задание, я задаю вопрос зрителям: какие полезные ископаемые добывают на территории нашей области? За правильный ответ 1 очко команде, за неправильный – минус 1 очко.

13. Город Вязники.

Ведущий: Мы остановились в живописном старинном городе Вязники, славившемся в старину своими вишневыми садами и искусством ткать льняное полотно. При Петре I вязниковские умельцы поставляли парусину для молодого российского флота.

Вредняк: Вот-вот. Тут и сейчас крупнейшее объединение по производству льняных технических тканей. Вот я вам и насыплю красителей да отбеливателей в аквариумы.

Водяница: Зато по всей стране поют песни поэта-вязниковца Алексея Фатьянова.

Вредняк: Да. Вот эту, например. (Поет “На солнечной поляночке”). Или вот эту  “В городском саду играет духовой оркестр”.

Водяница: Я думаю, все вы смотрите передачу “Угадай мелодию”. Давайте мы с вами в нее сыграем. Сейчас будет звучать мелодия, а та из команд, которая ее угадает, должна поднять табличку. Но запомните, все эти песни будут связаны с водой. А зрители не должны подсказывать.

14. Город Гороховец.

Ведущий: Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Здесь, после старинного города Гороховца, Клязьма впадает в Оку. Мы прошли всю Владимирскую область с запада на восток, видели а красоту и безобразия, творимые с нашей рекой. И невольно хочется взглянуть на нашу жизнь глазами истории. Причем всей истории существования Земли, глазами природы. (Звучит фонограмма, разворачивается лента времени Владимирской области.)

1 кадр. Наша планета существует более четырех миллионов лет. В течение этого времени ее облик постоянно меняется.
2 кадр. На том месте, где находится наша область, в далеком прошлом то плескалось море.
3 кадр. То шумела пышная растительность.
4 кадр. Наступал ледник. Именно в этот период на территории нашей области появились первые поселения человека (Сунгирь) - это про изошло 25 тысяч лет назад. А три миллиона девятьсот тысяч лет наша земля жила без человека.
5 кадр. Человек становится все разумнее. Появляются первые города – XII в.
6 кадр. И вот двадцатый век. Практически все творения человека, которые мы видим вокруг себя, созданы за последние сто пятьдесят лет. На территории нашей области: огромное количество машиностроительных и металлообрабатывающих заводов, развита электротехническая, радиотехническая, инструментальная, строительная, химическая, текстильная, лесная и деревообрабатывающая, пищевая и другая промышленность. Промышленность.. промышленность... А природа? Природа становится источником сырья, местом для сброса отходов, средой для существования человека. Но что же будет дальше? Что ждет нас, детей природы, в XXI веке? Кадр последний - знак вопроса.

Ведущий: Ну вот, мы и заканчиваем наше путешествие. И для вас сейчас самое трудное, самое ответственное задание. Команды должны по очереди дать ответы на вопрос: как, чем вы можете помочь родной реке, речке вашего детства и всем ее обитателям. Например, выявить природные объекты, требующие охраны и охранять их (родники, колодцы), помогать птицам зимой, строить скворечники и синичники, весной помогать малькам перебраться из ям в реку или озеро после спада воды, не допускать бесцельного истребления полезных животных (сов, жаб, летучих мышей) и насекомых, экономить воду, организовывать посадку деревьев вокруг оврагов, ручьев, прудов, не мусорить на берегах ( и нигде) и др.

Подведение итогов игры. Награждение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Брезгин Н. Лекарственные растения центральной части России М. Академкнига,1993
  2. География Владимирской области Ярославль,1987.
  3. Живой мир: энциклопедия. - М.:Росмэн,1994.
  4. Журнал “Клепа”, №16, 1995.
  5. Земля Владимирская. Географический словарь. Я., 1984.
  6. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое земли.
  7. О крае родном. Я., 1978.
  8. Охраняемые природные территории Владимирской области Владимир,1993.
  9. Потреев А. Спутник юного туриста М.: Физкультура и спорт,1967.
  10. Плешаков А.А. Природоведение. М., “Просвещение”, 1993.
  11. Плешаков А.А. Природоведение в 4-ом классе. М., “Просвещение, 1993.
  12. Первые вопросы и ответы о воде. “Кристина и К”, 1994.
  13. Экология для детей. Самара, 1994.