Сценарий фестиваля: "Физика - наука любознательных исследователей окружающего мира"

Разделы: Физика


Идея Фестиваля возникла как естественная реакция на жёсткие рамки предметных олимпиад (согласно положению). Многократно за небольшой срок (10-15 лет) возросли требования к знаниям и умениям учащихся. Переход на новые программы, новые учебники с необычным порядком изложения материала, создание профильных физмат. классов (и школ) не оставляют никаких шансов на победу в олимпиадах учащихся общеобразовательных, биологических, гуманитарных и д.р. классов. А ведь основное, чему должна научить школа, привить любовь к самостоятельному познанию окружающего мира, создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Главная цель обучения и воспитания, по словам К.Д. Ушинского, “дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу”. Фестиваль может стать именно той формой деятельности, где все участники образовательного процесса (учителя и ученики), смогут найти возможности для проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности, где поощряется проявления инициативности, изобретательности, смекалки в учебной и во внеучебной деятельности школьников с любым уровнем подготовки, где созданы условия для развития положительной мотивации учебной деятельности.

Районный или межшкольный Фестиваль – мероприятие, требующее длительной подготовки. Однако при соответствующем подходе это очень увлекательный процесс. Главное – найти единомышленников. “Мозговой штурм” позволит создать программу действий – положение о Фестивале, а далее каждый вправе самостоятельно выбрать тот вид деятельности, к какому “душа лежит”. Конечно, ключевая фигура – Учитель - режиссер, организующий (но и только!) деятельность учащихся. У него много функций: он стремится развивать у школьников познавательную мотивацию, ставит перед учащимися задачи, помогает в выборе средств достижения цели, контролирует (или нацеливает на самоконтроль), последовательность действий, помогает осуществлять рефлексию (анализ) результатов, даёт возможность доработать, усовершенствовать прибор, макет, изобретение, идею или др. продукт деятельности. В результате только лучшие, оригинальные, качественно оформленные работы попадают на всеобщее обозрение, доставляя авторам ни с чем не сравнимое удовольствие – радость признания.

Согласно словарю Даля, “Фестиваль – общественное празднество, сопровождаемое показом, смотром каких-либо видов искусств”. Творцы и исполнители, мыслители и рукодельники, любители рисовать, петь, танцевать, фотографировать найдут себе занятие по душе. Ведь о тайнах познания окружающего мира можно говорить на языке любого вида искусства.

Большой заключительный праздник поможет подвести итог (возможно промежуточный) проделанной работы и вручить заслуженные награды “рис. 1”. В сценарий такого праздника войдут и театрализованное представление о всемогущей царице Физике, её служителях – ученых (Архимеде, Галилее, Ломоносове), задачи – сценки, школьный фольклор, экскурсии по выставке фотографий необычных, быстротекущих, редко встречающихся явлений “рис. 2”, ярмарка – выставка книг соответствующей тематики, конкурс кроссвордистов “рис. 3”, магов – волшебников, демонстрирующих опыты на самодельном оборудовании “рис. 4”. Изобретатели покажут свои модели, устройства, приборы, расскажут об их применении. Пройдут соревнования самодельных движущихся объектов. Старшеклассники проведут конкурс исследовательских проектов. А учителя смогут познакомиться с последними достижениями педагогической мысли, обменяться опытом, поделиться наработками и попить чаю за круглым столом.

Рис. 1

Рис. 2

 

Рис. 3

img4.jpg (21245 bytes)

Рис. 4

Колоссальный интерес к предмету, всплеск положительных эмоций, развитие творческого мышления, умение принимать решения, планировать деятельность, сравнивать, анализировать, чувство самосознания – всё это навсегда остаётся участникам Фестиваля. На глазах меняются дети, меняется их отношение к учебно-познавательному процессу в целом, меняется характер межличностных отношений.

Ниже приведено возможное Положение о проведении Фестиваля “Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира” и несколько приложений к нему. Может быть, кому-нибудь все это послужит основой для разработки собственного Фестиваля.


Начальник Управления образования

___________________ Волкова Е.Н.

“_____” _________________ 2003 г.

Положение о проведении фестиваля

“Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира”

Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар. (А. Эйнштейн)

Цели и задачи

  • Поиск и поддержка талантливых детей.
  • Создание условий проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности учеников и учителей.
  • Поощрение проявлений инициативности, изобретательности, смекалки в учебной и во внеучебной деятельности школьников.

Сроки и место проведения

Подготовка к участию в фестивале проводиться в течение сентября - октября в два этапа

  1. этап – школьный. Проводится в рамках школ района, где в атмосфере доброжелательности каждому школьнику будет предоставлена возможность реализовать свои творческие способности проявить инициативную изобретательность, самобытность, своеобразность и нестандартность мышление в одном из 8 конкурсов.
  2. этап – заключительный. Пройдёт на базе МОУ средней школы № 7 в один из дней осенних каникул.

Участники

  • Участником может быть любой школьник 7 – 11-го класса имеющий представление о методах познания окружающего мира и владеющий знаниями о предмете “физика”.

Награждение

  • Участники, чьи работы будут соответствовать критериям оценки, получат дипломы, грамоты. Лучшие работы получат рекомендации для участия в районных, областных, межреспубликанских конкурсах, олимпиадах, конференциях, форумах.

Направления

  1. Решение задач;
  2. Конкурс кроссвордистов “Эрудиты”;
  3. Исследовательские проекты;
  4. Выставка самодельных приборов, устройств, моделей;
  5. Демонстрация оригинальных опытов на простейшем оборудование (конкурс магов-волшебников);
  6. Выставка фотографий необычных, быстротекущих, редко встречающихся явлений;
  7. Конкурс самодельных движущихся средств;
  8. Конкурс газет, посвящённых событиям мира физики и НТП;
  9. Для учителей – “Хочу поделиться”.

Критерии оценки работ участников

Работы оцениваются по критериям, соответствующим выбранному направлению.

Особо отмечены будут следующие качества:

  • целеустремленность,
  • оригинальность,
  • новизна решения,
  • глубина и степень детализации,
  • качество оформления работы практическое использование.

Условия регистрации

  • Заявление в письменном по соответствующему образцу на каждого участника представляется школой или индивидуально до 25 октября.

Условия участия в конкурсах

  • В конкурсе “Решение задач ” могут участвовать учащиеся 10-го класса, успешно выполнившие задание 1-го этапа (домашнее задание) (см. приложение) и заявившие об этом в срок до 25 октября. Решение домашнего задания представить в отдельной тетради вместе с заявкой и анкетой учащегося (см. приложение). На 2 этап учащиеся могут взять с собой чистую тетрадь, калькулятор, лист с формулами.
  • В конкурсе кроссвордистов “Эрудиты” могут участвовать учащиеся 8-9-х классов, проявившие интерес и любознательность, имеющие навыки работы с дополнительной литературой. В качестве задания 1 этапа им предлагается составить кроссворд (тему выбирают самостоятельно), содержащий не менее 20 слов - физических терминов. Ссылка на используемую литературу обязательна. Работу оформить на формате А-2 или А-3 предоставить вместе с заявкой и анкетой участника (см. приложение). На 2-м этапе участникам будет предложен для разгадывания кроссворд. Учащиеся могут взять с собой энциклопедии, словари, учебники для индивидуального пользования.
  • В конкурсе “Исследовательские проекты ” могут принять учащиеся 7-11-х классов, овладевшие навыками самоорганизации своего труда (или их элементами): умением выявить смысл своей деятельности, поставить цель, разработать план, выбрать способ достижения цели и решения проблемы, провести диагностику, самооценку, корректировку деятельности. Тема работы должна соответствовать содержанию предмета “Физика” или затрагивать межпредметные связи с другими науками или направлениями. Для ознакомления с работой участника один экземпляр работы должен быть представлен вместе с заявкой и анкетой участника (см. приложение) до 25 октября. Второй экземпляр должен быть у участника, явившегося на 2-й этап для защиты своего проекта. Схемы, графики, чертежи, изобретения можно представить в виде приложения.
  • На выставку самодельных приборов, устройств, моделей принимаются работы учащихся 7-11-х классов, которые могут представить для всеобщего обозрения изготовленные своими руками в условиях школьных или домашних мастерских модели, приборы, устройства. Возможно представление моделей коллективного изготовления. Описание работы (паспорт прибора) предоставить вместе с заявкой и анкетой участника до 25 октября. В паспорте прибора указать: название, назначение, устройство и принцип действия.
  • В конкурсе демонстраций оригинальных опытов на простейшем оборудовании могут принять участие ученики 8-10-х классов, которые продемонстрируют и доступно объяснят наблюдаемые явления. Желательна тематическая подборка опытов. Возможно выступление даже с одним единственным оригинальным опытом. Описание работы (можно на формате А-2 , желательно с рисунками) предоставить вместе с заявкой и анкетой участника до 25 октября.
  • В конкурсе фотографий необычных, быстротекущих, редко встречающихся процессов рады видеть работы самых наблюдательных учащихся 7-11-х классов, способных увидеть красоту явлений окружающего мира и запечатлеть на фотопленке. Желательный формат фотографий 20 х 15 см. Фотоработы с описанием (в произвольной форме) предоставить вместе с заявкой и анкетой участника до 25 октября.
  • На конкурс газет, посвященных событиям мира физики и НТП, работы могут предоставить как коллективы, так и отдельные учащиеся. Формат газет не ограничен. Вкус и фантазия обязательны. Работы вместе с заявкой и указанием авторов предоставить до 25 октября. Ссылка на используемую литературу желательна.
  • Во внеконкурсной номинации “Хочу поделиться” может участвовать любой учитель физики, желающий поделиться хотя бы капелькой своего опыта. Это могут быть:
    – методические разработки отдельных тем, конспекты любимых уроков (с указанием типа класса: КРО, общеобразовательный, профильный, углубленный)) удачно составленные контрольные работы, тестовые задания, и другой дидактический материал,
    – оригинальные тематические подборки опытов, демонстраций с использованием оборудования школьной лаборатории,
    – система заданий, упражнений для отработки знаний, умений и навыков по отдельным темам:
    а) творчество учеников (стихи, рассказы, сказки, рисунки, ребусы, проекты),
    б) “горький опыт ” или рассказ о том, как и что не надо делать Учителю физики.

Ваши материалы могут быть оформлены на стендах выставки (Вами или представителями оргкомитета). Если нужно, поможем сделать фотографии. Желательно предоставить информацию до 25 октября.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Заявка на участие в фестивале

“Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира”

(название образовательного учреждения)

направляет для включения в число участников фестиваля

Фамилия ____________________________________________

Имя ________________________________________________

Отчество ____________________________________________

Класс _______________________________________________

С творческой работой _________________________________

_____________________________________________________

Соавторы _____________________________________________

ФИО руководителя (учителя физики) _____________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета участника

Фамилия ______________________________________________

Имя __________________________________________________

Отчество ______________________________________________

Год рождения __________________________________________

Домашний адрес ________________________________________

Телефон _______________________________________________

Тема работы ____________________________________________

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Физика – наука любознательных исследователей окружающего мира”

2003 год

ваше мнение

Организаторы Фестиваля будут рады узнать Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов и перед уходом отдайте этот лист Консультантам.

  • Каково общее впечатление о Фестивале? Что для Вас было самым интересным?
  • Какие формы работы по развитию творческих способностей школьников Вы считаете наиболее эффективными?
  • Каковы Ваши пожелания организаторам?

Литература

  1. М.Н. Алексеева, Физика – юным. - Москва, Просвещение, 1980.
  2. Э.М. Браверман, Преподавание физики, развивающее ученика. – Москва, Ассоциация учителей физики, 2003.
  3. Л.А. Горев, Занимательные опыты по физике. - Москва, Просвещение, 1977.
  4. Е.С. Ефимовский, След колесницы. – Ленинград, Детская литература, 1988.
  5. И.Я. Ланина, Я.И. Перельман, Занимательная физика, - Москва, 1959.
  6. Ф.В. Рабиза, Опыты без приборов, - Москва, Детская литература,1988.
  7. Л.В. Тарасов, Физика в природе, - Москва, Просвещение, 1988.
  8. С.А. Тихомирова, Физика в художественной литературе. - Москва, Просвещение, 1996.
  9. И.Л. Юфанова, Занимательные вечера по физике в средней школе, 1990.
  10. В.О. Шпаковский, Для тех, кто любит мастерить. - Москва, Просвещение,1990.