Региональный компонент краеведческой работы в современных условиях школы

Разделы: История и обществознание


Музей – грандиозная памятная
книга человечества

А.В. Луначарский

Россия, Родина, Белгородчина….

Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить юное поколение любить свою “большую” и “малую” Родину, воспитать у них желание беречь и умножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру? Эти вопросы волнуют сейчас многих учителей. Поиск ответов на них привел к необходимости создания в 1998 г. в школе №20 краеведческого музея, целью которого является расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, героическому прошлому, природе, литературе, духовному наследию.

Только создавая целостное представление об окружающем мире, можно воспитать чувство национальной гордости и любовь к своей Родине.

Обязательно должна быть преемственность в получении знаний о Белгородском крае, культурных традициях, прежде всего основанного на краеведческом материале, который способствует формированию исторического самосознания, патриотического воспитания.

Музееведение прочно вошло в нашу общеобразовательную школу №20, оно стало одним из эффективных средств совершенствования учебно-воспитательной работы в школе.

С глубокой любовью и увлеченностью собирают материалы для своего музея школьники школы №20 и их наставник – учитель, руководитель краеведческого музея Лейканд Лариса Георгиевна. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, любовь к своему краю, интерес, время. Для многих из наших воспитанников работа в школьном музее стала школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.

Музей можно назвать “волшебной машиной времени”. В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на уроке или во внеклассных занятиях, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и сегодняшний день, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен.

Музей можно назвать и “чудо - самолетом”. Он способен доставить школьника в любую точку нашей области. Действительно, музей – это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь времен и поколений.

Обучение путем открытий.

Принцип нашей краеведческой работы – обучение путем открытий – это актуальная проблема нашего времени. Эту проблему в нашем музее мы решаем двумя путями: 1) исследовательская активность учащихся и 2) самостоятельное приобретение знаний.

В своей исследовательской работе учащиеся используют самые разнообразные источники, а именно: документальные материалы местного краеведческого музея, этнографические экспедиции, местные археологические памятники (Холки), краеведческую литературу, областную периодическую печать, воспоминания участников, очевидцев исторических событий, ветеранов Великой Отечественной войны, рассказы современников, встречи с народными умельцами, интервью ,видеоматериалы и другие.

При этом, активисты школьного краеведческого музея используют методы исторического исследования, непосредственного наблюдения, описательный и сравнительно – иллюстрированный, самостоятельный поиск нового, неизвестного материала.

В ученических исследованиях различаются два вида открытий: а) субъективный – открытие истины, известной обществу, но неизвестной самому ученику (“переоткрытие”) б) объективный – открытие нового, имеющего научно – практическое значение.

Понятно, что научная работа непосильна ученикам. Но их необходимо знакомить с научно-исследовательскими методами познания. Особенность краеведческой работы нашего школьного музея состоит в том , что и учитель, и учащиеся являются исследователями. При этом реализуется двуединая цель: научная – исследование краеведческого объекта; педагогическая – приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, использование экспонатов в учебной и внеклассной деятельности вызывает познавательный интерес к родному краю- Белогорью.

Региональный компонент наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения краеведческого материала. Такую возможность дает материал при встречах, беседах с местными жителями.

Центральной идеей создания нашего краеведческого музея стала проблема возрождения народных промыслов, традиций, обрядов Белгородчины, которые создавались многими поколениями и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Экспозиции музея

Вас ждет увлекательное путешествие в мир вещей, нашедших свое воплощение в изделиях, предметах быта, жилища, народном костюме, в виде загадочных волшебных узоров, народных промыслов, что позволяет увидеть немало родственного в мироощущениях славянских народов.

3 сентября 1998 года краеведческий музей школы №20 приветливо распахнул двери в этот удивительный мир.

Наиболее яркой экспозицией нашего музея стали художественные промыслы и различного вида ремесла, являющиеся частью культуры Белгородчины, неотъемлемой составляющей уклада всей социальной жизни. Это – часть продукции домашних промыслов, как то: сукноделие, деревянная и глиняная посуда, вязание; бондарный, скорняжный, кузнечный промыслы.

Изделия сельских мастеров, Белгородских кустарей, ремесленников Вы можете увидеть на примере русской избы Х1Х века, где представлены подковы, столы, лавки, самовары, образцы деревянной и глиняной посуды, прялки, гребни, народный костюм, рушники Старооскольского района.

Холковское городище уже несколько десятилетий привлекает внимание археологов и историков. На протяжении 3-х лет ученики нашей школы выезжают в составе городского краеведческого музея на раскопки по районам области.. Все найденные предметы находятся в разделе “Археология”.

Деньги… Они манят к себе во все века и времена человека, без знаний истории финансов, мифологии, фалеристики, геральдики немыслимо изучение нумизматического материала. Данный раздел всегда вызывает особый интерес учащихся всех возрастов.

Красноречивой летописью нашего города Старый Оскол, воплощенной в строительном материале и архитектурных формах, являются здания знаменитых людей, которые на протяжении многих веков были центром градостроительства: от деревянной крепости до современного города. Фотовыставки и краткая историческая справка об истории города Старый Оскол знакомит посетителей музея с архитектурным творением рук человеческих.

В учебно-воспитательном процессе материал военно-исторической экспозиции “Шагая по дорогам боевой славы”, воспитывает любовь и уважение героическому прошлому нашего города и края.

В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов нашей страны в борьбе против иноземных захватчиков, военных событий школьный музей открывает широкие возможности для формирования исторического сознания, чувств и гордости за свою Отчизну.

Работа с историческими источниками

Работа школьного краеведческого музея напрямую связана не только с внеурочной деятельностью, но и с основным учебно-познавательным процессом.

Изучая, исследуя историю своего края, собирая по крупицам материал вместе с учениками и их родителями , в настоящее время собрано в школьном краеведческом музее достаточное количество подлинных документов и копий, относящихся к различным эпохам истории Отечества, характеризующих становление и развитие Белгородской области.

Эти исторические документы учителя используют при подготовке к Единому Государственному экзамену по истории Отечества.

При подготовке к Единому Государственному экзамену необходимо обратить внимание на особенности исторических знаний. В отличие от других научных дисциплин история имеет дело не с существующими в данный момент реальными объектами, а с тем, что было раньше. Важнейшее место в историческом познании занимает реконструкция прошлого. В основе воссоздаваемой исторической картины лежит информация о конкретных событиях – их времени, месте, участниках и т.д.

Именно при подготовке к третьей части Единого Государственного экзамена помогают собранные документы разного периода по истории Отечества и родного края Белгородчины.

На уроках и во внеклассной работе учащиеся по этим документам и копиям учатся описывать исторические события и объекты, сопоставляют версии, анализируют происходящее в стране и в крае.

Например. В наш музей поступил документ (см.рисунок №1)

Экран соревнований между колхозными бригадами :“За отличную уборку”. Это стенная газета бригады одного из колхозов Старооскольского района Курской области.

Перед учащимися ставится задача: на основе текста и иллюстраций составить описание события ,отображенного в документе.

Ученики отвечают на вопросы:

  1. К какому периоду относится этот документ?
  2. Обратите внимание на изображение портретов справа и слева, назовите их.
  3. К какой области экономики относится эта стенная газета?
  4. Обратите внимание на надпись, где была выпущена эта периодическая печать.
  5. Назовите город и типографию.
  6. Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие нашего региона в этот период.

В итоге ребята с удивлением обнаруживают, что этот документ был выпущен в нашем городе в 20-30 годы - в период хлебозаготовительного кризиса в стране.

Учащимся предлагается стать участниками этих событий и заполнить таблицу. В основе этой работы конкретно отражена связь истории России с историей родного края.

Такая работа помогает учащимся подготовиться к заданиям повышенного уровня Единого Государственного экзамена, которые представляют собой серию вопросов для анализа исторического источника.

Первый из вопросов, как правило, предполагает определение времени, места описываемых событий, указание автора документа и т.д.

Второй вопрос направлен на выяснение исторических обстоятельств, сущности и значимости событий.

Третий вопрос чаще всего связан с выявлением позиций участников событий или указанием того, чем они завершились.

В этом случае необходимо привлечь общие, контекстные знания, полученные при изучении курса истории Отечества.

Таким образом, решается двуединая задача :на основе местного документа закрепляются и применяются знания Отечественной истории.

Министерством образования Российской Федерации за большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся краеведческому музею школы № 20 г. Старый Оскол присвоено звание “Школьный музей” 25 ноября 2002 года.