Урок "Многообразие простейших" (7-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 7


Планируемые результаты: учащиеся получают представления о многообразии одноклеточных и их роли в биосфере.

Личностная значимость изучаемого для школьников: профилактика малярии и других заболеваний при поездках в экзотические страны – прививки. Бережное отношение к своему здоровью.

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть многообразие простейших в связи с особенностями строения, определить общие признаки простейших.
  • Развивающие: развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую характеристику простейших.
  • Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание.
  • Оборудование: компьютер, проектор, телевизор, видеофильм “Простейшие”, табл. “Многообразие простейших”, наглядный материал исследовательской работы учеников, CD “Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8 кл.”, “Репетитор по биологии”

Тип урока: 

  • По дидактическим целям: обобщающий;
  • По методам обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: групповая, индивидуальная

ХОД УРОКА

Учитель: В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

Учитель: Мы совершим с вами непродолжительное трансвековое путешествие. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества:

Ученик читает: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные!

Учитель: Разрешите эти слова А.Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “Многообразие и значение простейших”.

Всех простейших можно отнести к трем классам: Саркожгутиковые, Споровики, Инфузории. Прежде, чем мы вспомним строение простейших, к нам пришел журналист (выбирается один из учеников класса, который хорошо знает определение терминов) и хочет взять у вас блиц-интервью. (Повторение терминов: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, простейшие, псевдоподии, фототаксис, циста, колония.)

Учитель: После такого хорошего интервью, вспомним строение основных представителей царства Простейшие.

Ученик рассказывает о строении амебы, питании амебы, передвижении амебы используя компьютер (Программа взята из репетитора по биологии).

Учитель: Почему возможен процесс фагоцитоза у амебы?

Ученик: Это объясняется эластичностью мембраны.

Учитель: Эвглена зеленая – это еще один из представителей класса Саркожгутиковых. Когда мы изучали представителей Жгутиковых, вы писали путешествие в организм простейшего. Давайте послушаем одно из них.

Ученик (например): Строение эвглены мне очень понравилось, а вот бы мне погулять в ее теле. Я прочитала заклинание и что я вижу? Я внутри тела эвглены. Она передвигает своим жгутиком, двигается к свету, хлоропластами, которые располагаются в цитоплазме, начали фотосинтезировать, получать органические вещества; потом луч света исчез, и она красным светочувствительным глазком начала искать его, но видно, может наступила ночь, эвглена начала поглощать питательные вещества всей оболочкой, пропитанной углеводами; и вдруг ей задумалось размножаться, сначала делилось ядро, а потом и само тело.

Учитель: Сравните типы питания амебы и эвглены?

Учитель: В качестве повторения класса Инфузорий, я приготовила для вас видеофильм, но вот незадача, он без звука. Попросим ученика озвучить.

Учитель: Кто из представителей простейших амеба, эвглена или инфузория более сложно устроенные? (Ученик отвечает, что инфузория). На каком основании вы сделали такой вывод?

Учитель: Для простейших характерны и процессы жизнедеятельности. Перечислите их.

Ученик: Дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ, движение.

Учитель: Ваши одноклассники к конференции готовят исследовательскую работу совместно с преподавателями КГУ. Цель этой работы изучить особенности движения: амебы, эвглены, инфузории. Они уже имеют результаты и просят слова.

Ученики рассказывают о своих результатах исследования.

Учитель: Я стою и думаю, а что же мне рассказать, ведь мои ученики все знают. Я тоже много готовилась и прочитала много литературы и хочу рассказать вам о классе Споровиков.

Рассказ учителя сопровождается компьютерной программой о классе Споровиков.

К числу споровиков относятся исключительно паразиты, Какие только животные не страдают от споровиков. Самая известная болезнь вызываемая споровиками – малярия (с лат. “дурной воздух”). В прежние времена люди думали, что причина болезни, ядовитые болотные испарения. Другое название у малярии болотная лихорадка. Как выяснилось в конце XIX века малярия действительно отчасти связана с болотом, но не с их испарениями, а с живущими в болотной местности комарами, которые являются разносчиками болезни. Течение болезни необычно. У заболевшего озноб, настолько сильный, что даже тепло укрытому человеку невозможно согреться. Затем озноб сменяется жаром, сильно повышается температура, затем человек здоров. Однако каждый третий день приступ повторяется. Особенно опасна тропическая лихорадка, когда приступ повторяется каждый день. Постепенно человек слабеет, у него развивается малокровие. В начале XX века малярией болели более 100 млн. человек, каждый сотый заболевший – умирал.

Причина заболевания были установлены – это малярийный плазмодий. Простейшее из кл. Споровиков. Если посмотреть в микроскоп на клетки крови больного малярией (эритроциты), то можно увидеть в них похожих на амеб маленьких паразитов, выедающих эритроциты внутри. Поедая гемоглобин, они растут, а потом делятся. Каждая дает 8-16 потомков. После этого клетка эритроцита лопается и паразиты оказываются в кровеном русле. Это происходит не с одним эритроцитом, а с большим количеством, и их развитие вызывает у человека озноб. Когда они попадают в кровяное русло, туда же попадают вредные вещества, от отравления ими у человека повышается температура. Паразит вновь внедряется в клетки крови и человек чувствует себя лучше. Однако, чтобы завершить цикл развития, необходимо вернуться в тело малярийного комара. Малярийный плазмодий теплолюбив и в холодном климате в теле комаров не развивается, а вот в теплом и влажном климате чувствует себя хорошо. Поэтому, если поехали в экзотическую страну – сделайте прививку! Бережно относитесь к своему здоровью!

Учитель показывает книгу, где записана эта информация и характеристика других простейших. (1)

Учитель: А что вы прочитали о многообразии простейших?

Сообщения детей об амебе – протей, дизентерийной амебе, ночесветке, трипанасоме, лямблии, сувойке, инфузории – балантидий, инфузории-трубаче.

Учитель: Остался нерешенный вопрос: каково же значение простейших?

Ученики работают с текстом учебника авт. Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов изд. Дрофа. 2001, стр. 99 статья “Значение простейших”. Составляют схему в тетради и на доске: Значение простейших.

1. Образуют горные породы.

2. Паразитируют на растениях.

3. Вызывают заболевания человека.

4. Участвуют в цепях питания.

Учитель подводит итог: Общая характеристика простейших (просит дать ответ ученику).

1. Тело простейших состоит из одной клетки.

2. Клетка простейшего – целостный организм, ведущий самостоятельное существование (рабочая тетрадь к учебнику. 7-й класс, задание № 49 стр.31).

Учитель проверяет полученные на уроках по теме: “Простейшие” знания, используя задание-лабиринт (Биологические лабиринты. Дидактический материал к учебнику Н.И.Сонин “Биология”).

Учитель просит учеников поделиться впечатлениями от урока. Составить синквейн.

Простейшие

Простые и сложные

Поглощают, выделяют, двигаются

Микроскопически малые по размерам

Жизнь

Список литературы

Энциклопедия для детей. – М: Аванта плюс, 2001 с. 219.