Урок внеклассного чтения в 7-м классе. Повесть Н.В. Гоголя "Портрет"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Оформление:

  • Репродукция картины А. Иванова “Явление Христа народу”.
  • Портрет Н.В. Гоголя.
  • Грамзаписи: С. Прокофьев, балет “Ромео и Джульетта”, (“Монтекки и Капулетти”), Е. Дога, вальс из музыки к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.

 На доске:

  • Литературные термины: антитеза, композиция произведения, мотив, деталь, эпитет.
  • Понятия: искушение (соблазн), сон (подсознательная работа мозга), чудный (удивительный по красоте), чудные (странные, удивительные своей необычностью), талантливый, искусство (творческое отражение действительности), художник (тот, кто творчески работает в какой-либо области искусства), природа, вечное (то, что сохраняется на многие века), вещное (земное, материальное), творчество (создание нового по замыслу).

 Ход урока.

Сообщение темы урока и подготовительная лексическая работа с учениками (термины на доске).

Слово учителя:

Эпиграф – это отражение движения авторской мысли. Я предлагаю эпиграфом сегодняшнего урока следующие слова Ф.М. Достоевского: “Красота спасет мир?” Но обратите внимание, у Достоевского в конце предложения стоит точка, а я сегодня поставила вопросительный знак. Давайте поразмышляем над этим.

Работа с классом по вопросам:

  • “Петербургские повести”, почему Петербург?
  • Какой герой? Что нравится, что не нравится?

Работа с текстом. Работа с понятиями “тишина”, “холод”, “пепельный” (объяснить этот эпитет), создание ребятами иллюстраций к тексту.

Подведение выводов: нет надежды на будущее, отчаянье, тоска, скорбь, мрак. “Сюда не заходит будущее” (устное сочинение-рассуждение учащихся).

Вот в таких местах живут наши герои: Чартков, ростовщик, художник Б., отец художника Б.

  • А портрет является героем произведения? (Портрет (странный герой) – вещь неодушевлённая, но она очень часто влияет на судьбы наших героев.)
  • Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Сравните 2 части. Какой литературный прием используется? (Антитеза).

Работа с текстом. Чему посвящена 1 часть? (Таланту без божьей искры). Почему талант гибнет? А во второй части что способствует расцвету? (Испытания). Гибель и расцвет – что связывает эти 2 части, эти 2 понятия? (Портрет).

К доске приглашаются 2 ученика для представления композиции произведения в рисунках (домашнее задание).

Рисунок 1

Сопровождающие вопросы:

  • экспозиция - Случайна ли погибель Чарткова?;
  • завязка - Что явилось главным искушением? (Портрет).
    Что его поразило?
    (Глаза). Какова природа искусства? (Свет, тепло).
    “Для искусства - мало самого искусства”?
  • кульминация – На что решается Чартков? (Хочет испытать себя, свой талант).

Рисунок 2

Сопровождающие вопросы:

  • завязка – Что было для Чарткова искушением в эпизоде с ростовщиком?;
  • кульминацияМного ли времени провел главный герой в монастыре? Какую картину ему поручают? Что ему помогло? (Очищение, душевная свобода);
  • развязкаКакое произведение можно назвать шедевром? (Настоящее искусство тихое, завораживающее).

Предлагаю вам прослушать два музыкальных отрывка – музыкальную интерпретацию образов. Какие это образы?

Что за испытание должен пережить художник? (Бедность).

Кроме композиционного противопоставления, где мы еще видим использование антитезы, как основного литературного приёма для этого произведения?

Делаются выводы: от бедности к богатству; разница в запросах Чарткова со временем; разница в его произведениях; сначала отец художника был великим, а потом бедным, а Чартков наоборот.

Итак, что олицетворяет каждая из частей? (1 часть - “Он весь вперился в золото”, олицетворение зла; 2 часть – светлое, доброе приближение к идеалу).

  • Два мотива звучат в произведении: Петербург – холод, искусство – жар. Гоголь не художник? А почему тема ему близка? (Гоголь – художник слова, глубоко религиозный человек). Согреет ли его произведение мир?
  • Какое впечатление производит портрет? (определяются два понятия: демон и дьявол – олицетворение зла).
  • Какую душу воплотил отец художника Б. в нашего героя? Рассмотрим портрет и его действие.
  • Чтение отрывка и анализ эпитета “чудные”: Что вы можете сказать об этом эпитете? Почему глаза чудные? Что они несли? Сравните два слова – чудны\е и чу\дные.
  • Почему Петербург – холод, а искусство – жар?
  • В чем трагедия Чарткова? Почему Чартков умирает? Можно ли сказать, что под судьбой художника Гоголь подразумевает судьбу отдельного человека?
  • В чем предназначение художника? Его работ? (“сквозит невидимо через него прекрасная душа создателя”).

Рассказ учителя о художнике А. Иванове, друге писателя.

Александр Андреевич Иванов великий русский художник, волей судьбы оказавшийся в Италии и проживший в Риме долгие годы, еще в 26 лет задумал картину “Явление Христа народу”. Работа длилась более двух десятилетий, тщательно, без устали создавался этюд за этюдом (их было около 300). “Вся картина была мгновенье, но то мгновенье, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление”, - писал, наверное, прежде всего об этом шедевре Н. Гоголь в повести “Портрет”.

…На берегу Иордана Иоанн со своими учениками крестил народ, когда увидел идущего вслед за ним Христа. Иоанн указал на него, как на спасителя, который принесет себя в жертву и этим искупит грехи мира. Вся атмосфера в картине насыщена социальными контрастами: худой, изможденный старик и рядом цветущий юноша; тучный богач и жилистый, с бескровным лицом раб; трясущийся старец и женственный, прекрасный рыжеволосый юноша. Каждый человек в картине имеет свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. Толпа людей противостоит фигуре миссии. В нем величайшее спокойствие, он один никуда не спешит и ни на что не взирает, а потому не растворяется в толпе. А. Иванов признавался отцу: “Я бы хотел, чтобы без рассказов были поняты мысли, в нем помещенные”. Нам остается, вглядевшись еще раз в репродукцию картины, признать правдивость человеческих мыслей, чувств и влечений, а главное – ощущение жизни.

  • Чартков, увидев такую картину, решил написать падение ангела. Получилось?
  • Так спасет красота мир?
  • Расставьте на нужные места (на доске): вещное и вечное – что погубило, что победило и почему?

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на предложенные темы: “Добро и Зло”, “Судьба таланта”, “Красота и Искусство”.