Разработка эффективной психологической технологии создания профильных классов

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Авторская программа Е.В. Дьчковой, Е.Ю. Ларионовой, Т.Н.Юренко

Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является профильное обучение или дифференциация. Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступление в ВУЗ. Сегодня предложено достаточно много типов профилирования в средней школе – это классы математического, естественно-научного, гуманитарного и ряда других профилей. Однако до настоящего времени не существует эффективной комплексной технологии создания таких классов, способа разделения детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Нами была разработана эффективная технология создания профильных классов с учетом индивидуальных особенностей учащихся (познавательных интересов, склонностей, способностей) любой группы детей. Показано, что в зависимости от индивидуальных особенностей детей, схема профилирования должна быть различной, что влияет на структуру обеспечения учебного процесса.

Для определения интересов учащихся использовалась методика “Карта интересов” А.Е. Голомштока, под редакцией Г.В. Резапкиной. Эта методика была адаптирована авторами данной программы под поставленные задачи. Первоначально методика была сконструирована согласно тринадцати направлениям профессиональной деятельности.

Отдельной строкой нами было выделено математическое направление и добавлены вопросы, касающиеся лингвистической сферы интересов учащихся, а также медицинского профиля. Также мы предлагаем изменить очередность вопросов, что позволит сгруппировать выделенные сферы интересов по блокам. Это улучшает наглядность результатов, а, следовательно, упрощает обработку данных. Первый блок соответствует естественно-научному направлению и включает в себя: 1-физику, 2-биологию, 3-химию, 4-географию и как прикладную науку данного профиля, 5-медицину. Второй блок соответствует гуманитарному профилю и включает: 6-филологию, 7-историю, 8-педагогику, 9-искусство. Следующий блок соответствует экономико-математическому профилю: 10-математика, 11-экономика. Четвертый блок вопросов соответствует лингвистическому направлению: 12-иностранные языки. И, наконец, последний блок описывает прикладной профиль профессиональной деятельности: 13-радиотехника, 14-механика. Все результаты диагностики были сведены к десятибалльной оценочной шкале.

Оценка вербальных и математических способностей учащихся была проведена по тесту Айзенка. Кроме того, используя “Штур-2”, мы оценили общие способности, обученность и склонности подростков к той или иной сфере познания (естественнонаучной, физико-математической, общественно-гуманитарной).

Исследование способностей учащихся мы проводили с двумя целями: во-первых, для построения индивидуального портрета подростка, во-вторых, для сравнения способностей с профессиональной направленностью личности.

Одна из самых важных проблем выбора профессиональной направленности – это избегание ошибок выбора. И если ошибку выбора профильного направления можно еще исправить, то, учитывая современные условия получения высшего образования, можно предположить, насколько дорого могут сегодня обходиться ошибки выбора профессии. Далеко не секрет, что на первых этапах профилирования (7-8-й класс) подросток вряд ли способен осуществить сознательный выбор по ряду причин. Значит следующий шаг – это вскрытие ошибок выбора.

С этой целью был использован метод анкетирования учащихся и родителей (анкеты составлены авторами), а также была проведена индивидуальная коррекционная работа. Одна из наиболее приемлемых форм работы с подростками – это дискуссия, в ходе которой должны обсуждаться темы:

  • престижности и непрестижности профессий;
  • плохо или хорошо выбирать профессию за компанию;
  • каковы профессии героев современных фильмов;
  • как влияют собственные возможности на результаты профессиональной подготовки;
  • какова профессия родителей, и как они участвуют в выборе профильного направления и т.д.

Предпрофильная подготовка учащихся предполагает возможность самостоятельного выбора учащимся профильного класса. А для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Поэтому необходимо было изучить динамику формирования мотивов учащихся к элективным курсам. Использовалась методика изучения мотивации Третьякова П.И.. Исследовалась мотивация учащихся к естественно-научному, физико-математическому, лингво-гуманитарному профилям. Сравнительный анализ мотивации к предмету курса и учебному процессу не выделяет существенных различий. Это говорит о том, что специально организованные педагогом условия учебной деятельности актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые переходят в устойчивые мотивационные образования. Исследование показало, что для учащихся характерна ситуативная (внешняя) и внутренняя мотивация: подростки ориентированы на получение прочных знаний и практических умений. Из этого следует вывод, что программное обеспечение курса удовлетворяет интеллектуальные потребности и развивает познавательные интересы и потребности учащихся, что очень важно при выборе профильного класса.

Подготовка учащихся к профильному обучению предполагает ситуацию перехода учащихся из одной элективной группы в другую. Так, 9% учащихся в течении 8-9-го класса посещали два курса, например, естественно-научный и лингвистический, 24% учащихся перешли из одного курса на другой. Это, ребята, у которых широкий спектр познавательных интересов и высокий уровень общих умственных способностей. Исследование мотивации показывает, что одной из причин перехода на другой элективный курс является   неустойчивая, неярко выраженная мотивация учения.

У подростков с аморфными познавательными интересами наблюдается низкий уровень внешней и внутренней мотивации. В этом случае необходимо дополнительное изучение личностных особенностей этих учащихся, их специальных способностей.

Выделяется проблема низкого уровня (среднее значение по группе), мотива повышенного познавательного интереса (самообразование), кроме биологии, французского языка, литературы, зарубежной литературы.

Решение данной проблемы в обеспечении учебного процесса рефлексивной деятельностью учащихся; индивидуальной работы с конкретным учеником; организации деятельности учащихся в малых группах, поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы.

Для исследуемой группы учащихся предлагаемый способ профилирования представлен на схеме 1.

Схема 1.

Схема 1

На каждого испытуемого построены корреляционные диаграммы, позволяющие сопоставить интересы, способности и внешнюю оценку (дана преподавателями).

Рис. 1. Диаграмма корреляции интересов и способностей учащегося 9-го класса гимназии № 1.

Рис. 1. Диаграмма корреляции интересов и способностей учащегося 9-го класса гимназии № 1.

Проведенные исследования также позволили:

  • выделить учащихся, имеющих склонность и успех в любой познавательной деятельности;
  • выявить группу детей, имеющих неустойчивые, аморфные интересы и оказать им реальную помощь в выборе профиля.
  • определить актуальную зону индивидуального развития каждого учащегося и на основе этого способствовать осознанному выбору профиля подростком