Формирование связной речи практическими методами

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Занятие № 1.

ТЕМА: Дикие и домашние животные.

ЦЕЛЬ: Составление рассказа цепной структуры "О том, как мышонок спасся от лисы"

Задачи:

Формирование навыков связной речи.

Подготовка к обучению составления описательно-повествовательного рассказа (текста цепной структуры);

Закрепить правило смысловой дружбы предложений в рассказе.

Уточнить семантику сложных слов.

Формирование родовидовых обобщений.

Формирование объема кратковременной вербальной и зрительной памяти до 6 слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметно-графическая схема (Рис.1), предметные картинки с изображением диких животных , сюжетные картинки(Рис.2), символы слов-действий (карточки со стрелками) и слов-признаков (зелёные треугольники), адаптированный текст "О том, как мышонок спасся от лисы".

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Логопед спрашивает у детей, какой сейчас месяц, день, число?

1.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:

Дети стоят полукругом возле логопеда.

Логопед предлагает детям пройти по "картинной галерее" и посмотреть, как художники-иллюстраторы изображают в своих рисунках животных, живущих в дикой природе и животных, живущих рядом с людьми.

Дети рассматривают иллюстрации, логопед продолжает:

-"Скажите ребята, какое время года изображено на всех этих рисунках?(Зима)

- Какая зима бывает в наших краях?(Суровая, снежная, морозная)

Логопед обобщает ответы детей.

- А каких животных вы увидели на этой выставке? (Волка, лису, зайца, белку, лося, кабана, тигра, оленя, кошку, собаку, медведя, корову, лошадь, свинью)

2. ЗАДАНИЕ:

Показать и назвать только домашних животных, а теперь показать и назвать только диких животных. Логопед спрашивает:

-"Как можно назвать этих животных?" (Дикие звери и домашние животные)

- "Почему зверей называют дикими или домашними?" (Потому, что одни живут в дикой природе, а другие рядом с людьми. Люди о них заботятся, строят для них жилище, дают им корм)

Далее логопед предлагает пройти в группу за столы, но как-бы нечаянно выходит в другую дверь, ведущую на улицу. Делает удивленное лицо и спрашивает у ребят:

-"Что эта за дверь и куда она ведет? (Эта дверь ведет на улицу) Но ведь у нас есть дверь, через которую можно выходить на улицу, что мы с вами, и делаем несколько раз в день. Для чего все-таки нужна ЭТА дверь? Логопед подводит детей к понятию "запасной выход" (Работа над семантикой трудных слов).

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

Словарная работа (актуализация и развитие лексики). Нахождение слов признаков на материале загадок: Логопед загадывает загадку:

"Ловкая, проворная,

по деревьям скок-скок,

а орешки щелк-щелк"
(Белка)

Уточняется значение слов: ловкая, проворная, быстрая.

- Какая еще белка может быть?

"Рыжая, пушистая, кур таскает."
(Лиса)

Какая лиса? (Рыжая, пушистая, ловкая, зубастая, хитрая и т.д.)

"Большой, косолапый, ходит в шубе мохнатой."
(Медведь).

"Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет."
(Волк).

"Зимой белый, летом серый."
(Заяц)

"Сама усатенькая, днем спит, и сказки говорит,

а ночью бродит, на охоту ходит"
(Кошка)

"С бородой, как мужик,

с рогами, как бык,

с пухом, как птица .

только волка боится,

лыко дерет, а лаптей не плетет"
(Коза)

Логопед предлагает кому-нибудь из детей загадать загадку про животных.

Остальные дети отгадывают и отыскивают картинку на наборном полотне, а потом называют слова-признаки, по которым они угадали животное

Возле каждой поставленной картинки логопед выставляет символы слов-признаков, которые будут называть дети, характеризуя животных. (Символы зеленые треугольники).

-"Молодцы ребята, вы назвали много красивых слов о животных, живущих в наших лесах и рядом с нами." "А теперь давайте поиграем в игру, которая называется "Найди маму своего зверька"

Логопед дает образец ответа детей: "Я лисенок, а моя мама лиса" и т.д.

4. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА:

Игра: "Найди маму своего зверька" (Заранее на каждый стол раскладываются предметные картинки с изображением диких животных).

Дети находят свою пару "маму" и изображают, как ходят эти звери, а затем проходят за столы.

5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКОМУ ПЛАНУ:

Мотивационная ситуация:

В дверь стучится почтальон и вручает логопеду конверт от детей другого детского сада. Логопед раскрывает конверт и, как бы невзначай, рассыпает все картинки, которые были в конверте. Логопед сетует на свою неосторожность, собирает картинки и находит среди них письмо.

Содержание письма:

_"Дорогие ребята, мы со своей воспитательницей Светланой Владимировной решили создать книжку. Сначала мы сочинили рассказ, а затем нарисовали и вырезали из старых книжек иллюстрации и проиллюстрировали нашу маленькую книжку. Нам кажется, что у нас получилось очень даже не плохо. Попробуйте и вы сделать такую же книжку. Рассказ и иллюстрации мы вам выслали."

Далее логопед предлагает детям еще раз послушать рассказ, который сочинили дети другого детского сада, и по нему восстановить книжку.

Вывешивается схема рассказа.(рис.1)

Логопед говорит детям:

- Эта схема поможет нам соблюдать последовательность предложений в рассказе.

А сейчас послушайте рассказ, который сочинили ребята из другого детского сада. Слушайте внимательно и запоминайте, о ком и о чем будет говориться в рассказе. А называется он "О том, как мышонок спасся от лисы".

ТЕКСТ РАССКАЗА:

"В лесу жила рыжая, пушистая, хитрая лиса. Однажды лиса решила раскопать маленькую норку. В маленькой норке жила серенькая мышка. Мышка испугалась и убежала через запасной ход. Запасной ход помог спастись от голодной и злой лисы. Лиса вернулась в лес ни с чем."

Схема рассказа:

Рассказ читается несколько раз, а затем логопед предлагает детям составить картинный план рассказа и пересказать его.

Логопед поощряет детей за активность и правильные ответы, и говорит:

- "Молодцы, ребята, вы помогли мне правильно разложить картинки, а после этого занятия мы сделаем с вами маленькую книжку, я запишу ваш рассказ, и тоже отправим письмо в какой-нибудь детский сад, чтобы и там ребята научились рассказывать о разных событиях из жизни зверей."

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Дети вместе с педагогом вспоминают и анализируют, чем занимались припоминают последовательность работы.

Дается оценка деятельности каждого ребенка.

Занятие № 2

ТЕМА: "Мы – фотокорреспонденты"

ЦЕЛЬ: Работать над лексикой предложения, развивать глагольную синонимию.

ЗАДАЧИ:

1. Закреплять умение самостоятельно строить картинно-графический план рассказа.

2. Развивать речевое мышление детей, следить за логической последовательность предложений в рассказе.

3. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.

4. Развивать объем линейной вербальной памяти.

5. Учить правильно произносить слова сложной звуко-слоговой структуры.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

План - схема рассказа (Рис.1), набор картинок к тексту рассказа (Рис.3,4,5), фишки разного цвета, обозначающие разные слова: зелёные треугольники - прилагательные, стрелки - глаголы, красные прямоугольники - наречия и модальные слова, бумажные фотоаппараты, изготовленные руками детей, магнитофон. Для экологической игры: "мусор" - полиэтиленовый пакет, консервную банку, стеклянную банку, обертки от шоколада и другие предметы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед собирает вокруг себя детей и предлагает им игру в фотокорреспондентов:

- Но для того, чтобы стать настоящими фотокорреспондентами, нам нужно научиться быть внимательными и наблюдательными, уметь очень тихо и осторожно приближаться к объекту, который надо будет сфотографировать, быть выдержанными и смелыми, любить и беречь природу и животный мир, а самое главное - уметь интересно, выразительно и как можно точнее рассказать о том, что он видел и запомнил. Для подготовки своего репортажа мы отправимся с вами в лес.

Звучит аудиозапись с голосами птиц и животных, дети гуляют, рассматривают птиц и животных, которые рассажены в разных уголках групповой комнаты, фотографируют их с помощью бумажных фотоаппаратов, сделанных самими детьми, берут "фотографии" (картинки с изображением животного).

Логопед говорит:

"Ребята, мы с вами сделали много фотографий. А теперь за рабочий стол сядет тот, кто скажет, кого или что он сфотографировал.

Дети проговаривают:

"Я сфотографировал отдыхающую собаку. А я сфотографировал бегущего волка" и т.д.

Дети рассаживаются за столами, а логопед продолжает.

- Теперь, когда мы с вами сделали столько снимков, мы должны будем подготовить репортаж о нашей прогулке по лесу, этот репортаж мы дадим послушать нашим родителям и детям из других групп, но сначала послушайте одну историю, которую мне рассказал старый охотник. Вы послушаете ее и кое-что измените так, чтобы у вас получился свой рассказ.

Образец рассказа:

Однажды охотники заблудились в темном лесу.

Здесь они решили заночевать и развели большой костер.

Недалеко от костра пригрелся и отдыхал охотничий пес Чинк.

Вдруг Чинк насторожился, он почуял волка.

Страшный зверь подкрадывался к отдыхающим охотникам.

Друг охотников – Чинк зарычал и бросился на волка.

Волк испугался и убежал в густую чащу.

А в лесу опять спокойно спали уставшие охотники.

2. СОСТАВЛЕНИЕ КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА.

Логопед предлагает детям составить картинно-графический план услышанного рассказа.

- Давайте вспомним первое предложение и выложим подходящие картинки.

Дети выкладывают картинки, а логопед расставляет остальные графические изображения слов. Постепенно вспоминают, проговаривают и выкладывают все предложения. После того, как весь план будет составлен, логопед предлагает детям вспомнить слова, обозначенные стрелочками (слова - действия)

3. ПОДБОР СИНОНИМОВ К ГЛАГОЛАМ.

Логопед предлагает детям:

- Давайте подумаем, как можно по другому сказать:

1 предложение: заблудились - утомились - устали - охотились

2 предложение: заночевать - отдохнуть - перекусить, развели - зажгли - сложили

3 предложение: пригрелся - жался - не отходил

4 предложение: насторожился - ощетинился - увидел - почуял

5 предложение: подкрадывался - крался - бежал

6 предложение: зарычал - набросился - кинулся

7 предложение: убежал - умчался - понесся

8 предложение: спали - отдыхали - беседовали

За каждое правильно подобранное слово логопед отмечает детей специальной карточкой.

4. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА.

Логопед предлагает детям отдохнуть и вернуться на опушку леса. Дети выходят из-за столов и проходят туда, куда приглашает их логопед.

- Ребята, когда мы гуляли с вами по лесу, я тут приметила одно место. По-видимому, недавно здесь отдыхали туристы и оставили после себя много мусора. Посмотрите и скажите, что здесь валяется и из чего оно сделано. Давайте соберём мусор.

Дети поднимают предметы и проговаривают:

- Это полиэтиленовый пакет.

- Это жестяная банка, пластмассовая бутылка, стеклянная банка и т.д.

Логопед говорит:

- Ребята, давайте поможем природе избавиться от этих ненужных и опасных для лесных жителей предметов".

Дети собирают, один из детей уносит, а остальных логопед приглашает вернуться за рабочие столы и продолжить работу над нашим репортажем.

5. РАБОТА НАД ОБЪЕМОМ ВЕРБАЛЬНОЙ ЛИНЕЙНОЙ ПАМЯТИ.

Логопед предлагает детям вспомнить по порядку сначала все старые слова - действия, обозначенные стрелочками, а затем новые слова, которые придумали сами дети. Логопед выкладывает стрелки по мере того, как ребенок называет подобранные детьми глаголы.

6. ПЕРЕКРЕСТНЫЙ РАССКАЗ ДВУМЯ ДЕТЬМИ.

Затем логопед ставит фишки запрета (чёрный квадрат) на те слова-действия, которые дети должны будут назвать другим, новым словом, подходящим по смыслу к данному предложению.

Вызывает двух детей и предлагает им по очереди рассказать рассказ.

Первый ребенок со старыми словами, второй ребенок - с новыми словами.

Остальные дети слушают, сравнивают и противопоставляют лексическое значение слов глаголов в предложении.

7. Оценка рассказов и выбор наиболее удачного варианта рассказа.

8. Рассказывание всего рассказа одним ребенком и запись его на магнитофон.

9. ИТОГ.

Логопед отмечает наиболее удачные ответы детей, благодарит их за хорошие репортажи и раздает карточки за отличную работу наиболее отличившимся детям.