Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова "За мир!"

Разделы: Русский язык


Писать сочинение школьнику всегда трудно, еще труднее работать над сочинением по картине. В начале своей педагогической деятельности я испытывала большие трудности, когда готовилась к урокам по развитию речи (работа над сочинением). Ведь хороших подробных разработок к урокам, скажем, по описанию картины, нет. Есть общие фразы, схема урока, а молодому учителю, на мой взгляд, необходима подробная разработка урока, начиная с целей и задач и заканчивая выводами и даже ответами учащихся. Творчески работающему педагогу такие пособия помогут найти свой стиль работы, а любому другому – хотя бы грамотно провести урок.

В нашей школе (впрочем, как, наверное, и в любой другой) каждый учитель работает над темой по самообразованию. Я для себя выбрала однажды «Уроки по развитию речи. Работа по картинам». По этой теме у меня накопился большой материал. И еще я пришла к выводу, что именно уроки развития речи помогают разбудить интерес к русскому языку. Во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью; во-вторых, совершенствуя речь, обогащается словарный запас; в-третьих, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.

Одним из приемов, которым я пользуюсь, придающим эмоциональную настроенность урокам развития речи, стало необычное начало: с музыки, стихотворения, загадок, скороговорок, настраивающих ребят на соответствующую тему. Например, «Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «За мир!». Звучит песня Л. Ошанина на стихи А. Островского «Пусть всегда будет солнце», стихотворение С. Я. Маршака «Нам не нужна война». Дети притихли. О чем пойдет речь? О мире. Эмоциональный настрой есть. Школьники с увлечением работают уже над содержанием картины.

Но, однако, одним, даже эмоциональным привлекательным воздействием трудно удержать интерес учащихся. Поэтому стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, действительным со-трудником учителя. И меня радовали попытки учеников выразить свою творческую индивидуальность. Но чтобы она появилась, нужно много работать, и работать не только в классе, но и за его пределами: в лесу, на природе… Например, перед сочинениями по картинам Н. П. Крылова «Зимний вечер» и И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» мы побывали на экскурсиях, и дети сами увидели «небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, сапфировых теней на сиреневом снегу», они уже осмысленно вводили метафоры, сравнения, эпитеты в свои сочинения. А такие строчки появляются тогда, когда дети увидят не на картине, что «зима хитрая, она хочет быть Королевой Земли весь год и не уступает места Весне», или «Зима загрустила – и тогда целый день падают ее слезинки–снежинки на землю». И когда после сочинения появляется запись: «Света, сегодня ты очень постаралась и приятно меня удивила», - это окрыляет ребенка, у него появляется желание увидеть это еще.

Весь материал, собранный по описанию картин, я вносила в отдельную тетрадь. Этой тетрадью пользуются молодые учителя нашей школы.

А с детьми, начиная с пятого класса, мы тоже ведем особую тетрадь («Знайкина»), где записываем необходимые термины, оригинальные строчки из сочинений школьников, стихи… И эти записи помогают нам в работе над другими темами сочинений.

Вот один из уроков, который я разработала и провела в 5-м классе. Урок построен в форме диалога «учитель – учащиеся». Вторая часть урока – словарно-стилистическая, орфографическая работа. Третья – вывод и подведение итогов, домашнее задание. Привожу и наиболее интересные ответы школьников. Некоторые материалы этого урока мы использовали и в дальнейшей работе не только на уроках русского языка, но и литературы, когда изучали темы войны и мира.

Устное сочинение по картине Ф. П. Решетникова «За мир!»

Цели

  • Продолжить работу по формированию навыков описания картины;
  • Развивать навыки устной речи;
  • Закрепить знания об эпитетах, синонимах, орфографии, лексике;
  • Готовить учащихся к устному описанию картины.

Задача

  • Подвести учащихся к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех.

Оборудование

  • На доске портрет Ф. П. Решетникова, репродукция картины «За мир!»; другие репродукции о детях: «Прибыл на каникулы», «Опять двойка», «Голуби мира», «Переэкзаменовка»;
  • Магнитофонная запись песни Л. Ошанина на стихи А. Островского «Пусть всегда будет солнце».

Ход урока

  • Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (первый куплет и припев). Звук постепенно убавляется и учитель читает стихотворение С. Я. Маршака:

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом:
Пишут по черному белым,
Пишут по белому черным,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна война!»

1. Диалог

Учитель. Ребята, сегодня я не случайно начала урок песней А. Островского и стихотворением С. Я. Маршака. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Учащиеся. О мире.

Учитель. Верно. Вы знаете, что эта тема волнует всех мирных жителей Земли. И когда проливается кровь, больше всех страдают дети. Как нельзя лучше об этом сказа ленинградская поэтесса О. Бергольц, испытавшая ужасы блокады.

Учащийся читает

Я в госпитале мальчика видала,
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало,
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался…
Любил ловить зеленый круглый мяч.
И вот лежал и застонать боялся:
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
Обрубки рук вдоль тела протянув.
О детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!

Учитель. Дети борются за мир. Пусть у них нет таких серьезных возможностей, как у взрослых, пусть еще сил и знаний маловато, но дети, так же как и взрослые, любят лето и весну, реки и моря, запах хлеба, родных и близких людей. Дети любят жизнь. А если будет мир – будет и жизнь! И не раз обращались к этой теме писатели и поэты, композиторы и художники. Посвятил ей свои работы и Федор Павлович Решетников.

Учащийся. Слово о художнике. Ф. П. Решетников родился в 1906 году. С юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института плавал на корабле «Челюскин» и сделал много зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами Федор Павлович был снят с дрейфующей льдины и, возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвященных Арктике. В годы Великой Отечественной войны он защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны картины Решетникова «Прибыл на каникулы», «Опять двойка», «Голуби мира», «Переэкзаменовка».

Учитель. Но есть у него еще одна картина – о жизни детей за рубежом. Она называется «За мир!». Действие происходит в небольшом французском городке.

Ф. П. Решетников «За мир!»

Внимательно посмотрите на репродукцию. Какой же момент выбрал для своей картины художник?

Учащиеся. Мальчик на стене дома выводит надпись «Мир!». – Против войны не только взрослые, но и дети.

Учитель. Какую часть города изобразил художник? Опишите ее.

Учащиеся. Улица, узкая, мрачная, не ней нет зелени, мостовая выложена серым булыжником, она пуста, весь народ идет на демонстрацию. Это, видимо, рабочий квартал. Видны стены старого дома с отвалившейся штукатуркой.

Учитель. Когда происходят события?

Учащиеся. Наверное, в послевоенные годы. Об этом свидетельствует вид разрушенного здания.

Учитель. Кто привлекает ваше внимание?

Учащиеся. Дети рабочих.

Учитель. Почему рабочих? Опишите мальчиков.

Учащиеся. Одеты бедно, не по росту. На самом старшем курточка, из которой он вырос. На дворе осень, так как на мостовой желтые листья, а один ребенок обут в ботинки на босу ногу. Дети худы, бледны.

Учитель. Зачем художник показал демонстрацию, полицейских?

Учащиеся. Это необходимо, чтобы понять, преследуют тех, кто борется за мир, но мир победит.

Учитель. А теперь обратимся к художественному своеобразию картины. В чем ее особенность? (Дети знают и умело используют термины: композиция картины, колорит, передний, задний план).

Учащиеся. Композиция картины хорошо продумана художником. Все герои связаны общим делом и каждый четко выполняет свое. На переднем плане – дети, их пятеро, и у них все четко организовано, все действия продуманы: двое следят за улицей, один старательно выводит белой краской слова крупными буквами. Ему хочется, чтобы эти слова все видели и читали, поэтому мальчуган взобрался на спину своему товарищу. Самый маленький обеими руками держит банку с краской и, подняв голову, внимательно, смотрит на художника. Успеют ли смельчаки дописать слово «МИР»? – волнуемся мы, глядя на картину Решетникова.

На заднем плане мы видим демонстрацию трудящихся, которые вышли с полотнищами, флагами на улицы еще не успевшего оправиться от разрухи города. А полицейские, вооруженные дубинками, хотят разогнать народ, оттеснить рабочих. Но люди идут вперед уверенно, они не боятся полицейских, демонстрация растет.

В замысле картины большое значение имеет приглушенный колорит: темная одежда на мальчиках, серая мостовая: белая надпись особо выделяется на грязной стене. Красный цвет (флаги, транспаранты) вызывает чувство тревоги и, в то же время, придает больше уверенности в победе за мир.

Учитель. Почему эта картина волнует зрителей?

Учащиеся. Народ не хочет войны, всеми силами борется за мир! Автор картины уверен: дело мира победит, если все, от старика до мальчика, не побоятся постоять за него.

Учитель. Картина написана давно, в 1950 году. А почему ее идея актуальна и сегодня?

Учащиеся. Война несет страшные потери, разруху, страдания и прежде всего – смерть человека, с гибелью которого уходит все то, что составляло его мир. В наше время тоже идет война в Чечне, Таджикистане, Грузии… Там погибают люди. А смерть – зло для всех. Вот поэтому все честные и порядочные люди во все времена боролись и борются за мир.

2. Словарно-стилистическая, орфографическая работа

1. Сегодня не раз звучало слово «мир». Объясните лексическое значение этого слова (Жизнь людей в согласии, без ссор). А как оно дается в толковом словаре? (Словари на столах)

2. Какие эпитеты и синонимы можно подобрать, чтобы охарактеризовать мальчиков? (Смелые, отважные, юные борцы за мир, решительные, храбрые).

3. Выделите значимые части слов Франц-ия, франц-уз-ск-ий.

4. У нас много слов с трудными орфограммами. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним правила и вставим пропущенные буквы в следующих словах (на доске слова с пропусками букв): Париж, парижский, рабочий квартал, переулок, мостовая, юные борцы, борются, масляная краска, тротуар, колорит, композиция. (Записываем в тетрадь).

5. Дома вы подобрали пословицы о мире. (Дети читают). А какую можно взять эпиграфом к нашему сочинению? (Если дружно за мир стоять – войне не бывать).

3. Вывод (делают дети)

Война – это тяжелое испытание для любого человека, и если человек честный и порядочный, ему не нужна война, он будет приносить пользу и радость людям. Но если его родина и близкие окажутся в опасности, он будет бороться за мир!

Звучит второй куплет и припев песни «Пусть всегда будет солнце»

Подведение итогов (обязательно отметить хорошую работу учащихся).

Домашнее задание

  • Составить предложения со словами и словосочетаниями, в которых вставили пропущенные буквы.
  • Составить письменно план сочинения и приготовить устный рассказ по нему.
  • По желанию написать сочинение.

Используемая литература

О. Туберовская. В гостях у картин. - Л.: Детская литература, 1964