Построение работы воспитательной системы школы через работу детской организации

Разделы: Внеклассная работа


Анализ позитивных изменений, происходящих в обществе в целом, состояние сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к среднему образованию. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как в конкурентоспособном человеке, владеющим способами и средствами сохранения и развития себя как личности.

Стратегия активной адаптации, в основе которой лежат опережающее развитие, формирование творческой личности, воспитание активной жизненной позиции должна способствовать формированию готовности к самоопределению, становлению, саморазвитию каждого выпускника школы. Реализация такой стратегии возможна только при постоянном педагогическом сопровождении, что в условиях нашей школы привело к созданию воспитательной системы, в основе которой лежит работа детской организации. В данном случае не только внешние условия, но и внутренние факторы подтолкнули к созданию такой воспитательной системы. Назрела необходимость в консолидации всех направлений работы школы для реализации системного подхода в воспитании, что явилось оправданным шагом. Поскольку действие детской организации позволяет добиться главной цели – создание единого воспитательного пространства через решение следующих задач: обновление содержания воспитания, развитие традиций детской организации (да и школы в целом), оказание помощи семье, развитие здоровьесберегающих технологий, удовлетворение потребностей ребенка в самореализации, формирование гражданско-патриотической культуры и др.

Современное образовательное учреждение имеет возможность строить свою деятельность, моделировать и проектировать свое развитие в зависимости от собственной специфики, что и нашло отражение в программе работы пионерской дружины “Арго”, которая объединила основные блоки воспитательной работы: здоровье, военно-патриотическйю работу, экологическую работу, профилактику асоциального поведения детей, развитие ученического самоуправления, самореализация творческих способностей детей. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы являются идеи общей заботы, культурологического подхода, сотрудничества, формирование единого воспитательного пространства. Научным основанием для программы стали идеи И.П. Иванова.

Таким образом, опираясь на ведущие тенденции в развитии современного образования, предполагаемым результатом деятельности детской организации является формирование личности выпускника, приближенной к идеальной модели выпускника школы – социально компетентной личности, способной направить свой способности на благо Родины, эффективно реализовывать себя в различных сферах общества.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные запросы решать проблемы общества. “Развивая себя – развиваешь и общество”, - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый школьник сможет самореализоваться, найти себя в деле, почувствовать и прожить (адаптироваться) в ситуациях, максимально приближенных к жизненным, для решения проблемных ситуаций, возникающих на пути каждого человека.

Воспитательная система имеет следующую структуру:

Цели – совокупность идей, для реализации которых она создана;

Деятельность, обеспечивающая ее работу;

Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

Отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некую общность;

Управление, обеспечивающие интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Цели и задачи воспитательной программы.

Создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее творческое развитие, самореализация и самоопределение в обществе.

Формирование воспитательной системы школы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

Обновление содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся, развитие традиций школы через традиции детской организации.

Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей.

Повышение роли социально-психологической службы в формировании коллективов учащихся (развития их самоуправления), в обеспечении адаптации учащихся к окружающей действительности и социуму, в котором они существуют.

Развитие здоровьесберегающих технологий воспитания, восстановление, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формирование гражданско-патриотической культуры.

Повышение социальной и нравственной значимости труда классных руководителей как наставников коллективов учащихся (в нашем случае пионерских отрядов).

Важнейшие принципы жизнедеятельности воспитательной системы:

Гуманизация обучения и воспитания; гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса; системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Воспитательная работа строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом внеклассном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, направленной на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности каждого обучающегося. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Системный и деятельностный подход к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, республиканских, всероссийских мероприятиях.

Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: общественно-организаторскую, познавательную, творческую, коммуникативную, спортивную, досуговую, реализацию индивидуальных потребностей учащихся.

Результатом воспитательной деятельности школы является воспитание здоровой, социально-адаптированной, воспитанной, конкурентно-способной личности, готовой и способной к дальнейшему образованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Данная модель выпускника является целью и идеалом работы воспитательной системы школы, мы понимаем, что идеал как таковой недостижим, но даже несовершенное его осуществление приближает нас к цели.

Описание воспитательной системы средней школы № 1 города Волжска, республики Марий Эл, построенной на работе детской организации – пионерская дружина “Арго”

Деятельность Дружины строго регламентирована нормативно-правовыми документами, в основе которых лежит Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, а так же учитываются Уставы вышестоящих объединений детей, подростков и взрослых, членом которых является “Арго”.

В Уставе Дружины строго прописаны все права и обязанности членов дружины, правила приема в организацию и правила выхода из нее, а так же принудительное исключение в случае нарушения Устава Дружины и регламентирующих деятельность Дружины документов.

Пионерская организация нашей школы появилась чуть позднее открытия самой школы, а это уже немногим более 40 лет. Ранее она носила имя пионера-героя Вали Котика, а в 1991 году была переименована в Пионерскую дружину “Арго”. Ни на один день пионерская организация не прекращала свою работу. Эта историческая справка позволяет утверждать, что построение работы воспитательной системы школы на основе работы детской организации уже на протяжении многих десятилетий успешно соответствует требованиям времени, учебно-воститательным задачам и потребностям детей.

Деятельность, обеспечивающая реализацию всех воспитательных целей и некоторых учебных, систематизирована и отвечает запросам всех категорий учащихся, а также всем возрастным группам членов детской организации (детей, подростков и взрослых). Стоит сказать, что все направления работы Дружины разбиты на группы, объединенные какой-либо тематикой. Почти все направления работы четко описаны в программах работы “Арго”, что позволяет четко определять цели работы по данному направлению, разбивать эти цели на задачи, а впоследствии выбирать необходимые наиболее приемлемые формы работы.

Субъектами деятельности являются не только члены организации, но и многие люди, которые нуждаются в заботе (принцип заботы -- ведущий в работе детской организации). Здесь следует четко разграничить деятельность, направленную на себя (Дружину), ближайшее окружение (семьи ребят, школа) и так называемые “далекие” люди (те, кто постоянно требуют заботы и внимание, но не связан вплотную с Дружиной).

Что мы делаем для себя? Это направление работы включает в себя все мероприятия, которые проходят внутри детской организации и направлены только на членов дружины. Например, Школа пионерских наук, где дети учатся основам пионерской работы; конкурсы внутри детской организации (Конкурс пионерской песни, конкурс на звание лучшего отряда и др.); различные игры по программам работы Дружины (“Экологический серпантин”, “Сокровища старого Флинта”, “Форт “Боярд” по-пионерски и др.). Кроме этого, во всех пионерских отрядах выполняются пионерские поручения. (В каждом отряде есть командир, экологи, барабанщики, Друзья малышей, Юные инспектора движения, юные корреспонденты и др.)

Что мы делаем для “близких” людей? По этому направлению работы наши пионеры выполняют что-то, необходимое для школы, для работающих в ней людей. Например, ремонт книг в школьной библиотеке, спортивного инвентаря, помощь в уборке школьных помещений, пришкольной территории и др.

Что мы делаем для далеких людей? “Далекие” люди это те, кто непосредственно не связан с Дружиной, но требует от пионеров помощи и поддержки, а иногда просто внимания. В пионерской работе это направление называется ЗПД (Зона пионерского действия). В ЗПД входят приют “Надежда”, школа-интернат, Национальный парк “Марий Чодра”, ближайший детский сад, микрорайон школы, а также мы сотрудничаем с Советом ветеранов ВОВ при городском краеведческом музее. Для приюта и интерната наши пионеры часто проводят игры, ежегодно в сентябре у нас стартует акция “Дети детям” по сбору канцтоваров и одежды для этих муниципальных учреждений. Национальный парк “Марий Чодра” – традиционное место посещения Дружины. Здесь проводятся походы выходного дня, многодневные походы на байдарках по реке Илеть, игры, но наши пионеры не остаются в долгу перед НП – экологические десанты к берегам рек и озер, участие в проводимых конкурсах и акциях, это то немногое, что наши пионеры делают для “Марий Чодры”. Ну а к малышам в детский сад мы ходим с концертами, самые активные пионеры играют с ребятами в приготовленные игры. Так что наших пионеров знают будущие школьники. В микрорайоне школы тоже есть чем заняться – озеленить улицы, посыпать песком скользкие дорожки, помочь престарелым жителям района, поздравить с Новым годом детей-инвалидов, да и многое другое.

Таким образом, можно сказать, что ребенок, состоящий в детской организации не только чем-то занят, но еще и реализует свои способности, может проявить себя как организатор или исполнитель какого-либо дела. Если же анализировать потребности и желания учащегося, его природные задатки и способности, то можно предопределить сферу дальнейшего обучения или работы выпускника школы. Здесь следует отметить, что в работе детской организации решаются еще и вопросы профориентации (это относиться к ученикам 9-11 классов).

Однако мы еще не рассмотрели систему управления Дружиной. И тут мы не стали “изобретать велосипед”, а просто адаптировали ранее существовавшую систему к новым социально-экономическим условиям общества.

Именно органы ученического самоуправления, участвуя в соуправлении жизнедеятельности коллектива школы, охватывая широкий спектр реализации прав и обязанностей учащихся, призваны способствовать социализации и адаптации учащихся к окружающей действительности. Особую роль имеет “самоуправление” как фактор воспитания в среднем образовании, поскольку именно здесь происходит становление ребенка как личности, которая впоследствии будет продолжать свое обучение в средне-специальном или высшем учебном заведении. Именно поэтому на этапе взросления так необходимо привить ребенку чувство ответственности, а также не забыть научить детей и подростков отстаивать свои права. Воспитание в данном случае выступает как часть процесса социализации и представляет целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, учебе, работе детской организации.

Самоуправление нами рассматривается, как один из режимов протекания совместной деятельности учащихся. Ступени самоуправления:

I ступень: Совместная деятельность взрослых и учащихся протекает в режиме руководства (взрослый задает учащимся цель, объект, предмет деятельности, определяет средства и способы ее осуществления, отслеживает ее ход и оценивает результаты; учащиеся воплощают в жизнь идею взрослого, оставаясь при этом исполнителями, но приобретая социальный опыт сотрудничества и общения);

II ступень: Совместная деятельность взрослых и учащихся в режиме взаимодействия (взрослый задает цель, объект, предмет деятельности, учащиеся самостоятельно определяют средства и способы осуществления цели; совместными действиями достигается поставленная цель, результат рефлексируют вместе);

III ступень: Режим самоуправления коллектива группы (учащиеся совместно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. В процессе деятельности возникают особого рода взаимодействия со взрослыми, которые выступают в качестве консультантов; взаимодействие детей и взрослых носит характер сотрудничества, совместного бытия).

На различных этапах становления самоуправления каждый член Дружины может проявить себя как руководитель Дружины. Здесь стоит поподробнее остановиться на иерархической линии самоуправления членов дружины.

Итак, начнем с высшего органа самоуправления пионеров – это Сбор дружины. Только Сбор в праве утвердить план работы на год, избрать членов Совета дружины, решить вопросы о формах проведения общедружинных дел, избрать делегатов на Слеты и Сборы, проводимые вышестоящими детскими и подростковыми организациями. Только на Сборе дружины выбирается командир Дружины, вручаются награды. Наряду со Сбором дружины работают Сборы отрядов. Только на Сборе отряда выбирают командира отряда, корректируют работу отряда и принимают решения, играющие важную роль в жизни отряда.

Существуют и выборные органы самоуправления – Совет Дружины и Совет командиров. Высший законодательный орган Дружины – Совет Дружины. Именно члены совета дружины решают как, где и кто будет что-либо делать. Если смотреть шире, то это Парламент нашей Дружины. Именно в работе Совета Дружины необходимо четко определить цель, предмет, объект своей деятельности, решить вопрос о средствах и методах реализации. По установленным правилам в Совет Дружины входит нечетное число членов, взрослые члены организации не входят в Совет Дружины, дабы дать свободу выбора, но при этом и почувствовать ответственность за свои решения. На этой ступени самоуправления реализуется третий (высший) этап самоуправления в детской организации.

При работе Совета командиров происходит определение работы отрядов. Здесь решаются вопросы, кто будет выполнять принятые на Совете Дружины решения. (Если Совет Дружины решает какой ступени пионеров поручить дело, то Совет командиров – какой именно отряд этим будет заниматься). Здесь роль взрослого члена Дружины нарастает, так как не все отряды сразу могут точно решить какими средствами и методами лучше воспользоваться для выполнения поручения. На этом этапе самоуправление можно отнести ко второй ступени самоуправления, поскольку именно на второй ступени самоуправление реализуется частично.

Ну а первая ступень самоуправления (“зачаточная”) характерна для работы младших отрядов, то есть когда учащиеся еще не научились принимать правильные решения в отношении методов и средств реализации целей, а на вопрос: “Зачем они это делают?” (определение целей деятельности) вообще затрудняются ответить. Вот тут и “всплывает” необходимость руководства взрослого. Правильная формулировка целей и верный выбор средств и методов реализации дела не только помогут быстро и качественно выполнить поручение, но еще и научить младших пионеров ставить цели и принимать необходимые решения с четким сознанием “зачем?”.

Кроме вышеперечисленных органов самоуправления в Дружине действует Совет старших пионеров. Работа этого Совета направлена на самореализацию организаторских способностей пионеров старшего звена, которые уже практически без корректировки могут разработать мероприятия общедружинного и общешкольного характера, организовать работу вожатых среднего звена. Этот орган самоуправления воплощает в себе не только хорошего помощника старшего вожатого и заместителя директора по воспитательной работе, но еще и при умелом, конечно, руководстве, вполне сможет заменить вожатого в случае учебы или болезни. Эта идеальный вариант работы третьей ступени самоуправления.

При работе любой детской организации рождаются определенные отношения как внутри коллектива, так и отношения со стороны общественности. Если отношения со стороны общественности можно регулировать через СМИ, те полезные дела, которыми занимаются пионеры, а если говорить современным языком, то через имидж организации, то отношения внутри организации (да и школы в целом) регулировать достаточно сложно в силу особенностей учеников, специфики отрядов и много другого.

И.П.Ивановым разработана концепция взаимодействия взрослых и детей, суть которой сводится к построению целостной системы воспитания (в основе комплексный подход ко всему делу воспитания) для развития гражданского, сознательного, эмоционально-волевого, действенного отношения каждого человека к жизни, и ее важнейшим сторонам, к самому себе.

Содержание концепции направленно на создание отношений сотрудничества между взрослыми и детьми; организацию заботы друг о друге, окружающем мире, на творческое развитие личности каждого участника отношений сотрудничества; на улучшение себя и окружающей жизни через социально-полезную деятельность.

В основе концепции принципы:

Совместной деятельности педагогов и учащихся; целесообразности; творческого подхода к любой деятельности.

Методы выбранной концепции общедоступны, не требуют больших материальных затрат, но требуют большого педагогического мастерства от педагогического коллектива.

Методы работы дружины:

Ежемесячное чередование поручений в отряде;

Еженедельный коллективный анализ деятельности коллектива (отряда, Совета Дружины, Совета командиров, Совета старших пионеров);

Методика творческого решения поставленных задач (деловые игры, тренинги, игры-зачеты);

Сборы ученического актива;

Коллективный общественно полезный труд;

Убеждение словом и положительным примером;

Соревнование;

Поощрение и наказание.

Для более успешной работы Дружины были внедрены Законы пионерской жизни:

Единства слова и дела;

Дружбы и милосердия;

Чести и совести;

Равенства и справедливости.

Рассмотренная выше воспитательная система, работающая на основе детской организации может существовать только лишь при умелом руководстве. Именно поэтому административный ресурс так важен при реализации подхода воспитательная система = детская организация. Роль директора и его заместителей как по учебной работе, воспитательной работе, так и по административно-хозяйственной части возрастает с каждым днем. А для воспитания творческой личности с активной жизненной позицией эта роль возрастает в два раза быстрее, поскольку, выполняя социальный заказ на конкурентно способную личность, вся администрация школы должна работать в одном направлении – в направлении формирования творческой личности с активной жизненной позицией. Если раньше учебная деятельность была ведущей, то в свете последних требований общества воспитание поднялось на одну ступень с учебой, и теперь гармонично развитая личность наиболее востребована во всех сферах жизни и деятельности общества.

Еще один важный ресурс – старший вожатый школы. Ведь именно он вплотную занят организацией, именно ему приходиться работать с ребятами. Поэтому личность вожатого должна тоже соответствовать определенным требованиям – лидер, организатор, друг и помощник, , добрый, отзывчивый, понимающий, остроумный и симпатичный, в общем, человек, который может найти общий язык с детьми. За последнее десятилетие институт подготовки вожатых как педагогов канул в лету, причем совершенно неоправданно! Лишь в последнее время над вопросом профессионального образования вожатых стали задумываться.