Интегрирование предметов математики и трудового обучения как условие модернизации системы образования

Разделы: Математика


Интегрирование предметов математики и трудового обучения сочетает в себе расширение и углубление предмета познания с ликвидацией дублирования и с сокращением времени на изучение темы:

- по виду интегрирования – это межпредметная связь, которая, по исследованиям психологов, на первоначальных этапах включения учащихся в познавательную деятельность играет роль побуждающего стимула;

- по форме интегрирования – новая технология;

- по уровню – новационная, так как представляет собой высокую форму воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучения. Осуществленная на этом уровне интеграция содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Кроме того, математика – уже сам по себе интегрированный предмет, который сочетает в себе арифметику, алгебру, геометрию.

Таким образом, в основе объединения предметов математики и трудового обучения лежит двойная интеграция.

Актуальность интегрирования данных предметов будет понятна, если сопоставить содержание разделов программ по данным дисциплинам. Так, в 1 классе учащиеся знакомятся с единицами длины 1см., 1дм., а практического применения этим знаниям нет, так как на уроках трудового обучения производить разметку, следуя требованиям программы, нужно по шаблону, либо на просвет. И наоборот, в 4 классе , программа по трудовому обучению предполагает производить разметку в миллиметрах, тогда как программа по математике не предусматривает таковой единицы измерения длины.

Это лишь единичный пример нескоординированности требований к знаниям учащихся по данным предметам.

Таким образом становятся понятными цели интегрирования:

- расширение предмета познания;

- соединение теоретической подготовки с практической, что способствует формированию обобщенных видов познавательной деятельности;

- повышение авторитета теории в сознании учащихся;

- создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Что касается форм и методов, то в дидактике они остаются постоянными. Применительно к теме интегрирование предметов математики и трудового обучения наиболее эффективной формой обучения является интегрированный урок, когда материал, относящийся к предмету “математика” тут же находит практическое применение при изготовлении поделок.

Так специальное упражнение (рис. 1, рис 2, рис. 3) и задания по трудовому обучению помогут не только углубить теоретические знания учащихся, но и способствовать развитию конструктивного мышления и творческих способностей.

С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире. В данном случае интеграция рассматривается как цель обучения. Допускается в начальной школе использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе, то есть интегрированным выступает фрагмент урока.

В качестве метода на интегрированных уроках широко используется работа со схемами, чертежами как на уроках математики, так и на уроках трудового обучения. С точки зрения форм интеграции это не что иное, как деятельностная форма, которая имеет дело с формированием обобщенных способов деятельности, в частности, решение задач на основе схем и изготовление поделок на основе чертежей. К деятельностной форме интеграции относится и метод УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанный в середине прошлого века профессором П.М. Эрдниевым. Идея УДЕ отвечает тенденции синтеза информации, что является одним из условий интеграции.

Примером УДЕ на уроках трудового обучения является работа, проводимая блоками:

- работа с бумагой и картоном

- работа с тканью

- работа с разными материалами и т.д.

Блок помогает в овладении общими приемами анализа материала с целью выделения существенных признаков.

На уроках математики УДЕ – это знакомство, например, с единицами измерения длины не на протяжении четверти, как требует программа, а на одном уроке, да если еще интегрированном, то это позволит сформировать целостную картину мира у учащихся начальной школы и придаст практическую направленность знаниям.

Таким образом, интеграция предметов математики и трудового обучения как новая технология позволяет:

- в некоторой степени решить проблему разобщенности данных предметов, что дает возможность ребенку устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;

- исключить повторы в данных учебных дисциплинах;

- углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;

- повысить творческий потенциал учащихся;

- является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость.

Интегрированный урок, в связи с существенным повышением роли творческой самостоятельности учащихся, является одним из условий модернизации системы образования в современных условиях.