Учебное занятие по математике: "Углы. Сравнение углов. Виды углов". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Характеристика замысла урока

Урок "Углы. Сравнение углов. Виды углов" – первый урок в теме "Многоугольники". Следовательно, его тип определяется доминирующей общедидактической целью и местом урока в изучаемой теме. Данный урок – это урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Содержание учебного материала: угол как геометрическая фигура, ознакомление с приёмом сравнения углов (острого и тупого) как результат их сравнения с прямым углом.

Содержание учебного материала характеризуется недостаточным количеством опорных знаний, потому основными методами обучения на уроке являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Именно эти методы позволяют сформировать базовый объем знаний, запомнить большое для пятиклассников количество определений. Однако без приемов частично-поискового метода обучения невозможно дальнейшее продвижение учащихся в учебном материале. Основными формами реализации перечисленных выше методов обучения являются беседа, самостоятельная работа и работа с учебником. В формах организации познавательной деятельности преобладает общеклассная, парная и индивидуальная работа. Парная работа позволяет создать условия для усвоения стандартных приёмов сравнения углов. При подобной организации деятельности учащихся происходит само- и взаимоконтроль, что очень важно на этапе первичного закрепления новых знаний, так как своевременно проведённая коррекция уменьшает возможность появления ошибок в дальнейшем. Для данного класса это важно, потому что примерно 25% учащихся в классе (6 человек) учатся с большим трудом.

Учитель, организуя общеклассную, парную работу, способствует созданию адаптивной образовательной среды с учётом специфики восприятия, психологических и возрастных особенностей учеников. Кроме того, наличие адаптивной среды предполагает нормативность, то есть учитель определяет, что нужно знать для того, чтобы ученику получить хорошую оценку. На данном уроке это те учебные задачи, которые ставят сами дети под руководством учителя. Таким образом, с одной стороны, учитель нормирует деятельность учащихся, а с другой стороны, ученики сами осуществляют свой выбор: ведь они сами поставили учебную задачу. Такой подход помогает создать ситуацию успеха, так как в этом случае учитель не "давит" на учеников, отношения субъект-субъектные, комфортные для обеих сторон.

Триединая дидактическая цель урока:

- образовательный аспект: учитель создаёт условия для восприятия и первичного осознания учащимися нового материала по теме "Углы. Сравнение углов. Виды углов", способствует осмыслению связей этого материала с изученным; организует работу учащихся с учебником, осуществляет мягкий контроль и коррекционную функцию на этапе первичного закрепления материала;

- развивающий аспект: учитель создаёт условия для развития математической речи учащихся, работает над формированием и развитием приёмов анализа и сравнения;

- воспитательный аспект: учитель создаёт условия для развития культуры общения, адекватной самооценки результатов деятельности учеников.

Цели для учеников:

1. Ученику, работающему на репродуктивном уровне, необходимо знать определение угла и уметь его воспроизводить; определять виды углов в стандартных ситуациях; научиться строить углы заданного вида, сравнивать углы.

2. Ученик, работающий на конструктивном уровне, умеет определять виды углов в различных геометрических ситуациях, например, в многоугольниках, умеет корректировать свои действия;

3. Ученик, работающий на творческом уровне, умеет анализировать условия задач, находить различные варианты их решений, умеет прогнозировать результаты своих действий.

Цепочка усвоения: восприятие осознание – запоминание – применение – рефлексия – диктует соответствующую структуру урока (см. “Ход урока” ).

Основной этап урока – усвоение новых знаний и способов деятельности.

Контроль осуществляется через само- и взаимоконтроль, контроль учителя – "мягкий".

Прогнозируемый результат

Все учащиеся усвоят определение угла и научатся различать тупые, острые и прямые углы.

На каждом этапе занятия будет осуществляться педагогическая поддержка учащихся в учебной деятельности, будут закладываться основы формирования исследовательских умений, произойдет накопление индивидуального опыта познавательной деятельности.

Оборудование: "Математика", учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф., раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организация начала занятия. 1' Учитель предлагает учащимся проверить готовность рабочего места (наличие рабочей тетради, тетради для правил, дневника, учебника, ручки, карандашей, инструментов, дидактического раздаточного материала) Дети проверяют готовность рабочего места
2. Актуализация знаний. 2' Учитель предлагает вспомнить названия
объектов и закончить предложения:

рис. 1

(Учитель показывает карточки с рисунками)

Законченные учениками предложения:

- "на рис. 1 изображён отрезок MN";

- "на рис. 2 изображена прямая а";

- "на рис. 3 изображён луч ОА";

- "на рис. 4 изображены дополнительные лучи ОА и ОВ".

3. Переход к изучению нового материала. Мотивация. Целеполагание. 3' Учитель работает с классом. "Запишите число, отступите 5 клеток вниз, начертите луч АВ. Из вершины А проведите ещё один луч, не совпадающий с АВ. Рассмотрите свой чертеж и внимательно послушайте определение".

Часть плоскости, ограниченная лучами, выходящими из одной точки, называется углом.

Учитель обращается к классу: "Назовите тему, которую следует подписать после слов "Классная работа"

Давайте договоримся о том, что мы хотим

узнать к концу урока

чему научиться

- что такое угол?

- как обозначают угол?

- из каких элементов состоят углы?

- какие бывают виды углов?

- сравнивать углы

- строить углы

Учитель делает записи в две колонки.

Дети работают с учителем.

 

 

 

Обозначают тему урока "Углы".

 

 

Ставят учебные цели. Записывают в тетрадь для правил определение угла.

4. Изучение нового материала 7' На вопросы первой колонки поможет ответить учебник (стр. 126-127). Дети
работают
с текстом учебника.
5. Первичное закрепление 4' Давайте проверим, как мы достигаем цели нашего занятия: все, кто сидят на первом варианте, будут "учителями", а на втором – учениками. "Учителя" объяснят ученикам ещё раз, что такое угол, как обозначаются углы, какие бывают виды углов.

Учитель осуществляет включённый контроль.

Учитель проводит фронтальный опрос учеников по вопросам первой колонки (п.3), благодарит "учителей" за работу.

Дети осуществляют взаимо-
контроль, работая
в парах.

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

6. "Мягкий" контроль учителя. 1' Учитель показывает карточки и предлагает классу выполнить физкультминутку.

Покажите руками:

а) развернутый угол; б) прямой угол;

в) тупой угол; г) острый угол.

Дети выполняют физкульт-
минутку.
7. Изучение второго блока нового материала. 5'

 

 

 

 

 

 

 

 

5'

Учитель предлагает рассмотреть рисунки:

рис. 2.

Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки. Почему?

Как правильно сравнивать углы?

 

 

 

 

Все, кто сидят на втором варианте, работают "учителями", объясняют, как правильно сравнить углы.

Работают с раздаточным материалом, осуществляют взаимо-
контроль.

Работают над составлением алгоритма сравнения углов. Выполняют запись
алгоритма в тетрадь.

Объясняют, используя раздаточный материал.

8. Закрепление материала. 10' Постройте в тетради прямой угол. С помощью сравнения углов найдите среди раздаточного материала прямой угол.

Используя раздаточный материал, выполните задание №541
(без выполнения рисунков в тетради).

Прочитайте задание №537 Какие случаи следует рассмотреть?

После ответов учащихся учитель вывешивает карточки с возможными вариантами выполнения задания.

Выполняют задания
учителя.

Обдумывают задание, выполняют его, осуществляют взаимо-
контроль.

9. Рефлексия, подведение итогов 1' Справились ли с поставленной в начале урока задачей? Что мы узнали на уроке? Что было трудно? Что осталось непонятным? Осуществляют рефлексию.
10. Домашнее задание 1' Что учить? Стр. 126-127 учебника + записи в тетради для правил, №539, №540, №546.

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.