Использование НЛП (нейролингвистического программирования) и упражнений, совершенствующих интеллектуальный уровень учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Предварительно необходимо разъяснить ряд теоретических положений и терминов, связанных с НЛП (нейро-лингвистическим программированием), выявить проблемы, с которыми сталкивается чаще всего учитель, стремящийся воплотить личностноориентированную модель образования в свою практику

1. Гемисферология – область медицины, изучающая функции каждого полушария мозга. В свое время во время операций на мозге был сделан ряд открытий, которые позволили изучить навыки и способности, свойственные определенному полушарию.

Проблемы: 1.1.Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину возможностей детей.

1.2. Основной образовательный поток (конвеер) – рассчитан на левополушарных учащихся.

1.3. Социальный заказ требует от школы более качественного обучения базовым навыкам (активность левого полушария), с другой стороны, в обществе явно наблюдается дефицит творческих личностей (активность правого полушария). Причем не только в России, на Западе эта проблема стоит столь же остро (1). Таким образом перед нами стоит задача использовать правополушарные методы для обучения учеников левополушарным навыкам и наоборот.

2. НЛП – концептуальные положения.

2.1. Процесс обучения – это движение информации сквозь нервную систему человека.

2.2 Вход информации, ее хранение, переработка и выход – воспроизведение в той или иной форме.

2.3. Два вида информации: сенсорная (нейро) и вербальная (лингво).

2.4. Три типа, три модальности детей, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) или кинестетических (прикосновение) каналов прохождения информации.

2.5. Два типа детей, отличающихся развитием различных полушарий мозга: левополушарные (логическое, вербальное мышление) и правополушарные (где , в основном, сосредоточены эмоциональные процессы).

2.6. Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешности данной системы обучения.

Проблемы: 1.В обычном классе из 30 учащихся в среднем у 20 достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные учащиеся (“трансляторы”, по М.Гриндеру) – это дети, отдающие предпочтение одной модальности. Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую модаль-ность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности. В результате проявляются пробелы в усвоении материала, что и выявляется при контроле. Следовательно, учитель должен преподавать многосенсорно.

2. Однако, чаще всего, учитель использует свой предпочитаемый стиль преподавания, демонстрируя предпочтение одной модальности. Согласно исследованиям Свассинг и Барб только 22% учащихся средней школы предпочитают получение информации по аудиальному сенсорному каналу. Учитель, использующий этот стиль обучения (лекция без демонстрации, отсутствие наглядности и практических и творческих заданий), рискует потерять 78% учащихся. Следовательно, прежде всего, учитель должен научиться диагностировать не только своих учеников, но и самого себя (предпочитаемый стиль обучения). А уже затем овладеть методикой многосенсорного преподавания.

3. ЯКОРЕНИЕ. Психологи утверждают, что процесс образования определяется процессом коммуникации. Коммуникация состоит из двух компонентов – вербального (словесного) и невербального (бессловесного). Поза, жесты и другие невербальные сигналы – инструменты, развитые потому, что слова имеют ограниченное воздействие. Невербальные сигналы более действенны (если человек говорит нечто утвердительное, но при этом качает головой, то окружающие расценивают это как отрицание). Если учитель постоянно использует определенные невербальные сигналы в совокупности с определенным содержанием , то впоследствии эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными. Установление этой устойчивой связи и есть якорение. В жизни якоря встречаются на каждом шагу: когда вы едете на автомобиле и загорается красный свет, вы автоматически нажимаете на педаль тормоза – это визуальный якорь. Вы слышите знакомую мелодию и вспоминаете время, когда эта песня стала для вас значимой – аудиальный якорь. Парфюмеры рекомендуют женщинам пользоваться только одной гаммой ароматов, тогда человек, близко вас знавший, всегда будет вспоминать Вас по мимолетному аромату – кинестетический якорь. Одна из основных целей НЛП в образовании – научить преподавателя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние, вместо того, чтобы создавать его заново. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом, ученик автоматически восстанавливает определенное состояние.

Проблема: 1. Преподавательская работа предполагает якорение. Вопрос в том, как избежать негативных якорений и как использовать и устанавливать позитивные якоря. Одна из серьезнейших проблем обучения – “школьная фобия”, по терминологии психологов. К сожалению, дело обстоит так, что большинство детей уже испытали неприятные ощущения на некоторых уроках. И тогда этот предмет, учитель, его голос становятся сигналом, запускающим негативные переживания. Факт, не вызывающий сомнения: “если ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то, чтобы вспомнить впоследствии изученное, он должен вернуться в то состояние, и поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит… Именно этим объясняется “тотальная амнезия у большинства людей на все 10 лет учебы (3). Существует ряд техник, направленных на изменение плохого самочувствия, снимающих негативное якорение. Учитель должен ими владеть в совершенстве, помощь в этом ему может оказать школьный психолог, а также ряд пособий, где описываются данные техники (4),(5)). Поощряйте, поддерживайте, хвалите своих учеников. Позитивный опыт запоминается лучше. А главное – играйте! Игра – важное средство развития творческой активности.

4. ИНТЕЛЛЕКТ. Неограниченные возможности нашего мышления основываются на сотрудничестве правого и левого полушарий головного мозга, имеющих различные сферы деятельности. Следовательно, необходимо научиться пользоваться обеими половинками своего мозга, более эффективно использовать внутренние ресурсы и таким образом добиваться успехов. Некоторые исследователи определяют способности человека мыслить творчески и логически как интеллект и отмечают, что “на протяжении последних 10 с лишним лет мы явились свидетелями беспрецедентного снижения интеллектуального уровня наших школьников, получившего отражение в результатах специальных тестов, вроде “теста подготовленности школьников” (6).

Впрочем, преподаватели школ и сами отмечают, что дети стали хуже писать, мало читать, односторонне мыслить. Несмотря на то, что в настоящий момент имеются программы, способствующие развитию мыслительных способностей, большинство учащихся остаются в стороне от них. Во-первых, потому что школьные учителя зачастую сами не знакомы с ними, во-вторых, потому что применение программ требует определенной системы (включение в структуру урока). Наши преподаватели, к сожалению, слишком часто “гонятся” за объемом материа-ла: “Дать как можно больше сведений по своему предмету!”, забывая о том, что именно неразвитый интеллект и мешает школьнику усвоить материал. Мы в своей работе исходим из гипотезы, что интеллект не только можно, но и должно развивать. Пришло время дополнить стандартную учебную программу программой воспитания умственных способностей. Существует немало упражнений, призванных совершенствовать интеллектуальный уровень человека. Упраж-нения, предложенные нами, основываются на триархической теории человеческого интеллекта и охватывают широкий спектр познавательных и иных способностей (см. Конспект урока).

ВЫВОДЫ.

1. Целевые ориентации педагога:

1.1. Воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами развития конкретного ребенка с определенным типом функциональной ассиметрией полушарий, дать возможность ученику раскрыть свои способности, создать ему ситуацию успеха.

1.2. Задача учителя - не находить ошибки ученика, а искать причины, анализировать. Норма для ребенка – не знать что-то, не уметь, ошибаться.

1.3. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

1.4. Главная заповедь учителя – “не навреди”. Обучая ребенка правильному письму, не разрушать основы “врожденной” грамотности. За трудностями обучения грамотному письму лежат объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга.

1.5. Для успешного обучения учитель должен свои требования превратить в желание ребенка.

2. Перед учителем стоит ЗАДАЧА: на основе имеющейся диагностики учащихся разработать методику преподавания предмета, способствующую созданию успеха на уроке для всех учащихся с учетом психолого-педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка. Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприя-тия, учить многосенсорно. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы. Следовательно, задача учителя, учитывая нейропси-хологические характеристики учащихся, тип памяти того или иного ученика, дифференцировать свои дидактические воздействия, ориентируясь на канал восприятия и развития недостаточно развитых.

II. Методы дифференцированного подхода в обучении на уроках словесности:

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ
Задания на время

Работа в группе

Схемы, таблицы, карточки

Образные представления

Задание на правописание

Творческие задания

Выявление сходств

Сопоставление фактов

Выделение важнейших объектов

Временные задания

Работа в одиночку

Многократное повторение

Усвоение правил и грамматических конструкций

Задание на поиск ошибок

Логические задания

Выявление различий

 

Выделение деталей

 

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ
Сочинение

Чтение-пересказ

Нахождение взаимосвязей

Беглость письменной

и устной речи

Инсценировка и ролевые игры

Использование речевых и

музыкальных ритмов

Зрительные диктанты

Сочинения-ассоциации

Обобщение. Анализ текста.

Прослушивание текста

Применение правил

Точность словоупотребления

 

Обучение других

Алгоритмы

Слуховые диктанты

Сочинения-размышления, анализ содержания

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Правополушарные

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ

Зрительный

Моторный

Слуховой

1.Составлять графики, схемы выполнять ил- люстрации на основе прочитанного. Выделяйте цветом пункты и аспекты. 1.Сделайте краткие записи.

2. Объясните себе этот материал, используя различные тесты, сидя перед зеркалом.

1.Читая материал вслух, используя вариациии голоса ( громкость паузы, высоту)

 

III. МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

 

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски,

Свободная конверсация.

Высокий самоконтроль речи и изложение материала
Методы проверки Устный опрос, задание с ограниченным сроком выполнения, собственные развернутые ответы. Выполнение упражнений, письменный опрос с неограниченным временем выполнения, тесты (выбор готового варианта ответа).

КОНСПЕКТ УРОКА.

Учитель. Нистратова О.Ю.

Класс 10 “А”

Урок по программе “Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками” (сост. Баранов).

Урок 7. Единица русской орфографии – орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Типы орфограмм в слове: буквенные и небуквенные.

Урок 8. ПРАКТИКУМ.ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАММ.

Цель:

1. Повторить наиболее сложные разделы орфографии. Систематизировать и углубить знания на основе пройденного в 5-9 классах.

2. Научить находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах, применять правила для разных типов орфограмм, пользоваться основными способами проверки.

Ход урока.

1. Организационный момент. Начинается урок с позитивного аудиального якоря. Дети заходят в класс, садятся за парты. Урок начинается с ритмических хлопков. Весь класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя и учащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостное настроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшему усвоению материала. Каждый урок дети садятся на другой ряд. Известно, что физиологи рекомендуют менять место обучения (профилактика астигматизма).

Первые шесть парт свободны: они предназначены для самостоятельной работы с карточками. Эти учащиеся заняли свои места. После хлопков они приступают к выполнению задания.Двое учащихся за доской . Первый ученик выполняет орфоэпическую работу.

Задание: поставить ударение в словах: “Некролог, балованный,досуг,красивее, блага, вероисповедание, диспансер, закупорить, кухонный, обеспечение, средства, столяр, эксперт, ходатайствовать, украинец, завидно,каучук.

Сделать фонетический разбор слова БАЛОВАННЫЙ.

Второй ученик. Задание: вставить пропущенные буквы и знаки: “А когда ляжешь в постель, в мягкую перину, где-нибудь в старинной комнате с закопченной лампадой, замелькают перед глазами призраки огнисто-пестрых собак, и не заметишь, как потонешь вместе со всеми этими образами в сладком, здоровом сне, забыв даже, что эта комната была, кажется, молельней старика, имя которого окружено мрачными легендами, и что он умер в этой молельной, вероятно, на этой же некрашеной кровати.

Сделайте морфологический анализ слова ЗАБЫВ.

Весь класс. Слуховой диктант.

Учитель. На прошлом уроке мы выяснили, что наибольшее затруднение из орфограмм 1-ой группы у вас вызвала орфограмма: “Разделительный Ъ и Ь знак”. Я напомню вам алгоритм этого правила. Ваша задача – выяснить, верно и полно ли представлена схема.

Учитель пишет ее на доске.

…С Ъ ЕЮЯ

Расшифруйте запись.

Ученик. Твердый знак пишется на стыке приставки иЪ.

Учитель. Дополните.

Ученик. Есть слова, в которых Ъ пишется в корне.

Учитель. Итак, слуховой диктант. Я читаю вам слова, ваша задача воспроизвести их, записать в тетрадь, обозначить орфограмму. Свои результаты запишите на полях.

Первый ученик идет к доске.

Учитель (диктует): “Конъюнктура, инъецировать, объегорить, подьячий, изъян, суперэлита, семиярдовый, предъянварский, дизассоциация, панамериканский.”

Проверка. Поднимите руки у кого 8-10 слов, поставьте + на полях. Поднимите руки, кто написал 7 и больше слов без ошибок, и поставьте на полях +. Итак, обратите внимание на доску. Запишите слова, в которых вы ошиблись. Проработайте их дома, используя стратегию орфографии.

Учитель. Консультанты, проверьте работу, которую выполняли ученики за доской.

Для всего класса.

Учитель. Проверяем орфоэпическую работу. Есть ошибки? Нет? Проговариваем…Все ученики на местах. Раздаются задания –карточки “Матричные задачи” (рис.1). Время: 1 минута. Сверьте с ответом. (Если необходимо, учитель разъясняет).

Учитель. У вас на столе листочки с текстом, который выполнял второй учащийся за доской. У него было задание – вставить пропущенные буквы и знаки. У вас текст без пропусков. Проверьте работу консультантов. Есть замечания? Дополнения? Ваша задача – вспомнить то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что такое орфограмма? За одну минуту зачеркните все орфограммы в этом предложении. Сдайте работы.

Учитель. Вы устали? Устали видеть, слышать, чувствовать? Давайте отдохнем. Итак, 1-ый ряд – вы только видите, 2-ой ряд – вы только слышите, 3-ий ряд – вы только чувствуете.

Вы – автор. Это вы написали текст, с которым мы только что работали. Что видел, слышал и чувствовал автор в момент написания? 30 секунд на размышление.

Ученики. 1 ряд – я вижу…, 2 ряд – я слышу…, 3 ряд – я чувствую…

Учитель. Мы с вами отдохнули. Не пора ли вспомнить тему нашего занятия? Ученики читают. Достаньте схему, которую мы заполняли на прошлом уроке. Дома вы должны были проанализировать свой листок достижений, с тем, чтобы выяснить, какие же орфограммы вызывают у вас затруднения. Обратимся к схеме. Красным подчеркнем эти орфограммы.

Ученик, вызванный к доске, должен стереть название орфограмм и написать их алгоритмы. Все в классе должны отложить эту карточку, оставив ее слева. Посмотрим на доску, все ли карточки вы отложили. Есть ли еще орфограммы, которые вызывают у вас затруднения, но не прозвучали здесь?

Учитель. Работа в парах (5 минут). Если это необходимо, то пара прибегает к помощи консультантов или учителя. 2 минуты – объяснение орфограмм, которые вызвали затруднения. Сосед берет карточку отложенную товарищем, и объясняет их, приводя примеры. 3 минуты – устный диктант с комментарием. Оцените работу друг друга на полях. Дома вы должны были составить словарный диктант на орфограммы, в которых мы чаще всего ошибаемся.

1 ряд: Правописание наречий. 2 ряд: Н и НН. 3 ряд: НЕ слитно и раздельно.

Сейчас после работы в парах, остались ли у кого-нибудь вопросы? Есть ли необходимость повторить алгоритмы? Итак, убрали все карточки, оставили только эти три. (10 секунд на размышление). Какая из этих трех орфограмм вызывает у вас наибольшее затруднение? Оставьте карточку-алгоритм этой орфограммы. Поднимите руки, кто оставил карточку №1, кто - №2, кто - №3 ? Итак, словарный диктант будет посвящен орфограммам Н и НН и правописанию наречий. Двое диктуют (один ученик 1 ряда, другой – второго ряда). Двое пишут у доски. Достали листочки. Тетради закрыли. Перед вами карточка. Первое слово диктует первый учение, второе – второй. У доски пишут только через слово, т.е. только на одну орф-грамму. После диктовки – взаимопроверка. Двое диктующих проверяют работу учеников, пишущих у доски.

“Корректурная проба”.

Учитель. За одну минуту найдите в карточка слова с двойными согласными и обведите их. Взаимопроверка. Давайте подведем итоги. Сегодня мы остановились на орфограммах, которые вызывают у вас наибольшее затруднение. На доске в начале урока были записаны словарные слова. В течение всего урока вы вольно или невольно видели их. Достаньте листочки. Внимание! Зрительный диктант. 15 секунд смотрим на доску и 1 минуту пишем. Сдаем. Подведение итогов.

Учитель. Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и я думаю, что мы с вами готовы к предстоящему диктанту. На дом вам следующее задание. Сделайте устную, письменную – любую рекламу диктанту. Представьте, что это не нечто неприятное, а что-то интересное, увлекательное. Это может быть открытка или рекламная пауза, это может быть все, что придет вам в голову. И еще... Сами для себя не забудьте заполнить (пока карандашом) листок достижений. Помните, как это делается? Вы заштриховываете квадратик напротив орфограммы или пунктограммы, в которой, как вам кажется, вы допустите ошибку, и ставите предварительную оценку. Вы знаете, что некоторые из вас слишком самокритичны, но не впадайте в крайности. Попробуйте реально оценить свои возможности. Листочки сдать через три дня. СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК!

Дети сдают тетради с классной и домашней работой. За урок каждый из них получает как минимум две оценки: одна – за карточку “Подчеркнуть две орфограммы”, вторая за зрительный диктант. Помимо этого оценивается работа в классе, включая индивидуальную работу, слуховой диктант, работу взаимопроверки. Право учителя выставить итоговую оценку или засчитать работу ученика в классе, как работу над ошибками ит.п.

Литература

    1. Майкл Гриндер “Исправление школьного конвеера”
    2. Г.К.Селевко “Современные образовательные технологии”
    3. М.А.Павлова “Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП”
    4. Р.Бендлер “Используй свой мозг для изменений”
    5. Д.Рейнуотер “Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом”
    6. Р.Штернберг “Отточите свой интеллект”