Итоговый творческий зачет по теме: "Серебряный век русской поэзии"

Разделы: Литература


Форма урока: учебная встреча. Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

  • углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
  • знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
  • совершенствовать навыки монологического ответа;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

Оборудование: репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

Ход учебной встречи.

  1. Представить направление (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов.
  2. Знание биографии: дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
  3. Конкурс чтецов: представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов.
  4. Поэзия – это…: рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
  5. Создание клипа: на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов.
  6. Сочинить стихотворение: по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов.

     

    Рифмы

    “акмеистам”

    Рифмы

    “поэтам вне групп”

    Рифмы

    “символистам”

    Рифмы

    “футуристам”

    … других

    … миры?

    … стих

    … игры?

    … меня

    … вперёд

    … огня

    … умрёт

    … струной

    … цветов

    … весной

    … слов

    … пою?

    … погас

    … мою?

    … вас

    … стих

    … песок

    … тих

    … далёк

    … светит

    … нежней

    … отметит

    … к ней

    … новым

    … тогда

    … словом

    … города?

    … ру?ку

    … зло

    … звуку

    … число

  7. Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.
  1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм).
  2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности).
  3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин).
  4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним).
  5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин).
  6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов”).
  7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев).
  8. Что означают ахматовские строки:
  9. “Муж в могиле, сын в тюрьме,

    Помолитесь обо мне”?

    (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина).

  10. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии).
  11. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба).
  12. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой).
  13. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты).
  14. О каком великом поэте И. Северянин писал:
  15. Он – это чудное мгновенье,

    Запечатленное в веках!

    Он воплощенье вдохновенья

    И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине).

  16. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить).
  17. Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др).
  18. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
  19. Мой биограф будет очень счастлив,

    Будет удивляться два часа,

    Как осел, перед которым в ясли

    Свежего насыпали овса,

    Вот и монография готова,

    Фолиант почтенной почтенной толщины:

    “'О любви несчастной …

    В год четвертый мировой войны”.

    (Н. Гумилев)

  20. Назовите автора этих строк, посвященных В. Маяковскому?
  21. Певец площадных чудес –

    Здорово, гордец чумазый,

    Чтоб камнем – тяжеловес

    Избрал, не прельстясь алмазом.

    Здорово, булыжный гром!

    Зевнул, козырнул – и снова

    Оглоблей гребет – крылом

    Архангела ломового.

  22. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
  23. а) Как я люблю фламандское панно,

    Где овощи, и рыбы, и вино,

    И дичь богатая на блюде плоском –

    Янтарно-желтым отливает лоском.

    И писанный старинной кистью бой –

    Люблю. Солдат с блистающей трубой,

    Клубы пороховые, мертвых груду,

    И вздыбленные кони отовсюду!

    (Акмеизм)

    б) Как часто выразить любовь мою хочу,

    Но ничего сказать я не умею,

    Я только радуюсь, страдаю и молчу:

    Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

    Но в близости ко мне живой души твоей

    Как все таинственно, так все необычайно, –

    Что слишком страшною божественною тайной

    Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

    (Символизм)

    в) Нет людей.

    Понимаете

    крик тысячедневных мук?

    Душа не хочет немая идти,

    а сказать кому?

    Брошусь на землю,

    камня корою

    в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

    Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

    покрою умную морду трамвая.

    (Футуризм)

    г) Я вольный ветер, я вечно вею,

    Волную волны, ласкаю ивы,

    В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

    Лелею травы, лелею нивы.

    Весною светлой, как вестник мая,

    Целую ландыш, в мечту влюбленный,

    И внемлет ветру лазурь немая, -

    Я вею, млею, воздушный, сонный.

    (Символизм)

  24. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин).
  25. Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам).