Путешествие по родному городу

Разделы: Начальная школа


Тема: Памятные места Москвы.

Цель: Обобщить знания, полученные на уроках, развивать умение связно и выразительно передавать полученную информацию, развивать речь, воспитывать уважение, чувство гордости за свой город, развивать интерес к истории родного края.

Оформление доски: Плакат с фотографиями памятных мест города (фотографии старой Москвы, Красная площадь, Царь-колокол, Царь-пушка, Соборная площадь, Вечный огонь)

Ход урока:

1. Сообщение темы урока, постановка цели.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по памятным местам нашего родного города.

Путешествие откроет нам ученик, стихотворением, которое он прочтет наизусть.

2. Повторение и обобщение.

Чтение стихотворения А.Мей. Москва

Далеко в глубь веков уходит корнями древняя история Москвы. Что означает само слово “Москва”?

Как город получил своё название? (Существует несколько версий, но самая верная, пожалуй – город назван по имени реки. Реки ведь старше городов. “Москва” переводится “река-кормилица”, “река-медведица”, “коровья река”. Некоторые предполагают, что это слово означает реку, текущую в болотистой местности.

“Мо” – мокрость “ва” – вода “Моска” – болото.)

(В старой былине название города связывают с последними словами богатыря русского, Ильи Муромца.Смерть настигла его под холмом на берегу реки. И слова богатыря дали имя той реке. “Надо мощь ковать” – будто гул прошёл. Второй раз дошёл только “Мощь кова”. А на третий “Мос кова” И стали звать то место и ту реку – Москва.)

На доске надпись:

Начинается земля, как известно, от Кремля…

Кто может объяснить слово “Кремль”?

Ответы учеников:

1.Слово “Кремль” происходит от древнерусского “Кром” – так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом высоком месте.

2. Московский Кремль был расположен на очень удобном месте – Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву. Из какого материала был первый кремль? (Из дерева) Но у дерева есть опасный враг – огонь. И Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.

3. Я хочу прочитать отрывок из Произведения Н.Кончаловской “Наша древняя столица”.

На дороге, близ Коломны,
День-деньской народ снуёт:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену,
Строит башни и мосты
Внук Ивана Калиты.
         Н. Кончаловская

Учитель: И был построен Кремль из белого камня. Москву стали называть белокаменной. Намного позже Кремль построили из кирпича в том виде, какой он сейчас. Стены у Кремля длиной 2км, возвышается 20 башен, 5 из них – проездные с воротами.

Кто знает, какая башня считается главной? (Спасская)

Чем она отличается от других башен? (Куранты )

Отгадайте загадку:

Дети, закрывайте ушки,
Сейчас будет выстрел … (пушки)

Какая пушка никогда не стреляла? (Царь-пушка)

Эта пушка раньше стояла на Красной площади для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки, декоративные, их не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Пушка предназначалась для стрельбы мелким каменным дробом.

Длина - 5м 34см

Наружный диаметр ствола – 120см

Калибр - 890мм

Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами, оригинальными поясами, надписями. Может быть кто-то из вас был в Кремле и видел ещё какой-то памятник? (Выслушать ответы детей)

Посмотри, подружка!
Рядом с Царём-пушкой
Недалеко, ну около
Другой царь, но …(колокол)

Ученик рассказывает о памятнике, показывает фотографии.

История этого колокола началась с того, что задумала однажды российская империатрица Анна Иоановна отлить самый большой колокол, чтобы не было ему равного во всём мире. Вызвались отлить колокол два русских мастера – отец и сын, Иван и Михаил Моторины. Целых три года готовились они к отливке и работали с ними сто помощников: плотников, чеканщиков, литейщиков. Наконец, колокол был готов и лежал в литейной яме. И в это время случился в Кремле сильнейший пожар. Горело всё вокруг. В страшном огне гибли кремлёвские постройки. Вот огонь подобрался к деревянным конструкциям, окружившим колокол. Испугались мастера, что от высокой температуры колокол может расплавиться, и стали заливать его холодной водой. И тут произошло непоправимое: от разницы температур колокол треснул и от него откололся “кусочек” весом 11,5 тонн. Долго ещё пролежал колокол в земле, пока его с помощью специальных подъемных машин не извлекли из ямы и не установили на постаменте.

Учитель: Кроме этих памятников в Кремле много других – это соборы, в которых находятся музеи, гранатовитая палата, колокольня Ивана Великого .Но и у стен Кремля есть свои достопримечательности – это всем известная Красная площадь.

Почему она так называется?

А ещё какие достопримечательности вы знаете? (Ответы учеников)

А о каком месте написаны эти строки?

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, –
Навек запомни, здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг
   М. Исаковский

На этом памятнике написаны слова:

“Имя твоё неизвестно

Подвиг твой бессмертен”.

Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны. Когда вы будете там проходить, то тоже остановитесь и почтите память погибших минутой молчания.

3. Итог урока.

Мы побывали в центре Москвы – в Кремле и на Красной площади. Но в Москве очень много интересных мест. На плакате много фотографий, может кто-то увидит знакомое место, может кто-то здесь уже был.

А теперь давайте попробуем отгадать кроссворд.

  1. Река, на которой стоит наш город.
  2. Основатель Москвы.
  3. Что со всех сторон окружало Москву?
  4. Приток Москвы-реки?
  5. Холм, на котором построили Кремль?
  6. Как называют главный город страны?

Ответы:

  1. Москва
  2. Долгорукий
  3. Лес
  4. Неглинка
  5. Боровицкий
  6. Столица

Прочитайте слова, записанные на доске.

“Мы судьбу свою только начали
Просто девочки, просто мальчики,
И уже – Москвичи”

Сегодня мы говорили о памятных местах Москвы. Мы любим свой город, ведь это наш дом. И наша задача сделать так, чтобы наш дом был ещё лучше, красивее, уютнее.

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.

Цель: обобщить знания о глаголе, развивать умения различать их, воспитывать любовь к родному языку, родному городу, расширять кругозор.

Оборудование: карточки со словарными словами, рисунки домов, карточки с глаголами, листы с текстом, репродукция картины Ф.Алексеева “Красная площадь”

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Начинается урок,

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постараюсь все понять –

    Буду грамотно писать.

  3. Сообщение цели урока
  4. Сегодня мы отправимся в путешествие вместе со словами, обозначающими действие предметов. Что это за слова? (глаголы) а путешествие наше будет проходить в старинном городе. А каком, вы узнаете позже.

  5. Чистописание
  6. Какие окончания имеют глаголы в неопределенной форме? (чаще всего ть) Есть глаголы с возвратной частицей СЯ, иногда перед СЯ пишется Ь.

    Сегодня мы повторим написание буквы мягкий знак. На конце слова мягкий знак пишется так: Ь (Показ учеником у доски с объяснением) В середине слова мягкий знак имеет два соединения с другими буквами: нижнее соединение и среднеплавное. (Показ на доске)

    Допишите строчку до конца.

  7. Словарная работа.
  8. Учитель показывает карточку с пропуском букв, а ученики записывают слово в тетрадь. Один ученик пишет слова на доске.

    Словарные слова: город, столица, Красная площадь, Кремль.

    Каким одним словом можно объединить эти слова? О каком городе идёт речь? (Москва)

  9. Выборочный диктант.
  10. Давайте на мгновение перенесёмся в XV век. Что за место изображено на репродукции? (Красная площадь) Это место сейчас называется Красной площадью, а раньше она называлась совсем по-другому. Как? (Торг, Пожар, Троицкая) Почему площадь называлась “Торг”? (Там стояли торговые ряды) На репродукции изображен как раз этот момент.

    Послушайте как об этом сказал великий писатель, поэт Михаил Юрьевич Лермонтов:

    “Кипит грязная толпа, блещут ряды лавок, кричат разносчики, суетятся булочники у пьедестала монумента, воздвигнутого Минину; гремят модные кареты, лепечут модные барыни… всё так шумно, живо, неспокойно”.

      • Я прочитаю ещё раз, а вы выпишите глаголы, определите время записанных глаголов. Один ученик работает на индивидуальной доске.
      • В каком времени стоят глаголы?
      • Как изменяются глаголы в настоящем времени?
      • В каком времени могут стоять глаголы?
      • Как называется начальная форма глагола?
  11. Замена фразеологизмов – глаголами в неопределённой форме.
  12. В русском языке есть такие устойчивые сочетания, которые возникли давно, но и сейчас мы их употребляем в речи. Называются они – фразеологизмы. Замените такие словосочетания глаголами в неопределённой форме.

    Держать язык за зубами (молчать)
    Повесить голову (грустить)
    Зарубить на носу (запомнить )
    Бить баклуши (бездельничать) Что такое баклуши?
    Задирать нос (воображать)
    Бить челом (кланяться)

    VII. Физкультминутка под музыку О.Газманова “Москва”

    VIII.Запись и разбор предложения.

      • Что является сердцем Москвы? (Кремль)
      • Сколько башен в Кремле? (20)
      • Какая башня самая главная? (Спасская)
      • Чем она знаменита? (Курантами)
      • Давайте запишем предложение и разберём его по членам предложения.

    Мелодичный звон курантов облетает всю землю.

    Один ученик работает у доски)

    Индивидуально по карточкам работают сильные ученики. (Подписать части речи, определить род, число, падеж и время)

    IX. Игра “Курьеры”

    Первый почтовый ящик в Москве появился в начале XVIII в. До этого всю корреспонденцию разносили, как вы думаете, кто? (Курьеры или слуги) Вот и мы с вами поработаем курьерами. Вот письма, которые надо доставить по адресам. Работают две команды. Чья команда быстрее и правильно доставит письма.

    Стоят дома с надписью “настоящее время”, “прошедшее время”, будущее время” и “неопределённая форма” . На карточках написаны глаголы. Выходят по 2 человека от каждой команды и читают глаголы, определяя время. После того как письма разнесли по адресам, проверяем правильность доставки корреспонденции.

    X. Работа с текстом. Замена глаголов глаголами-синонимами.

    Всю корреспонденцию доставили по адресу. И вы тоже получили письма. У вас на партах лежит текст. Прочитайте его. Найдите глаголы и замените их на глаголы, сходные по смыслу. Как они называются? (Синонимы) А как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

    Учащиеся работают индивидуально. После окончания работы осуществляется взаимопроверка.

    Мы с вами очень много путешествовали по Москве и взирали на витрины магазинов. Нам было весело, и мы улыбались прохожим, беседовали со знакомыми. Но к концу путешествия мы утомились, дети начали капризничать.

    XI. Итог урока.

    Урок наш подходит к концу. Давайте подведём итог, а для этого решим кроссворд.

    На бумаге начерчен кроссворд. Учитель диктует вопрос, коллективно дают ответ, один ученик записывает.

    1. Изменение глаголов по лицам и числам.
    2. Признак глагола, который указывает на то, что действие произошло до момента речи, происходит в момент речи или произойдет после момента речи.
    3. Начальная форма глагола.
    4. Время глагола, имеющего в своём составе суффикс –л–
    5. Время глагола, отвечающее на вопрос что делает?
    6. Каким членом предложения чаще всего является глагол?
    7. Непостоянный признак глагола, который обнаруживается в любой форме глагола. Этот признак есть у имен существительных и прилагательных.
    8. Время глагола, отвечающее на вопросы что сделает? Что будет делать?
    9. То, что обозначает глагол.

    Ответы: 1. Спряжение 2. Время 3. Неопределённая 4. Прошедшее

    5. Настоящее 6. Сказуемое 7. Число 8. Будущее 9. Действие

    Тема урока: Взаимосвязь компонентов при сложении вычитании.

    Задачи урока: Повторить названия компонентов при сложении и вычитании, закрепить взаимосвязь их, закреплять сложение и вычитание двузначных чисел, прививать любовь и уважение к родному городу.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Беритесь, ребята,
    Скорей за работу –
    Учитесь считать,
    Чтоб не сбиться со счету!

    2. Введение в тему урока.

    Сегодня мы будем закреплять сложение и вычитание и вспомним некоторые цифры, связанные с нашим городом.

    3. Устный счет.

    Задание записано на магнитофоне. Ученики слушают задание и ответы записывают в тетрадь.

    30 – 29 = 1
    45 – 44 = 1
    24 – 20 = 4
    59 – 52 = 7

    Прочитайте полученное число. (1147 ) О чем вам говорит эта дата? (Год основания Москвы)

    Пропишите это число всю строчку.

    4. Решение уравнения.

    Известно, что Москва лежит на холмах. А сколько их, мы узнаем, решив это уравнение и найдя неизвестный компонент.

    48 – Х = 41

    Х =48 – 41

    Х = 7

    Какой компонент неизвестен? Как найти неизвестное уменьшаемое?

    …Опоясан лентой пашен,

    Весь пестреешь ты в садах;

    Сколько храмов, сколько башен

    На семи твоих холмах!...(Ф.Н.Глинка “Москва”)

    Центр столицы – это Кремль.

    Если к числу, которое обозначает количество башен прибавить 80, то получим 100.

    ? + 80 = 100 Сколько же башен в Кремле?

    Как найти неизвестное слагаемое?

    5. Закрепление письменного сложения и вычитания.

    Мы сможем определить высоту некоторых башен, если сделаем письменные вычисления. Все данные даны в метрах.

    Назовите самую высокую башню, самую низкую.

    Некоторые башни украшены рубиновыми звёздами. Сколько башен украшают звёзды? 38 – 33 = 5

    Закончи фразу: “Если к разности прибавить вычитаемое, то получим…”

    6. Решение задач.

    Две башни Кремля Троицкая и Кутафья соединены мостом. Первоначально мост имел 9 арок, а сейчас их на 4 меньше. Сколько арок у моста сейчас?

    Кремль был защищен рвом и деревянными стенами. Глубина рва составляла 9 м, что на 29м меньше его ширины. Чему была равна ширина рва?

    Что нам известно в задаче?

    Что надо найти?

    Каким действием решим задачу?

    Что больше : глубина рва или его ширина?

    7. Итог урока.

    Сегодня мы вспомнили не только математические выражения и взаимосвязь между компонентами, но и некоторые данные из истории нашего города.