Современный урок литературы в контексте других искусствоведческих предметов

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Преподавание литературы как искусствоведческой дисциплины в отличие от других школьных предметов имеет свою специфику. Роль уроков литературы в духовном и нравственном становлении личности трудно переоценить. Система, фрагмент которой будет представлен, сложилась не извне, явилась результатом внутреннего тяготения некоторых преподаваемых в школе дисциплин к смежным областям знаний, возможности практически реализовать накопленный потенциал и желания учителей включить учеников в творческий, поэтому нелегкий, требующий больших затрат и сил, процесс формирования духовной культуры. Естественная межпредметная связь гуманитарных дисциплин не вызывает сомнений. Существует множество программ интегрированного обучения. Предлагаем свою версию по реализации данной идеи.

Работа проходит в МОУ “Колтушская средняя общеобразовательная школа им. Академика И.П. Павлова”. В школе возникло творческое объединение учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла: литературу, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, базирующихся на сходной специфике восприятия учебных предметов, по сути своей являющихся видами искусства.

ЦЕЛИ УРОКОВ,

разработанных творческой группой

1.Раскрывать многообразие мира, давая целостное представление о нем посредством искусства.

2.Учить детей наслаждаться произведениями искусства.

3.Приучать детей к творческому труду и труду вообще как к нормальному и необходимому состоянию культуры человека.

ЗАДАЧИ УРОКОВ

1.Знакомить школьников с языком видов искусства ( литературы, живописи, скульптуры, архитектуры), их историей.

2.Учить видеть сходные черты в различных видах искусства, так как в основу их изучения положены эстетические принципы.

3.Выявляя общие закономерности в развитии видов искусства, определяя их эстетические связи, показать самобытность и самоценность каждого вида искусства, существующего как реальность, обладающего идейной, нравственной, философской и эстетической ценностью и завершенностью.

4.Давать представление о русском национальном искусстве на фоне мирового.

5.Создавать теплую атмосферу сотрудничества учеников и учителей, располагающих к совместной творческой работе.

Роль уроков литературы в духовном и нравственном становлении личности трудно переоценить.

Предлагаем фрагмент совместной работы:

1.Описание работы учителей, предваряющей уроки литературы, МХК, изобразительного искусства, по теме:

“Аналогия в способах создания художественного мира в новелле Н.В.Гоголя “Нос” и произведениях живописи (Иероним Босх, Павел Филонов, Оноре Домье).

2.Конспект урока по литературе

3.Конференция учителей по теме “Фантастика как вид условности и гротеск как изобразительный прием, лежащие в основе произведения художественного творчества”.

4. Как результат уроков литературы, МХК (учитель Голубева Т.Е.) и ИЗО (учитель Клюшкин И.В.)- репродукции творческих работ, полученных на уроках изобразительного искусства.

7 класс. Программа углубленного изучения литературы под редакцией М.Б.Ладыгина

Конспект урока по литературе

Тема: мнимая система ценностей как лейтмотив повести Н.В.Гоголя “ Нос”

Цель: 1.Дать представление о двоемирии в изображении Петербурга, фантастического и реального.

2.Увидеть фиктивность обоих миров и враждебность их по отношению к человеку.

3.Определить гротеск как прием, лежащий в основе создания художественного мира повести.

План

1.Вступление

Рассказ об истории создания и судьбы повести Н.В. Гоголя “Нос”.

2.Основная часть.

В чем Пушкин видел удовольствие? Вспомним, что уже однажды Пушкин поздравил русского читателей с “подлинно веселой книгой” Гоголя и проследим развитие художественного мышления от “Вечеров на хуторе близ Диканьки” к “Носу”.

2.(Вопрос для сильных учащихся) “Нос” – произведение романтическое или реалистическое?

Особый романтизм  с элементами реалистического изображения.

3.Как это проявилось в создании образов Петербурга и героев повести?

Каким представлен Петербург?

Работа с текстом; “Судя по пуговицам, вы в тех чинах”, “Нос усердно молился в Казанском соборе..”,подробно остановиться на рекламных объявлениях, реалистично рисующих Петербург, и т.д.

Делаем вывод: Гоголь создает причудливый образ Петербурга, где благополучная внешность и мундир заменяют человека. Этот город чинов и мундиров.

Каким представлен образ Ковалева?

Это искатель денег и чинов, заботящийся о своей внешности, человек недалекий и лишенный здравомыслия.

4.А представляется ли он для других сумасшедшим? Событие, произошедшее с ним, потрясающее, из ряда вон выходящее. А изменило ли это событие что –ни будь?

Нет. Просто неприлично и непривычно ходить без носа. У него ведь есть свое место.

5.Задумаемся над выражением “свое место”.

Двойственность образа носа, фантасмагоричность нос <–> сон.

Двойственность мира, изображенного Гоголем. Возникает особое двоемирие, где мир фантастики и реальности (быта) слиты.

6.Обретает ли человек себя, свой путь в каком – либо из этих миров? Является ли какой-либо из них для человека реальным, т.е. истинным?

Нет. И один, и другой мир оказываются в повести

А) фиктивным (ненастоящим)

(Поговорим о значении образов цирюльника, врача, полицейского)

Б) враждебным человеку.

7.Могло ли что-нибудь в жизни, окружавшей Ковалева, как- то повлиять на него, что бы человек обрел свое лицо и превратился в Человека?

Нет. И темой повести является мнимая система ценностей в период Николаевской России.

3.Заключение

Предлагаем ученикам восстановить записанный на доске вывод об идее “Носа”, разрастающийся до общей идеи “Петербургских повестей”.

Если человек не творец, не художник, не воин, то наступление античеловеческого, лишенного настоящих ценностей мира делает человека

(…………….)(“Нос”), (……………..)(“Шинель”), (……) (“Портрет”), (…………) ( “Записки сумасшедшего”).

Образец восстановленного текста:

Если человек не творец, не художник, не воин, то наступление античеловеческого, лишенного настоящих ценностей мира делает человека лишенным лица (“Нос”), маленьким, ничтожным (“Шинель”), лишенным таланта или злым гением (“Портрет”), безумным (“Записки сумасшедшего”).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8