Ребенок и мир информации

Разделы: Работа с дошкольниками


Человек через слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ…

Г. Державин

Еще с давних времен обмен информацией играл очень большую роль для всего человечества. Именно он позволил развиваться культуре, искусству, науке… и привел к развитию, как отдельных личностей, так и общества в целом. Информация присутствует во всем, что нас окружает. Она содержится в сведениях, которые мы получаем, читая литературу, слушая радио, просматривая телепередачи и общаясь с людьми.

Сегодня процесс интенсивной информатизации общества предоставляет неисчерпаемые объёмы разнообразной информации, с которой надо уметь обращаться, уметь извлечь из неё пользу. Маленький ребенок естественен в своем стремлении жить в мире информации и владеть информационной культурой. А задача взрослых – помочь ему в этом. Для того, чтобы это осуществить, я стараюсь научить детей сосредотачивать внимание на наиболее важных звеньях информационного потока, выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к определенным умозаключениям.

Для того чтобы правильно ввести ребенка в мир информации выделила, следующие задачи (рис. 1).

Рисунок 1.

Тематическое планирование занятий

Задачи

Виды детской деятельности

1.

Информационная культура

  1. Знакомство детей друг с другом.
  2. Игра “Найди друга”.
  3. Знакомство с редакционным центром смысловой газеты “Планета Ёлочка”.
  4. Дать понятие “информация”.
  5. Подвижная игра “Передай мяч”.

2.

Получение информации.

  1. Беседа с детьми “Какие существуют способы передачи информации через чувственный опыт”.
  2. Органы чувств: - слух, зрение, вкус, осязание.

  3. Дидактическое упражнение “Тактильные дощечки”.
  4. Чтение художественного произведения Е. Чарушина “Страшный зверь” (вопрос- ответ: выявление навыков разговорной речи).

3.

Получение информации (через наблюдение окружающего мира)

  1. Беседа “Получение информации через наблюдения, рассуждение, умение задавать вопросы”.
  2. Дидактическое упражнение “Расскажи про свой страх”.
  3. Подвижная игра “Жмурки”.

4.

Способы получения информации

1. Беседа “Как мы получаем информацию”.

2. Дидактическое упражнение “Пантомима” (жесты, движения, мимика).

3. Дидактическое упражнение “Отгадай, что я делаю?”

4. Дидактическое упражнение “Сочиним историю жили- были…”

  1. Дидактическое упражнение “Комплименты”.
  2. Беседа “Знаки и символы” (Азбука Морзе, письма, газеты, буквы).
  3. Изготовление открытки.
  4. Подвижная игра “Дракон”.
  5. Рассуждение по сказке “Репка”.

5.

Способы получения информации в древности.

  1. Передача через звук.
  2. Передача через рисуночные письма, наскальные рисунки.
  3. Художественное слово. Чтение древней истории “Загадочные письмена”.
  4. Где и как хранится информация.

6.

Передача информации и хранение.

  1. Путешествие в прошлое ручки и карандаша.
  2. Художественное слово: загадки, чистоговорки.
  3. Практическая работа: “Чем мы рисуем”, использование нетрадиционных форм.
  4. Дидактическая игра “Путаница”
  5. Дидактическое упражнение “Неваляшка”.

7.

Способы получения информации и её хранение.

  1. Путешествие в прошлое Древнего Китая (Греции, Египта).
  2. Практическая работа: “Письмена на глиняных табличках” (использование стека, пластилина).
  3. Дидактическое упражнение “Секрет”
  1. Беседа “Летопись Древней Руси”.
  2. Путешествие в прошлое бумаги.
  3. Дидактическое упражнение “Бой подушками”.
  1. Путешествие в прошлое книги.
  2. Практическая работа: “Изготовление книги”.
  3. Дидактическое упражнение “Зеркало”.
  1. Путешествие в прошлое книги (продолжение с использованием художественного слова).
  2. Практическая работа: “Придумай свои буквы”.
  3. Чтение художественного произведения К. Ушинского “Петушок с семьёй” (рассуждение).
  1. Беседа “Мир книги”
  2. Экскурсия в библитотеку.
  3. Художественное слово “Придумывание шуточных чистоговорок”.

8.

Способы получения и хранения информации (технические помощники).

  1. Беседа “Технический помощник”.
  2. Путешествие в прошлое телефона.
  3. Дидактическая игра “Выбери, что нужно для телефона”.
  4. Практическая работа: “Дорисуй”.
  5. Составление кроссворда. Повторение.

9.

Технические помощники.

  1. Путешествие в прошлое магнитофона.
  2. Дидактическое упражнение “Собери предметы”.
  3. Слушание сказки “Теремок” в аудиозаписи.
  4. Танцы под музыку магнитофона.
  1. Беседа о компьютере “Хочу всё знать”.
  2. Экскурсия в кабинет, где есть компьютер (методический, психолога, логопеда).
  3. Игры на компьютере.
  4. Подвижная игра “Соревнование”.

10.

Информация (рассуждение)

  1. Повторение: Что такое информация. Способы получения информации. Хранение информации.
  2. Дидактическое упражнение “Сбрось усталость”.
  3. Практическая работа: расскрасить вещественные, письменные, устные доказательства.
  4. Составление кроссворда.
  1. Повторение.
  2. Дидактическое упражнение “Неваляшка”.
  3. Практическая работа: “Вещественные, письменные, устные доказательства”.
  4. Составление кроссворда.
  5. Подвижная игра “Рыбак и рыбки”

Использованная литература.

  1. О.В.Дыбина “Что было до…”
  2. Щипицина “Азбука общения”
  3. Н.Л.Кряжева “Развитие эмоционального мира детей”.

 Кроссворд №1.

  1. Современное устройство для передачи звука и изображения.
  2. Как называется устройство, с помощью которого снимают кино.
  3. Старинное приспособление для прослушивания пластинок.
  4. Название устройства для прослушивания музыки.
  5. Электронная вычислительная машина.
  6. Переговорное устройство.
  7. Система связи для передачи сообщений (телеграмм на расстоянии).
  8. Не телевизор, а разговаривает.

  1. Дать детям представление об информационной культуре мира. Информационная культура – это, прежде всего интеллектуальная активность человека, умение и желание добывать новые знания, сведения и на их основании изменять, перерабатывать и самостоятельно интегрировать их.
  2. Дать представление:
    • Что такое информация (бесполезная, полезная, вредная, важная).
    • Источники информации (как мы её получаем).
  1. Дать общее представление о способах получения и хранения информации человеком (вся цивилизация).
  • По физической природе.
  • По способу восприятия.
  1. Язык передачи информации (кодирование, декодирование через знаки, символы).
  2. Познакомить с современными техническими помощниками человека в сохранении, получении, переработке и передаче информации (компьютеры, теле и - радиосистемы, фото, - аудио, - видео приборы).
  3. Сформировать элементарные умения и навыки обработки информации:
  • Цель.
  • Действие.
  1. Развивать ярко выраженные индивидуальные способности детей в сфере “Общение и лидерство” (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером).

Я поняла, что для решения этих задач необходимо создать благоприятные условия, позволяющие знакомить детей с различной информацией. В специально выделенной комнате, вне группы, вместе с детьми организовала Информационный Центр. Мы подобрали разнообразный материал: энциклопедические книги, подборка газет, журналов, фото, - аудио, - видео приборы. Ребенок, попадая в этот мир информации, испытывает радость от новизны обстановки.

Наш Информационный Центр выпускает смысловую газету “Планета Елочка”. Выходит она два раза в месяц. Тематику придумывают сами дети. Газета отражает не только жизнь детского сада, но и разные важные события нашего города, страны (рис. 2). Основная цель наших встреч – через поиск новых методических приемов содействовать активизации мыслительной деятельности ребенка и развитию тех качеств, которые необходимы для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Рисунок 2.

“Выпуск газеты “Планета Ёлочка”

Тематическое планирование

Месяц

Название темы

1

Сентябрь

  1. “Лето, ах лето”
  2. “Как на наши именины…” (1 раз в квартал)

2

Октябрь

  1. “Пожарный огонёк”
  2. “Книги - наше богатство”
  3. “Цирк приехал”

3

Ноябрь

  1. “Прощай осень”
  2. “Я тоже гражданин”
  3. “Сильные, смелые, ловкие, умелые”
  4. “С днем водителя”

4

Декабрь

  1. “Зима пришла”
  2. “Ёлочка – зеленая иголочка”
  3. “С новым годом”
  4. “В гостях у сказки”

5

Январь

  1. “Ура! У нас каникулы!”
  2. “Рождество Христово”
  3. “Научные забавы”
  4. “Экологическая станция. Любите природу”

6

Февраль

  1. “День Святого Валентина”
  2. “Вот труба, над нею дым”
  3. “Жители Севера, по северной тропинке”
  4. “Зимние забавы”

7

Март

  1. “Пришла весна. 8 Марта”
  2. “Масленица пришла”
  3. “С Днем рождения, Зинаида Дмитриевна!”
  4. “Развлекляндия”

8

Апрель

  1. “Праздник безобразия”
  2. “День космонавтики”
  3. “День Земли”
  4. “День Здоровья”
  5. “Наш любимый детский сад”

9

Май

  1. “1 Мая – праздник мира”
  2. “День победы”
  3. “Пасхальное воскресенье”
  4. “Если был бы я…” (по профессии)

10

Июнь

  1. “День защиты детей”
  2. “День России”
  3. “Вот и лето пришло”
  4. “ Как я провел выходной__”

Ответственный за выпуск: Семенченко Т.Н. Зам Зав. По ВМР Кабалёнова Е.Ю.

Дети учатся быть журналистами, получая интервью не только у детей, но и у взрослых, запоминая его или записывая на диктофон (рис.3). Затем в Центре дети печатают текст на печатной машинке. Занятия по журналистике и использование специальных приспособлений (технических) позволяют детям почувствовать себя ещё более уверенным и взрослым, способным компетентно преодолевать свои трудности, стать отчасти независимым от взрослых, или похожим на них.

Рисунок 3

Интервью, придуманные детьми – журналистами.

“Край, в котором мы живем”

(в старшей группе “Береза”)

  • Здравствуйте, дети.
  • Мы корреспонденты газеты “Планета Елочка”. Ответьте нам, пожалуйста, на несколько вопросов.
  • Все мы живем в большой стране. Как она называется?
  • Как называется город – столица России?
  • А как называется край, в котором мы живем?
  • Кто может показать это место на карте?
  • Чем отличается наш Северный край от юга нашей страны?
  • А как называется город, в котором мы живем?
  • Вы любите свой город?
  • Почему?
  • Что нужно сделать для того, чтобы наш город стал ещё краше и уютней?
  • До свидания.

“Как вы готовитесь к школе?”

(подготовительная группа “Клен”)

  • Здравствуйте, ребята.
  • Мы корреспонденты газеты “Планета Елочка”. Ответьте нам, пожалуйста, на несколько вопросов
  • Вы уже взрослые. Сколько вам лет?
  • Как называется ваша группа?
  • Значит, в следующем году вы уже идете в школу?
  • А вам хочется идти в школу?
  • Почему вы хотите (или не хотите) идти в школу?
  • В какую школу вы пойдете, и что вы о ней знаете?
  • А вам портфели уже купили?
  • Сегодня, мы были в подготовительной группе “Черемуха”. В следующем году они пойдут в школу и готовятся к этому событию. В конце года мы придем, чтобы посмотреть каких результатов достигли дети.
  • Спасибо, до свидания!

Очень часто в Центр приходят дети всего детского сада и родители, чтобы посмотреть на нашу газету. Здесь они узнают что-то новое о жизни детей в детском саду, обмениваются своими впечатлениями и обсуждают содержание газеты. Иногда интервью о выпущенной газете дают дети-журналисты. Это вызывает у них ощущение своей значимости и необходимости, способствует развитию инициативы, выдумки и совместного творчества.

Самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Ни в каком другом возрасте человек не познаёт мир с такой жадностью, открытостью и постоянством.