Из опыта работы учителей биологии

Разделы: Биология


Педагогическая мастерская учителя биологии МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов”

города Старый Оскол Белгородской области

Гашковой

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И К САМОМУ СЕБЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать, но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – ее прошлому и настоящему.

К этой цели можно приблизиться и через систему школьного краеведения. Наша школа находится в местности, благодатной для сбора краеведческого материала. Урочище Ублинское является памятником природы, кроме этого в нем на площади 0.5 га произрастает орех маньчжурский, который придает лесному ландшафту особую экзотичность. Экскурсии в природу – неотьемлемая часть работы учителя.

Учитель, занимаясь краеведческой работой, активно развивает познавательные интересы учащихся, у них воспитывается экологически правильное отношение к природе, формируется нравственная и гражданская ответственность за судьбу родного края и Родины.

Краеведение дает обильную пищу уму и чувствам, широкий простор для правильного понимания законов природы и воспитания сознательного патриотизма. Усвоенные в годы школьного обучения краеведческие принципы становятся руководящим началом сознательного отношения к изучению родного края, как неотъемлемой части Родины.

Это очень важно в связи с той экологической обстановкой, которая сложилась не только в нашем регионе, но и повсеместно.

С точки зрения учителя, краеведение - это соединение обучения и воспитания в единый процесс. Во время походов и экскурсий, проведения занятий на основе сотрудничества и взаимопонимания возникает непринужденное общение учителя и учащихся.

Учитель вовлекает как можно большее число учащихся в краеведческие изыскания на основании индивидуальных и групповых исследований, туристических походов, школьных экспедиций и экскурсий с целью приобретения ими практических навыков, необходимых в жизни.

Для познания родного края используется и летняя практика в лесхозе. Принимая непосредственное участие в труде в летнее время, учащиеся обогащают себя дополнительными знаниями о разнообразии лесной растительности и животного мира.

В туристических походах учитель вместе с детьми наблюдает природу. Туризм воспитывает такое важное качество краеведа, как самостоятельность, учит наблюдательности, умению ориентироваться на местности.

В условиях школьного краеведения учитель использует следующие основные методы

    • литературный;
    • полевых наблюдений;
    • картографический;
    • визуальный;
    • анкетный;
    • личных бесед.

Важную часть краеведческого исследования составляют характеристики почв, растительного и животного мира.

Учитель с учащимися описывает почвы и естественную растительность. Собирают гербарий, делают рисунки, фотографии. Организует регулярные фенологические наблюдения за сезонным развитием природы.

Как охраняется природа? Какие природные участки леса, зеленые насаждения города, отдельные растения и животные взяты на учет для охраны от вредного влияния, повреждения и истребления? Сделаны описания ценных объектов природы области. Посещены многие природные памятники г. Старый Оскол и Старооскольского района, оформлены материалы, где есть описание и фотография каждого из них.

Изучаются и отдельные местные предприятия с целью выяснения влияния их деятельности на экологическую обстановку в городе. Учащихся работают в группах по специальным заданиям.

Собранный материал они обобщают и пишут отчет. На занятиях происходит обмен мнениями, и весь класс узнает о результатах исследований.

Познавательная активность школьников при изучении родного края дает не только определенную сумму знаний, умений и навыков, формирует интерес к предмету, но и развивает у учащихся потребность в саморазвитии и самосовершенство.

Педагогическая мастерская учителя биологии МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов”

города Старый Оскол Белгородской области

Адаменко Зои Алексеевны

РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

Адаменко З.А. работает как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением биологии. Это высоко эрудированный специалист, она находится в постоянном творческом поиске новых форм и методов преподавания, основанных на сотрудничестве с учащимися и обеспечивающих их всестороннее развитие.

При организации уроков и внеклассных занятий Зоя Алексеевна учитывает закономерности познавательной деятельности учащихся разного возраста, индивидуальные особенности ребенка, она умеет создавать ситуацию успеха через биологические знания, прививает любовь к земной красоте, человеческому труду, пониманию окружающего мира, развивает стремление к самосовершенствованию, что обеспечивает успешность обучения ее воспитанников.

Используя основные положения технологии проблемного обучения, учитель организует на уроках проблемные ситуации, на основе которых активизируется познавательная деятельность, идет увлекательный поиск решений. Практикует нестандартные формы проведения уроков: урок – деловая игра, урок – пресс-конференция, урок-телепередача, урок-путешествие, учебная лекция и другие. Например, обобщающий урок в 9-м классе по теме “Гигиена организма” проводится в форме урока “открытых мыслей”. Он имитирует заседание ученого совета научно-исследовательского института “Гигиена детей и подростков”. Учитель заранее предлагает вопросы для обсуждения и ответы на них, часто спорные, находят сами ученики, выступая в роли специалистов НИИ: “историка”, “социолога”, “нарколога”, “гигиениста”, “биолога”, “юриста”.

Основная движущая причина поискового, проблемного обучения — это система вопросов и заданий, в которых сталкиваются противоречия. Эти противоречия бесконечно разнообразны, и учитель тонко подводит школьников к установлению причинно-следственных связей. “Открытие” каждой причины – шаг к более глубокому, осмысленному пониманию изучаемого явления, процесса, факта.

Активную поисковую деятельность учащиеся ведут и на занятиях биологического кружка, и при выполнении домашних биологических опытов.

Ученики Зои Алексеевны постоянно защищают на уроках свои “научные открытия”: “фотосинтез”, “испарение воды листьями”, “питание зародыша”, “работа мышц”, “ окраска в животном мире” и другие. Эти эксперименты и исследования помогают формировать: личностные качества школьника; учат: проникать в тайны новой материи; готовят к творческой деятельности.

В ситуациях, когда учитель играет роль “человека рассеянного”, а ученики должны исправить логические, фактические, стилистические и прочие ошибки, проверяется глубина и осознанность знаний. Школьники учатся действовать в нестандартных ситуациях, что хорошо развивает их умственную активность. К заданиям такого типа относятся рисунки, схемы, биологические описания с заведомо допущенными ошибками. Дети, как правило, получают от такой игры большое удовольствие.

По ведущим темам курса биологии педагог имеет набор специальных карточек и тестов, позволяющих качественно и дифференцированно оценивать знания учащихся, предупреждать формирование ошибочных представлений, корректировать дальнейшее изучение.

Зоя Алексеевна входит в состав творческой группы “За здоровый образ жизни”, которая ведет в школе целенаправленную работу по профилактике алкоголизма, наркомании и курения. Она не только помогает подобрать материал к классным часам, но под ее руководством проходят общешкольные мероприятия, такие как:

    • игра “Несчастливый случай”, посвященная наркомании и ее “родные детям”: никотину и алкоголю;
    • конференция “Наше здоровье - в наших руках” с приглашением
      работников милиции и здравоохранения;
    • конкурсы эрудитов по проблемам здорового образа жизни;
    • родительские собрания по проблеме: “Здоровье подростка. Как его сохранить?”

Адаменко З.А. - это учитель, который умеет организовать познавательную деятельность учащихся на уроке и вне урока, в результате ученики качественно овладевают новыми знаниями и новыми способами действий, самосовершенствуются и самореализуются.

Достижения воспитанников:

    • ежегодно участвуют в городской экспедиции “Малые реки России”;
    • являются победителями городских и областных олимпиад;
    • лауреаты и призеры Российских конкурсов:

- 1999г. – Чередниченко Людмила, 10-й класс, лауреат Российской открытой научно-практической конференции “Шаг в будущее”, работа “Исследование возможности использования шлаков Оскольского электрометаллургического комбината в качестве микроудобрений для пшеницы”,

- 2000г. - Боева Оксана, 10-й класс, победитель Российской открытой конференции “Юность науки”, работа “Исследование загрязнения реки Осколец методом биоиндикации”;

- 2003г. – Голдобина Мария, 11-й класс, лауреат Всероссийского открытого конкурса “Первые шаги – 2003”, работа “Влияние бытового шума на работоспособность школьников”

    • успешно поступают в вузы: Курский и Воронежский мединституты, Белгородскую сельскохозяйственную академию, Московский институт инженерной экологии, Московскую государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологии, Московские медицинские институты.