Обучение в команде

Разделы: Математика


Вечерняя школа на современном этапе претерпела немало перемен. Ее контингент значительно “помолодел”. Если всего несколько лет назад нашими учениками являлась преимущественно рабочая молодежь в возрасте от 20 до 35 лет, то в настоящее время приходят подростки с 11–12 лет. Как правило, это дети из неполных и неблагополучных семей, неуверенные в себе, “забитые” дома родителями, а в школе более преуспевающими одноклассниками.

Из них подавляющее большинство имеет крайне слабые знания по учебным дисциплинам, большие пробелы в школьной программе. У многих отсутствует опыт общения с одноклассниками.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике. Основой личностно–ориентированного образования можно считать учебную ситуацию. Конструирование учебной ситуации предполагает использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.

Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

Разновидностью обучения в команде является командно–игровая деятельность. Она больше подходит для учащихся среднего звена. Примером может служить урок – игра, который я провела в 8-ом классе. Возраст учащихся от 12 до 15 лет.

Тема урока: “Квадратные корни”.

Цели урока:

1. Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
2. Развивающие: продолжать развивать внимание, речь, логическое мышление, самостоятельность.
3. Воспитательные: прививать интерес к математике, используя игровую форму урока, а также формировать умение общаться, развивать навыки взаимопомощи, самоутверждения, самооценки.

Новые педагогические технологии: личностно–ориентированные.

Инновационные методы и приемы:

1. Индивидуализация и дифференциация обучения.
2. Программированный контроль – тесты.

Практическая значимость:

Урок разработан так, что его можно применять как для индивидуального обучения, так и для любого обычного класса, где есть сильные и слабые учащиеся.

Оборудование:

Карточки с дифференцированными заданиями, карточки для подсчета баллов, картинки для ребуса, линейки, карандаши, миллиметровая бумага.

План урока:

1. Подготовительный этап – актуализация урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Разгадывание кроссворда.
4. Составление слов.
5. Работа по группам.
6. Построение графика.
7. Тест.
8. Кроссворд (дополнительно).
9. Подведение итогов.

Ход урока.

I. Подготовительный этап.

1. Класс разбивается на три группы (разного уровня).
2. Капитан каждой группы получает памятку по оценке заданий и карточку с таблицей, в которую он будет выставлять баллы после каждого задания всем членам команды.
3. Аналогичная таблица начерчена на доске.

Фамилия, имя

Задания

Сумма баллов Оценка за урок

I

II

III

IV

V

VI

1

                 

2

                 

3

                 

4

                 

5

                 

6

                 
  Всего (средний балл)                

Памятка капитану

1. Разгадывание кроссворда: за каждое угаданное слово – 1 балл.
2. Составление слов: за каждую угаданную букву – 1 балл.
3. Работа по группам: за каждый правильно решенный пример – 1 балл.
4. Построение графика:

а) кто правильно построил, тому – 2 балла;
б) кто построил с ошибками – 1 балл.

5. Тест: за каждый верный ответ – 1 балл.

6.Ребусы (дополнительно) – 1 балл за каждый ребус.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы отправимся в страну, о которой говорили на протяжении нескольких уроков. Что же это за страна? На этот вопрос нам поможет ответить ребус “рис.1”. (На доске открывается зашифрованная тема урока). Разгадываем тему урока и записываем ее в тетрадь.

Тема урока:

img2.jpg (35427 bytes)

Ответ: “квадратные корни”

Итак, начинаем. Представьте, что вы находитесь в царстве Квадратных корней. Как и в каждом государстве, здесь есть свой царь, и, как у каждого царя в сказках, у него было три сына, три богатыря. Все было бы хорошо, да вот занемог царь. Силы совсем покинули его. Призвал он своих сыновей и сказал: “Спасти меня могут только молодильные яблоки, но путь к ним тернист и нелегок. А кто их достанет – тому честь и слава”. Сыновья любили своего отца, поэтому тут же, не мешкая, собрались они в путь–дорогу. Отправимся же и мы вместе с ними и поможем царевичам своими знаниями преодолеть все препятствия.

А чтобы облегчить вам задачу – на доске план–карта. Она поможет отыскать вам молодильные яблоки.

III. Разгадывание кроссворда.

А вот и первое препятствие: дремучий непроходимый лес. Но деревья расступятся, если вы правильно решите кроссворд.

1. Синоним слова дюжина.
2. Сколько решений имеет уравнение х2 = а, если а = 0 ?
3. Сколько решений имеет уравнение х2 = а, если а > 0 ?
4. Есть в каждом слове, у растения и может быть у уравнения.
5. Какой знак можно поставить между и а
6. Что является графиком функции У = Х2?
7. Самая низкая школьная оценка?
8. Соответствие между множествами Х и У, при котором каждому значению множества Х поставлено в соответствие единственное значение из множества У, носит название…
9. Что является графиком функции у = ах2?
10. Какой это корень?
11. Сколько решений имеет уравнение х2 = а, если а < 0

img1.jpg (50972 bytes)

IV. Составление слов.

Идем дальше. Но кто это преградил нам путь? Да это Змей Горыныч! Что же он хочет? Отгадать заветные слова, зашифрованные в примерах. Кто быстрее Змея справиться с заданием?

“рис.2”

Составление слов.

img3.jpg (58138 bytes)

(Каждый ученик получает карточку с индивидуальным примером, разгадывает соответствующую букву, а затем записывает ее на доске)

V. Работа по группам.

Мы справились с заданием, а это значит, что можно продолжать путь. Но посмотрите, какая огромная скала на дороге! Скажу вам по секрету, что она рассыплется, если вы правильно выполните следующее задание.

“рис.3”

Работа по группам.

карточка №1 (I уровень сложности)

1. Вычислить

1. 2. 3. 4.

2. Возвести в степень:

1. 2. 3.

3. Заполнить таблицу:

x 3 0 4 –5
y 0 –7 –3 12
       

карточка №2 (II уровень сложности)

1. Вычислить

1. 2.

2. Возвести в степень:

1. 2. 3.

3. Заполнить таблицу:

x 6 8
y –8 –15 1 3
       

 карточка №3 (III уровень сложности)

1. Вычислить

1. 2.

2. Вынести множитель из–под знака радикала и упростить выражение.

3. Заполнить таблицу:

x
y 2 3 5 img1.gif (1034 bytes)
       

Дополнительно.

Сократить дробь:

а) б)

 

(Каждая команда получает карточки с заданием разного уровня. Капитаны команд решают задания на переносной доске, а остальные учащиеся в тетрадях).

VI. Построение графика.

Итак, мы благополучно преодолели три препятствия, теперь надо как–то перебраться через реку. Река глубокая – не перейдешь, а лодки нет. Но если вы правильно и быстро построите график, то он превратится в мост. Задание: построить на миллиметровой бумаге график функции.

“рис.4”

Построить график функции

I уровень у = х2, где х > 0

II уровень у =

III уровень у = , где х < 0

VII. Тест.

Поход приближается к концу. Но что это? Дорога раздваивается. В каком же направлении идти дальше? А вот и указатель пути. Он повернется в нужном направлении, если вы выберете правильные ответы в следующих тестах.

“рис.5”

Работа с тестом.

Тест №1 (I уровень сложности)

1. Вычислить.

а) 7,5
б) 6,1
в) 5,1
г) 4,8

2. Решить уравнение. 0,4x2–2=0

а) ;
б)
в) ;0
г) нет корней

3. При каких значениях х имеет смысл выражение ?

а)
б)
в)
г)

Тест №2. (II уровень сложности).

1. Найти значения выражения.

а) 18
б) 24
в) 12
г) 22

2. Решить уравнение.

а) Нет корней
б) 4
в) 2
г) 16

3. Вычислить значение выражения.

а ) –7/8
б) –5/8
в) –3/8
г) –1/8

4. Упростить выражение. , если

а)
б)
в)
г)

Тест №3. (III уровень сложности).

1. Найти значения выражения.

а) –1
б) 0,192
в) –0,208
г) –0,6

2. Упростить выражение. , если

а)
б)
в)
г)

3. С помощью графиков функции и найти координаты точки их пересечения. Запишите произведение этих координат.

А) 3
Б) 1
В) 2
Г) 4

4. При каком значении b графики функции и не пересекаются?

а)
б)
в)
г)

VIII. Учащиеся, которые быстро справились с тестом, могут заработать дополнительные баллы. Для этого надо разгадать ребусы, нарисованные на доске.

IX. Подсчет баллов, подведение итогов, выставление оценок.