История повседневности в исследованиях старшеклассников (из опыта Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Организация исследовательской деятельности старшеклассников рассматривается в гимназии как образовательная технология, отвечающая современным принципам развивающего образования. Она формирует научное мышление школьников, универсальные способы учебной деятельности, социальный опыт в труде и общении. Под учебным исследованием мы понимаем деятельность учащихся, связанную с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Круг интересов старшеклассников в учебных исследованиях очень разнообразен: история, краеведение, лингвистика, этнография, искусствознание, биология, химия, информатика, социология, история религии. Многие темы, выбранные ими, носят интегративный характер: история и лингвистика, этнография и краеведение, литературоведение и история.

Гуманитарная направленность нашей гимназии способствует написанию большого количества работ по истории и обществознанию. Представляют интерес работы старшеклассников по средневековой истории. Исследование “Новгородские изгои на Вятской земле: их трагическая судьба”, проведенное на основе анализа летописей, посвящено событиям борьбы за присоединение Вятской земли к Московскому государству. Исследовательское мастерство авторов работы было отмечено историками Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на молодежной научной конференции. Периоду средневековой истории родного края посвящена работа “Город Хлынов (Вятка) по “Дозорной книге князя Звенигородского” 1615 года”.

Не менее интересны работы, исследующие более поздний период отечественной истории. В основном они посвящены истории родного края: “Роль и место мировых судов в судоустройстве Вятской губернии второй половины XIX века”, “Голоса русско-японской войны”, “Из истории Вятского губернского жандармского управления с момента образования до 1917 года”. Есть работы по экономике (“Развитие мелкого предпринимательства в Кировской области в конце XX века”); по социологии (“Детские образы власти”); по вспомогательным историческим дисциплинам (“Антропонимика на службе истории”) и другие.

Особо хочется выделить исследования старшеклассников по истории повседневности – одному из перспективных направлений в современных исторических исследованиях.

Само понятие “история повседневности” родилось в начале 80-х годов ХХ века в Германии, в связи с дискуссиями о природе нацизма. Это направление было поддержано в США, Великобритании и особенно во Франции, где была уже своя традиция – школа “Анналов”, – сторонники которой считали, что понять логику исторического процесса можно лишь тогда, когда изучишь конкретные и образные картины мира, запечатленные в сознании людей. Недаром книга Февра, одного из основателей французской школы “Анналов”, называется знаменательно – “Бои за историю”.

До сих пор существует несколько подходов к этой проблеме. Одни ученые считают: история повседневности – это то, что повторяется, является постоянным и рутинным; другие – что это сфера социальных практик; кто-то сводит ее к быту; кто-то говорит, что это не быт, а нечто более широкое.

Для нас история повседневности – это история тех, кто не виден большой истории, это жизнь людей, которые включены в исторический процесс как рядовые участники.

В рамках данного направления исторических исследований гимназистов выбирают темы, связанные с судьбами простых людей: родных, знакомых, земляков. Предмет их интересов – история семей, родной школы, города, где они живут. В работе “Фамилия Метелев в антропонимическом и генеалогическом аспектах” ученик сумел дать ономастический и лингвистический анализ происхождения своей фамилии и показать историю своей семьи в семи поколениях. Это сделать совсем не просто, учитывая крестьянские корни. (Практика показывает, что в русских семьях, как правило, помнят историю трех – четырех поколений, не более.) Самое ценное, что история семьи дается автором на фоне истории событий в России. Работа В. Уварова – “Фамилия Уваров в истории и культуре России и Вятского края” - была представлена в несколько другом ракурсе: от исследования происхождения своей фамилии автор перешел к исследованию топонимов, так как название населенных пунктов часто связаны с фамилией. Затем ниточка исследования потянулась к персоналиям – людям с этой фамилией, которые оставили свой след в отечественной истории: государственные деятели, ученые, защитники Родины. Это министр народного просвещения России, граф Сергей Семенович Уваров, автор знаменитой триады “православие, самодержавие, народность”; герой войны 1812 года генерал Федор Петрович Уваров, известный своим знаменитым обходным маневром во время Бородинской битвы; археолог Алексей Сергеевич Уваров, основатель Исторического музея; Борис Петрович Уваров, выдающийся энтомолог, представитель русской эмиграции, закончивший свои дни в США. Важность этих работ по истории фамилий в том, что они задают алгоритм исследования любой фамилии, который могут использовать другие молодые исследователи.

Очень часто темы по истории повседневности гимназисты находят в истории гимназии, которая находится в старой части Вятки (Кирова). Интересное исследование “Исторические окрестности Вятской гуманитарной гимназии” открыло новый взгляд на жизнь старой Вятки. Рядом со школой находятся остатки оборонительного сооружения - посадского вала ХVII века, а во дворе гимназии когда-то располагался еврейский рынок – со своей историей. Через дорогу от школьного здания некогда находилась “обжорка” - тип дешевой столовой, где за три копейки можно было съесть горячий обед и получить к нему фунт хлеба. Когда этот факт был установлен, исследователь обратился к истории цен в их соотношении с заработной платы тогдашних вятчан. Оказалось, например, что приказчик в магазине в начале ХХ века в Вятке получал жалование 7 рублей, а учитель гимназии – 70 рублей и мог за несколько лет работы купить себе дом. Сравнение оказалось не в пользу нашего времени. Гимназист сумел представить картины быта далекого прошлого.

Одним направлений исследования истории советского периода явилось изучение быта советских людей. Об этом работа “ХХ век в истории одной квартиры”, выполненная десятиклассницей Е. Зоновой. Она интересна как по теме исследования, так и по содержанию собранного материала.

Начало ХХ века … Провинциальный город. Купеческий дом в самом центре, гостеприимный, удобный для жизни большой семьи. Но происходит революция, отменяют частную собственность, семья разоряется. Дом превращается в госучреждение (“Химдревтрест”), где сидят “совначальники и снуют пишбарышни” (А. Толстой). Дом теряет свою индивидуальность. Затем его заселяют высокопоставленные партийные работники, но в конце 30-х дом пустеет. Часть жильцов репрессирована, часть – переведена в центр на “повышение”. Потом дом на многие десятилетия превращают в коммунальную квартиру, где “одна кухня и один сортир на пятнадцать семей”. Иосиф Бродский в статье “Полторы комнаты” (ж. “Новый мир” №2 1995) писал: “У каждого живого существа, в том числе и у человека, есть своя личная территория, которую он охраняет от посягательств со стороны… В коммунальной квартире ни о каком “неприкосновенном пространстве” вообще речь не идет: человек постоянно находится ближе к своим соседям, чем ему хотелось бы. Плюс к тому, он не волен располагать своей собственной личностью. Кто-то хочет завести собаку – соседи против. Кто-то возвращается домой заполночь – прочие жильцы возмущаются. И уж, конечно, все видят, чем вы питаетесь, как часто моетесь, с кем спите…”.

К семидесятилетию Великой Октябрьской революции дом оборудуют под Музей истории партийной организации Кировской области, чтобы как-то поддержать престиж власти, но это было мертворожденной дитя: несмотря на колоссальные затраты по переустройству дома, музей просуществовал всего два года. Сейчас в доме кунсткамера, несколько комнат оборудовано под экспозицию купеческого быта. Все вернулось “на круги своя”. Только то, что было предметами быта стало музейными экспонатами. Так в истории дома отразилась истории России ХХ века. Для автора работы и ее одноклассников – это живая история, история “в лицах”.

В своей рецензии на данную работу доцент Вятского государственного педагогического университета, председатель региональной организации ВООПИК А.А. Хохлов написал: “Собранный материал позволяет проследить, как менялся состав обитателей дома от купцов к партийным работникам; от служащих госучреждений до простых рабочих, приехавших в город из деревень… В работе содержится значительный материал о быте горожан. Меня, горожанина, некогда жившего по соседству с данным домом в подобной коммунальной квартире, подкупает простота языка изложения и правдивость фактов”.

Работа “Человек в футболе. Вятка 50-е – 60-е годы” родилась из большого увлечения гимназиста А. Касанова этим видом спорта. Но автор попытался посмотреть на футбол как на часть истории и культуры народа и через массовое увлечение футболом представить жизнь провинциального города в тяжелые послевоенные годы. Портретные зарисовки: футболист, тренер, судья, болельщик, журналист, чиновник от спорта – составили структурную основу работы. Автора интересовало все: как жили горожане после войны, как работали, сколько получали, во что одевались, что ели, как отдыхали, как “болели” за свою футбольную команду, сколько стоил билет на стадион, почему футбол был больше, чем спорт. “Массовый спорт спасал от многих бед: беспризорности и безотцовщины, недостатка образования и общения. Для молодежи это был способ выжить и самоутвердиться”, - пишет ученик в своей работе.

Школьникам, как правило, трудно сделать выдающиеся открытия, но все же в большинстве работ по истории повседневности есть малоизвестные или вовсе неизвестные факты, которые впервые вводятся в научный оборот. Так, в исследовании “Человек в футболе. Вятка 50-е – 60-е годы” есть глава “Лагерный футбол”, о футбольных матчах заключенных (в основном по 58 статье) в поселке Лесном Кировской области – центре Вятлага в 50-е годы. Автору другой работы – “ХХ век в истории одной квартиры” – удалось самостоятельно составить своеобразный “паспорт” дома с момента возникновения до наших дней. Такого материала не было даже в музее, который располагается в этом доме.

В своих работах по истории повседневности учащиеся опираются на разные источники: материалы государственных и домашних архивов, письменную мемуаристику (дневники, письма, воспоминания), устные свидетельства, фотографии, справки, трудовые книжки, наградные документы и другие материалы.

Сложность заключается в том, чтобы сравнить, противопоставить источники. С одной стороны, архивы – это память государственной системы, а с другой стороны, устный источник – память отдельного человека, которая нередко отличается субъективностью и зачастую противоречивостью. Важно, когда сравниваются эти источники, это позволяет противостоять старым и новым мифам в оценке истории.

Хотя темы исследований старшеклассников не слишком масштабны, но они дают возможность “вчувствования в эпоху” (по выражению Вебера). История повседневности помогает более адекватно воспринимать исторический процесс, который не сводится к глобальным вопросам преподавания истории в школах: экономика > политика > международные отношения > культура. Снимается противоречие между историей и жизнью. Частная история оказывается не менее интересной и значительной, чем история общая. Школьники учатся правдиво изображать прошлое, вопреки навязываемым мифам, иметь свою точку зрения. Так рождается историческое сознание и самосознание. И рождается “человек думающий”, самостоятельный, выстраивающий свою жизнь в потоке истории осознанно.