Три склонения имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цели

  • Дать понять о трёх типах склонения имён существительных; учить распознаванию склонений существительных; формировать навыки грамотного письма;
  • Развивать речь учащихся;
  • Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Оборудование

  • опорная таблица;
  • конверты с заданиями;
  • карточки - алгоритм действий;
  • рисунки (3 корзинки) для игры;
  • слова-карточки для игры.

ХОД УРОКА

Рефлексия

  • Урок русского языка.

С каким настроением начинается урок?

/Дети поднимают карточки с грусными или веселыми человечками. /

Замечательно! Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов!

I. Языковая разминка

1. Игра «Узнай падеж».

Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.

  • Вопрос кому? (Д.п.)
  • Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)
  • Вспомогательное слово нет (Р.п.)
  • «Щедрый» падеж (Д.п.)
  • Без предлога не употребляются (П.п)
  • Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)
  • «Падеж – работяга» (Т.п.)
  • Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
  • Предлоги к, по (Д.п.)
  • Вопрос что? (И.п. и В.п)
  • Предлоги о, об (П.п)

2. Запишите предложение, определите падеж имён существительных.

Зимним утром с радостью и интересом спешат ученики на занятия в школу.

- Что можете рассказать о существительном утром?

/Ученик делает морфологический разбор сущ./

Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.

Физкультурная пауза.

II. Сообщение темы и цели урока

Тему новую опять
Надо нам запоминать.
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
К концу урока исчезнут сомнения,
И мы узнаем ваше мнение!

III. Постановка проблемы

- Прочитайте предложение

Книги учат нас смелост__ и дружб__ .

- Найдите однородные члены в этом предложении.

Определите их род, падеж.

Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.) Какие? (Предложения детей.)

- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?

Книги учат нас смелости и дружбе.

- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

IV. Решение проблемы

1. Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.

Это трудное заданье,
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.

Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов. Выбор за вами!

/Дети выбирают конверты с заданиями/.

2. Идёт работа в группах по исследованию.

1-й конверт с заданиями

Просклонять существительные страна, земля (на листах), поставить ударение

И. п. стран а земл я
Р. п.        
Д. П.        
В. п.        
Т. п.        
П. п.        

Возьми любое существительное мужского рода с окончаниями а , я измени по падежам /Устно./ Рома, дядя

2. Сравни окончания этих существительных. Что общего у них? Чем отличаются?

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания , -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями групп существительных, (окно, поле, огонь и степь, печь)

2-й конверт с заданиями

1. Измените по падежам данные существительные.

И. п. окн о пол е огонь  
Р. п.            
Д. П.            
В. п.            
Т. п.            
П. п.            

2. Сравните окончания этих существительных. Что у них общего? Чем отличаются?

3. Подберите любое существительное среднего рода и мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Устно измените их по падежам и сравните окончания.

Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

3-й конверт с заданиями

1. Просклоняй по падежам данные существительные.

И. п. печь   степь  
Р. п.        
Д. П.        
В. п.        
Т. п.        
П. п.        

2. Проверь! Имеют ли другие существительные ж.р. с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный однотипные окончания. Подбери такие существительные, измени по падежам.

3. Сравни эти окончания с окончаниями существительных печь и степь.

Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания.

- Сколько же всего в русском языке групп имён существительных, у которых однотипные окончания?

(Выводы детей)

На доске появляется таблица – опора; /3 группы- 3 склонения/

3 склонения имён существительных

склонения

род окончания примеры
1-е скл. м.р.
ж.р.
-а,
страна
дядя
2-е скл. м.р.
ср.р.

-о, -е
огонь
окно
поле
3-е скл. ж.р -ь, ночь
степь

Физкультурная пауза.

3. Сравним наши выводы с выводами авторов учебника.

Знакомство с правилом по учебнику с. 94

Деление текста на части – О чём говориться в каждой части правила?

Заучивание правила.

Идёт работа в парах.

Взаимопроверка.

4. Ответы на вопросы после текста с. 94.

Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?

Склонение – это постоянный или непостоянный признак?

Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

Есть ли склонение у существительных в английском языке?

5. Вернёмся к предложению на доске.

Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?

/Предложения детей: они относятся к разным склонениям/.

Первичное закрепление.

А сейчас для вас задача,
Пусть не покинет вас удача!

Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?

Поставьте карточки в нужной последовательности.

 |окончание| |ед. число| |И.п.| |род| |склонение|

(ответы детей)

|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|

А сейчас:

Есть для вас ещё игра,
Постарайтесь, детвора,
Разгадайте-ка секрет,
Дайте правильный ответ!

Игра «Собери слова в лукошко»

Собери нужные слова в каждое лукошко-склонение

ДРУЖБА
СТРАНА
СЕМЬЯ
ОБЛАКО
СОЛНЦЕ
ЗАКАТ
БОЛЬ
МЫСЛЬ
ГРУСТЬ

- Докажи правильность ответа.

Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.

Запишите по 3 слова каждого склонения

Взаимопроверка /Идёт работа в парах/.

V. Итог урока – Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете? Как определить склонение существительного?

Д/з с. 94 учить правило упр. 160.

Рефлексия

Доволен ли ты своей работой?

Что было особенно интересным?

С каким настроением заканчиваем урок.