Урок истории, 11-й класс. Новая экономическая политика

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели:

  • Опираясь на изученный материал 9 класса, расширить представление учащихся о НЭПе, используя основные умения и навыки учащихся.
  • Развитие учебной мотивации.
  • Развитие интереса и уважения к прошлому своего Отечества.

Тип урока: проблемный

Оборудование:

  • Запись видеосюжета: “Что такое НЭП”?
  • Архивные документы: “Из писем в ЦК ВКП (б) накануне “великого перелома”; “Из воззвания Временного революционного Комитета г. Кронштадта”; “Из обращения ВЦИК и СНК “К крестьянству РСФСР” 23 марта 1921 г.; “Из революции XII съезда РКП (б), апрель 1923 г.”; “Из плана работы ВЧК по ликвидации белогвардейских организаций в 1921-1922 гг.”

Иллюстрации:

    Репродукция картины художника Наседкина “Продотряд”.

  • Иллюстративный материал: “И.В. Сталин”, “Болезнь Ленина”, “Троцкий”, “Голод” и др.
  • Схема “Социальная структура общества”.
  • Схема “Нэповская общественная модель”.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Геннадьевна. Сегодня я проведу у Вас урок истории.Какой будет тема нашего урока?

Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте посмотрим видеосюжет. Просмотр видеосюжета.

Так о чем мы будем говорить на уроке? (О НЭП.)

Проблема урока: Несостоявшийся “термидор” (нам ее подсказала малышка в видеосюжете).

Что означает это слово? Термодорианский переворот – контпереворот, свергший якобинскую диктатуру и положивший конец ВФР.

Давайте и мы попытаемся в конце урока ответить на вопрос: "А мог ли Нэп быть тем “термидором”, который был способен свергнуть диктатуру большевиков?"

Проблема очень сложная, во многом дискуссионная. Возможно у некоторых из Вас появится к этой теме особый интерес, и я Вам порекомендую книги, представленные на выставке.

Эпиграфом к уроку послужат слова Игоря Губермана

Век принес уроки всякие,
Но один - венец всему,
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму.

Итак, какое противоречие, вы увидели в этом четверостишье? (Светят факелы - но! -Уводят во тьму)

Вы знаете, вся жизнь состоит из противоречий. Иногда эти противоречия оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества. И работая на уроке над нашей проблемой, мы будем исходить из противоречий. Вся работа на уроке будет проходить в группах. Пусть обсуждение проблемы строится по следующему плану:

  1. Почему большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “военного коммунизма”?
  2. НЭПовская общественная модель.
  3. А что же после НЭПа?

При ответах на эти вопросы используйте следующие термины. Вы их знаете: диктатура, авторитарный, концессии, денационализация, либерализация, инвестиции, аренда, продразверстка, продналог, ПЛЮРАЛИЗМ. А к понятию плюрализм будем обращаться не один раз. Давайте вспомним, что оно обозначает.

Итак! С переходом нашей страны от войны к миру перед партией встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы. "А что же дальше?" Этот вопрос задавал себе и тот, кто с оружием в руках в годы гражданской войны и интервенции защищал Сов. Власть. Март 1921 г. X СЪЕЗД РКП(б) принял решение об отказе от “военного коммунизма”. Смысл нового курса партии заключался в том, чтобы выполнить экономические требования крестьянства и одновременно закрепить политическую диктатуру большевиков.

1 вопрос: Почему же большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “ВК”?

ЗАДАНИЕ (БЛОК 1):

- Обратимся к опорной схеме! В стране наступил тотальный кризис общества и власти.

- Что означают слова тотальный кризис? (Кризис охватил все сферы общественной жизни).

(Предмет - иллюстрация - текст). Используя это, приведите доказательства того, что в стране был действительно тотальный кризис

гр 1 - в экономике

гр 2 - в политике

гр 3 - внутрипартийный

гр 4 - теоретически, нравственный

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что недовольство в обществе растет.

- Давайте представим, что мы оказались свидетелями происходящих реальных исторических событий и хотим выразить свое недовольство. Что мы требуем?

- “Долой, продразверстку”, “Даешь свободу торговле!” “Советы без коммунистов”, “власть Советам, а не партиям”.

И вновь противоречие. Многие лозунги и сегодня актуальны. А почему?

- А можно ли бы подавить общественное мнение силовым путем?

- Нет!

- А почему?

Военнокоммунистические методы руководства в политике и экономике были хороши и приемлемы для какого периода времени?

- Для гр. войны,  они были необходимы для победы над врагом, а в мирных условиях - НЕТ. Это было очень опасно. Кризис “ВК”

ЗАДАНИЕ: СРАВНИВАЕМ “ВК” и НЭП.

Политика “ВК”

НЭП

Введение продразверстки Замена продразверстки продналогом
Непосредственный продуктообмен между городом и деревней Торговля - основная форма экон. смычки между городом и деревней
Национ. всей крупной, средней мелкой промышленности Сохранение в руках гос. круп и средней промышленности. Допуск частного капитала в промышленности: концессии, аренда мелких гос.предприятий, частные (мелкие) предпр.
Запрещение аренды земли, применения наемного труда в

с/х Запрещение частной торговли

Гос. распределение продовольствия и товаров народного потребления по карточкам и кл. принципу

Разрешение аренды земли и применения наемного труда в с/х.

Разрешение частной торговли под контролем гос. развитие гос. и кооперативной торговли.

Введение трудовой повинности; создание трудовых армий Отмена трудовой повинности упразднение трудовых армий Обеспечение промышленности раб. силой через биржи труда
Натурализация з/п вследствие обесценения денег, бесплатность гос. услуг (квартиры, транспорта) Укрепление денежной системы, переход к денежной з/п; отмена бесплатных услуг

ВЫВОД: Противоречие вновь - Не напоминает ли это наше время?

2 вопрос. НЭПовская общественная модель

Троцкий - Ленин (в жизни воплощена модель Ленина).

- А теперь давайте посмотрим в чем суть нэповской общественной модели.

- Была ли Нэповская модель идеалом? Почему мы говорим о модели, а не о системе? Вы будете об этом говорить на последующих уроках. А мы вновь остановимся на противоречиях.

БЛОК 2. Опираясь на БЛОК 2 четко обозначьте эти противоречия:

гр 1 - эконом

гр 2 - полит

гр 3 - духовная сфера

гр 4 - социальная сфера

Для группы 4 индивидуальное задание. Вы будете представлять ЦК. Будете работать с письмами, поступившими от населения от представителей разных соц. групп. Подчеркните в письмах главное, важное. Постарайтесь кратко сформулировать их основное содержание.

Работа в группах

Выступление групп. После каждой делаем мини-вывод, опираясь на слово плюрализм. (Учитель прикрепляет к Нэповской общественной системе буквы П.)

После выступления группы по социальной сфере, делаем вывод, что представители разных соц. групп по разному относились к НЭПу (обратить внимание уч-ся на изменения соц. СТРУКТУРЫ об-ва - схема).

Изменение социальной структуры

Можно сказать о точке зрения Ленина

Начало 1921 г - временный тактический ход, вынужденное отступление, передышка для штурма высот “коммунизма”, экономического Бреста.

Осень 1921 г - всерьез и надолго. Ленин понимал, что это один из возможных путей перехода к коммунизму Делаем вывод по 2 вопросу – Нэповская общественная модель (противоречия “+” “-”).

ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ

ПЛЮРАЛИЗМ дозированный.

Либеральная ломка: экон. либерал - полит.либер Радикальный большевизм: экон.Плюрализм должен компенсироваться ужесточением политич. и эконом. Режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы. В Нэповской общественной модели политический плюрализм отсутствовал и политика доминировала над другими сферами жизни. К сожалению историческое прошлое России не опровергает эту мысль, а лишь доказывает ее. Вспомним предмет обществознание тема политическая система общества (Эпоха Петра. “Медный всадник” (Пушкин) “Железной уздой Россию поднял на дыбы”).

Когда возникает такое противоречие между элементами системы, можно говорить о ее стабильности, мобильности, талетарности. Нет! Такое противоречие не может длиться долго. Наступает кризис. Наступает кризис НЭПа.

3 вопрос. А что же после НЭПа?

Вновь противоречие, какой путь выбрать? Преображенский (эксплуатация “внутренних колоний”) крестьянства. Бухарин (союз с крестьянством: “Обогощайтесь, развивайте свое хоз-во и не бойтесь, что вас прижмут!). Жизнь, история нам показала какой путь был выбран (смерть Ленина, приход к власти Сталина, тоталитарный режим)

- Давайте вернемся к проблеме нашего урока. Мог ли НЭП быть “термидором”? Нет! НЭП был обречен едва появившись на свет. Опасения Ленина насчет “термидора” были явно преждевременны. А к осени 1927 г. обрушили его, доказав и обреченность “рыночного социализма”. Мы разрешили проблему сегодняшнего урока?

Сегодня много говорят о путях преобразования России, ведут разного рода дискуссии, часто касаются проблем НЭПа. Актуальна эта тема и сегодня.

- Так было ли будущее у НЭПа? (При условии политического плюрализма). И, возможно, другим путем развивалась бы наша страна. Вот вам противоречия. Возвращаемся к эпиграфу.

Д/3.

1. Тесты для самопроверки (см.Приложение).

2. Подумайте! Можно ли назвать нынешние реформы в стране НЭП. Попытайтесь определить противоречия нынешних преобразований и их судьбу!

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Разноуровневые тесты
  2. Вариант – “А” - “5”, “Б” - “4”, “В” - “3”.

  3. Опора (блок I, блок II)
  4. Схема (изменение соц. структуры и образа жизни людей)
  5. Письма населения в ЦК.

ВАРИАНТ - “А” - “5”

1. Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:

а) рост числа чиновников;

б) рост населения в городах;

в) рост цен на промышленные товары;

г) аграрное перенаселение;

д) резкая нехватка промышленных товаров;

е) низкая квалификация государственных служащих.

2. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производительной деятельности;

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования;

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков с/х продукции по твердым ценам;

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.

а) Аренда, б) денационализация, в) концессия, г) продналог, д) продразверстка.

3. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации “внутренней колонии” - крестьянства - в 20-е гг. выдвинул:

а) Бухарин Н.И.

б) Преображенский Е.А.

в) Сталин И.В.

4. Свои знаменитые слова: “Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут” - Н.И. Бухарин адресовал:

а) крестьянству 4 в целом;

б) кулакам;

в) НЭПманам.

5. Всю нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья:

а) И.А. Бунин;

б)М. Горький;

в) А. Франс.

ВАРИАНТ “Б” - “4”

1. Значительные темпы экономического роста страны период НЭПА объяснялись:

а) широким привлечением иностранного капитала;

б) успехами частнокапиталистического сектора;

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

2. Созданные в годы Нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:

а) кооперативами;

б) синдикатами;

в) трестами.

3. В период НЭПа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий /концессий/, так как:

а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной;

б) советские рабочие не желали работать под началом “империалистов”;

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.

4. Существо НЭПа составлял комплекс мер, которые предусматривали:

- замену продразверстки продналогом;

- продолжите ответ.

5. В 1922 г. В.И. Ленин послал телеграмму, в которой, в частности, говорилось:” Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии...” Это послание было адресовано:

а) Я. Серковскому;

б) А. Хаммеру;

в) Г. Форду.

ВАРИАНТ - “В” - “З”

1. В период нэпа были осуществлены следующие меры:

а) введение продразверстки;

б) денационализация промышленности;

в) создание концессий;

г) формирование рынка рабочей силы;

д) введение продналога;

е) сплошная национализация промышленных предприятий.

2. В годы НЭПа частный каптал преобладал в:

а) тяжелой промышленности;

б) легкой промышленности;

в)торговле.

3. В период НЭПа в деревне обозначился рост хозяйств:

а) кулацких;

б)середняцких;

в)бедняцких.

4. НЭП -

5. Продналог –

1 БЛОК. ТОТАЛЬНЫЙ КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ В 1920 году

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВНУТРИПАРТИЙНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ
- Сокращение нац.дохода в 3 раза; объема валовой продукции в 7 раз;

- Упала ведущая роль крупнейших промышленных центров;

- Упадок транспорта;

- Сокращение численности раб. класса в 2 раза;

- Рушились экономические связи, падала дисциплина и ответственность, снижалась производительность труда и материальная заинтересованность;

- Росли бюрократизм, взяточничество, карьеризм;

- Сократились посевные площади, урожайность;

- Потребительский характер крестьянского производства;

- Рост цен;

- Потери населения 20 млн.человек.

- Потеря доверия к партийным и советским органам власти;

- Недовольство разверсткой, уравниловкой населения;

- Требования созыва Учредительного Собрания;

- Активизация эсеров и меньшивиков;

- Отрыв советской власти от народных масс.

- Перерождение партии;

- Партия оказалась на пороге внутреннего раскола;

- Появление оппозиционных групп: демократического централизма, рабочей оппозиции;

- Появление новых лидеров: Троцкого, Сталина. Болезнь Ленина прогрессировала.

- Недовольство злоупотреблениями властью новых чиновников и их привилегиями;

- Крах попытки перехода к коммунизму

- Несостоятельность идеи близких пролетарских революций в мире.

- Массовая демобилизация армии 1921 г. до предела обострила все трудности.

П БЛОК. НЭПОВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ

ЭКОНОМИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДУХОВНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
- Либерализация эконом.жизни при сохран. командных высот в руках партии-государства;

- Замена продразверстки продналогом.

- Отход от насаждения коммун на селе;

- Допущение рыночных отношений;

- Отмена трудовой повинности;

- Переход от натур. оплаты труда к денежной;

- Введение элементов хозрасчета на уровне гос.трестов и объедин. (“хозрасчет для начальников”);

- Введение тарифной системы оплаты труда;

- Относительная стабилизация финансов;

- Развитие внешней торговли;

- Создание концессий.

- Сохранение и укрепление авторитарной диктатуры;

- Завершение разгрома оппозиционных политических партий;

- Относительная демилитаризация общества;

- Сужение сферы непосредственного гос. вмешательства в гос.жизнь;

- Политические процессы над оппозицией.

- Насильственное внедрение в создании марксистской идеологии;

- Реформирование системы образования (ограничение к образованию “бывших”/;

- Ужесточение идеологического контроля;

- Введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения;

- Усиление борьбы с неграмотностью;

-Активизация антирелигиозной кампании;

- Высылка за границу виднейших представителей интеллигенции.

 

 

Я - крестьянин Кочергин

… О ножницах между бедняком и середняком в центральном Комитете идет ряд обсуждений, чтобы восстановить бедноту в хозяйственном масштабе. Я, бедный середняк, довожу до сведения о бедняцком и середняцком хозяйстве. Я имею лошадь, корову и 3 овцы, за что меня беднота зовет буржуем, а никто не осудит, сколько приходится середняку работать, тяжелее, чем бедняку.

Мне своего корма на содержание скота не хватает, что я должен занимать у бедняков, за что я им землю обрабатываю. А бедняцкое дело побольше поспать… Я-то и сам замечаю - пойдешь в лавчонку, смотри, идут бедные, бедным называется который только коровенку, а другой коровенки не имеет, идет стройно, чистенький, штанишки, сапожки и рубашка по форме, и фуражка, из-под которой опрятно волос торчит. Вдруг середняк побогаче меня – сапоги в грязи, голенища перекосовурились, галкам ночлег, только рубаха без пуговиц, наверное, еще в воскресенье лицо умывая, которое напоминало вид его - схватил махорку, керосинку и скорее домой, чтобы лошадь не была голодной. Бедняки к заведующему - одолжите папирос - на двугривенный. Тут же садится и раскуривает, и думаю, какая привилегия есть, потом одумался, правда, налогу нет, лошадь не тратит, словом, повинностей никаких, что зарабатывает - все на себя, а помню я ему обработаю, но для меня обидно, что меня еще буржуем называют, у тебя лошадь, корова, но я и думаю, чего ж не забогатели, помещечье все вам роздано, у богатых мужиков отымали, тоже вам отданы лошади, коровы, словом, все ихнее добро, наверное, не работавших ничего не будет.

Р.О неправильном начислении сельхозналога, почему так, если кто сможет с натяжением всех своих энергетичных сил, чтобы удержать лишнюю телочку, но тут как тут сейчас же ее и облагают сельхозом с ног до головы, хоть со двора сгоняй… Я продал и держать больше не буду, пока будут обкладывать сельхозом.

Я - Славин Павел Евстигнеевич

дер.Скрылевщина, Хохловской

волости, Смоленского уезда и губернии

Дорогие товарищи! Я крестьянин-бедняк из глубин теленой, забитой кулачеством деревушки скрылевщина, обращаюсь к вам со своим письмом, в котором я описываю все то положение, в котором мы живем в настоящее время…

Вот я вам приведу небольшой пример, как легко достается крестьянину свободная земля. Моя деревня окружена кругом кулаками, которые давят со всех сторон и желают задушить в окончательной форме бедняка- крестьянина. С одной стороны, сын помещика Ивана Снопкин, у которого 91 десятина на 10 душ, с другой стороны, братья Буевичи, которые имеют земли 86 десятин на 19 душ. Они имеют леса местного значения, сданные в их пользование, и они распоряжаются ими, как хотят, кому захочут продадут, а кому и так дадут. У Мартына Буевича сыновья служат коммунистами, а он обрабатывает землю чужими руками и говорит, что я культурно умею работать, и к нему бедняк не подступится, если поймает, в лесу крестьянина, собиравшегося сучья без его разрешения, начнет стрелять, и нередки случаи были избиения самосудом, и говорит, что застрелю, я имею права в лесу стрелять, и таким образом эта троица живет до сего времени и блаженствует, для них революция не сыграла никакой роли, а наша деревушка, стонущая под их игом, имеет своей земли на 96 едоков 56 десятин, вот здесь и разводи культуру и на нас говорят: “а вы, лодыри, не умеете работать”...

С тех пор как объявлена новая экономическая политика, мы, т. е. я, как и другие буржуа - специалисты, работающие в народном комиссариате, путей сообщения, почувствовали, что наконец – то можем выпрямиться и делать полезное для стороны дело.

После всего нами пережитого меня совсем не страшит и не смущает, что Советское правительство национализировало огромную часть хозяйства страны.

У нас всегда, и в прошлое время при царском режиме, очень значительные отрасли хозяйства принадлежали государству… Конечно, есть пределы национализации, и новая экономическая политика, возвращая прежним владельцам ряд зря и необоснованно отнятых у них мелких предприятий, сама ясно намечает эти пределы. Многое в советском строе долгое время мне было и неприемлемо, и непонятно, и даже дико..

Но вот однажды… я как - то сразу понял, что новое, ни когда не существовавшее ни в какой стране, создается и у нас в России, как это назвать, коммунизмом, социализмом - не знаю.

Только вижу, что это новое имеет право существовать, и каждый из нас должен этому содействовать.

Я - рабочий Хачатуров Л.К

г Армавир, Северо- Кавказского края

Руководителю ВКП \б \ И.В. Сталину

… Жизнь сейчас есть не что иное, как болезнь. Так жить - долго нельзя! И я думаю, что нужно предпринять какие - то меры для того, чтобы дать трудящимся кое- какие возможности жить…

Мы выросли немного! Дайте нам, что обещали и обещаете уже долгое время.

Аппетиты зарвавшихся нэпманов, партийцев и спецов нужно сократить, так как такая несправедливость в пролетарском государстве нетерпима, такого мнения большинство рабочих, которые также в трудный момент для республики советов не щадили своей головы.

Дайте работу! Дайте хлеба! Дайте справедливости!

Литература

1. Островский В.П., Уткин А.И. История России XX век. 11 класс. “Дрофа”. 1999.

2. Хрестоматия по истории (1900 - конец 1930-х гг.). “Просвещение”. 1988.

3. Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX век. “Просвещение”. 1996.

4. Куприн А.И. Голос оттуда. (1919-1934.) “Согласие”. 1999.

5. История Отечества в документах 1917-1993 гг., № 2. М.: “Илби”. 1994.