Логопедические занятия № 1 и № 2

Разделы: Начальная школа


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА: СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ.

ЦЕЛИ:

1. Закреплять практическое умение детей дифференцировать слог и слово, развивать слоговой анализ и синтез, фонематический слух через умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок слов.
2. Активизировать словарь, внимание, мыслительную деятельность, эмоционально–волевую сферу.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картина–маршрут с изображением героев сказки А. А. Милна “ Винни Пух и все–все–все ”; картинки с изображением Унылой поляны и школы; плакат с ошибками; песня из мультфильма; раздаточный материал у детей: конверты с заданием, карточки + и – ; тетради, ручки, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.

Сегодня у нас урок – сказка и помогать мы будем героям этой сказки. А какая это сказка – догадайтесь! (Звучит песенка Винни Пуха “ Хорошо живет на свете Винни Пух”.)

Догадались, как называется эта сказка?
Назовите главных героев этой сказки.
Вспомните, как звали других героев сказки?

Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям преодолевать их.

3. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДЕЙ.

Открыли тетради и записали число.

4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Все друзьям помочь вы рады?
Но постойте – вот преграда:
“ПЯТАЧОК” пропишем слово,
разделив его на слоги,
И поставим ударение для правильного чтения.
Вспомним правило:

Знает каждый из учеников –
Сколько гласных – столько и слогов.

Слушаем слово, определяем, сколько гласных.

Записываем слово, называем гласные.

Определяем, сколько в слове слогов, почему?

Определяем ударный слог.

Делим слово на слоги вертикальными черточками и ставим ударение.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Игра “ Живые слова ”.

Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру.

Вызываю по 3 человека, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слово.

Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.

Стала наша полянка вовсе не унылой!(Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).

2. Игра “Хлопки”.

Поднялось настроение у В.П. и П. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.

БЕ–РЕ–ЗА СО–ЛО–ВЕЙ РО–МАШ–КА КУЗ–НЕ–ЧИК

Молодцы, ребята! Друзьям пора в путь.

3. Составление слов из слогов, данных в беспорядке.

Весело шагали они по лесной тропинке и встретили Тигру. Тигра сидела в раздумье: она не могла ничего составить из этих слогов. Поможем Тигре составить слова?

У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ

Дети составляют слова, называют и записывают их. Спрашиваю, сколько слогов в каждом слове?

Мы помогли Тигре справиться с нелегким заданием. А наши веселые друзья отправились в гости к Кролику.

4. Игра “ Цепочка слогов”.

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:

Вот уже виден дом Кролика. Да что–то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов. (Слова составляем устно.)

ША БА КА КА

КА РЫ РАН МЫШ

Сколько слогов в каждом слове?

Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.

5. Составление слов по первому заданному слогу.

Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.

Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.

Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова: ЛО шадь, ЛО дочка, ЛО пата, ЛО си, ЛО жечка, ЛО коны и т. д.

Вот и дома Сова! Друзья идут дальше.

6. Работа по карточке.

Задание:

Выбрать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов и записать их в три столбика.

Вспомните, ребята, сказку. Однажды Винни Пух залез на дерево, чтобы добыть мед, и на него напали пчелы – еле спасся. Сейчас он тоже услышал тревожное пчелиное жужжание. Что же это? Пчелы не пропустят друзей дальше, пока они не выполнят задание.

Прочтите задание, вспомните правило, выполните самостоятельно.

Слова: ЛЕС, ШКОЛА, МОСТ, РЫБАЛКА, ГРИБЫ, ДОМ, ШКОЛА, РЕКА,

ИЗБУШКА, КОЛОДЕЦ.

Проверка: на доске открываю карточки, спрашиваю, у кого есть ошибки?

Индивидуально подхожу к каждому во время выполнения задания.

Физкультминутка

Назову слог – наклон вправо, назову слово – наклон влево.

Та,сор, кот, ры, рыба, танец, лу, лук, за, заяц, эн, жа, лужа.

7. Задание “ Исправь ошибки ”.

Шагали друзья по лесной тропинке и оказались у дома кенгуру по имени Кенга. Мама Кенга проверяла домашнее задание Крошки Ру и нашла ошибки. Давайте посмотрим эту работу (вывешиваю на доску плакат).

Найдите слова, которые неправильно разделены на слоги.

Слова: ЗВЕ – РИ Я – КОРЬ ШУТК – А

ОС – СЕНН – ЕЕ ВЕ – СЕ – ЛЫЙ

Молодцы, ребята! Винни Пух и Пятачок идут дальше.

8. Составление комплексной схемы предложения.

И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?

Ослик Иа–Иа стоит грустный–грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик.

Читаем на доске предложение и записываем:

ЗА ОЗЕРОМ СТОИТ ШКОЛА.

Каждый этап схемы – бревнышко моста. Дети составляют схему в тетрадях, а логопед на доске. Объясняют границы предложения, сколько слов, сколько слогов в каждом слове, какие гласные в словах. Обязательно обращаем внимание на маленькое слово – предлог. В каком слове слог состоит из одной буквы.

Схема: ________________________________________ .

___ _________ __________ __________ .

___ __ __ __ ___ ___ ___ ___ .

Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.

9. Тест – контрольное задание.

Дети, отвечая на вопросы, поднимают карточки + или –

Вопросы:

1. В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.
2. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.
3. Слог обязательно содержит гласную букву.
4. Слог не бывает без согласных букв.
5. Слог может состоять из одной буквы.
6. В слове ДОМ 3 слога.
7. В слове ПАРК 1 слог.

Экзамен сдан!

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы умеете делить слова на слоги, составлять из слогов слова, а это значит, вы не будете делать ошибок на пропуск, перестановку букв и слогов в словах. Наша сказка закончилась!

Оцениваю работу детей. Ребята сдают тетради и дослушивают до конца песенку Винни Пуха.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

ТЕМА: РАБОТА С ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА (закрепление).

ЦЕЛИ:

1. Закрепить умение определять гласные, указывающих на мягкость согласных, стоящих перед ними; дифференцировать гласные 1 и 2 ряда; закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
2. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, добиваться понимания грамматических правил.
3. Воспитывать внимание, интерес к занятию.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки с изображением героев сказки “Три поросенка”, карточки с заданием, свисток, цифровой ряд, тетради, цветные ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГ.МОМЕНТ.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

Сегодня мы в гостях у сказки “ Три поросенка ”.

Жили братья поросята
В дальнем сказочном лесу.
Не боялись поросята
Ни жару и ни грозу.

Вспомните, как звали поросят? (Ниф–Ниф, Наф–Наф, Нуф–Нуф).

Чем отличаются их имена? (В имени Ниф–Ниф Н звучит мягко).

3. ПОВТОРЕНИЕ.

Назовите гласные 2 ряда. (Я, Е, Ё, Ю, И).

Как они образовались? (Й присоединилась к гласным 1 ряда).

Какую роль они играют, если стоят после согласного? (Смягчают согласный).

4. РАБОТА ПО ТЕМЕ (закрепление пройденного материала).

Вот и ветры закружили:
Скоро осень и зима.
Братья сели и решили:
Нам к зиме нужны дома!

Вспомните, из чего поросята строили себе дома?

Младший строил не хоромы –
Делал домик из соломы.
На полянке за прудом
Младший быстро сделал дом.

Возле речки средний брат
Дом из веток делать рад.
Веток много – и уже
Поросенок в шалаше!

Старший брат не загорал:
Старший камни собирал!
Собирал, чтобы потом
Из камней построить дом!

Назовите, из чего построили поросята дома? (из соломы, из веток, из камней).

Название какого дома начинается на твердый согласный звук? На мягкий согласный звук?

1. Игра “Выбери картинку”.

Чтобы дома было уютно, выбери такую картинку, чтобы 1–й звук в названии был мягким.

Дети выбирают из ряда предметных картинок нужные, выделяют и называют 1–й звук в слове.

Картинки: телевизор, диван, радио, ковер, люстра, стол, шкаф, зеркало, ваза, печка, сервант.

Дыхательная гимнастика.

Серый волк по лесу шел,
Дом соломенный нашел.
Дунул трижды на него –
Не осталось ничего!

Подуем, как волк – глубокий вдох через нос, выдох через рот.

Перед каждым домиком Волка ждали препятствия в виде заданий.

2. Вставить пропущенную гласную 2–го ряда.

Задание на карточке.

Р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та,с…ро, с…ла, м…л…, л…с…, р…л…, п…л…

Прочтите слова, подчеркните гласные, которые смягчают согласные, а мягкие согласные обведите зеленым кружком.

3. Записать слова, найти и обвести мягкие согласные, подчеркнуть гласные 2–го ряда.

Репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпа, крыша, грибы.

Дети работают одновременно в тетради и на доске.

Младший братец не лежит,
Младший к среднему бежит!
Волк сломал шалаш и тут!
Братья к старшему бегут!

4. Выписать слова парами.

Задание на карточке.

Слова: Рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, вел, рев, били, вол.

Объясните, по какому принципу выписывали слова? Какими гласными они отличаются?

Вставьте по смыслу их в предложения:

Коля еще очень …. Ученик … хорошей оценке.

Вова … кусок глины. Петя посадил … кустов.

Зеленый … очень полезен. Выкопали глубокий ….

Митя обошел открытый …. Из сарая слышен … коровы.

… – домашнее животное. Дети … в театре.

Володя … козу. Яичко … и не разбили.

Есть у Волка интерес –
Серый Волк в трубу полез!
Но попал он в кипяток
И пустился наутек!

5. Работа со стихотворением.

Записать под диктовку:

Лес. Поляна. Поздний час.
Вот уже костер погас.
Плещет черная река,
На реке – ни огонька.

Задание:

1. Зеленым карандашом обвести согласные, которые смягчают гласные 2–го ряда (я, е, е, ю, и).
3. Подчеркнуть непарные согласные, которые всегда мягкие.

Три весёлых поросенка
Хохотали звонко–звонко!
Волк от них что было сил
Свои ноги уносил!

6. Тест.

Пока Волк убегает, мы выполняем контрольное задание – тест. Поставьте знак “+” под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак “–” там, где высказывание неверно.

1. Мягкий знак обозначает мягкий согласный звук.
2. Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука.
3. В слове “чай” все согласные мягкие.
4. Для обозначения твердых и мягких согласных звуков применяются только гласные буквы.
5. В русском алфавите нет парных по твердости – мягкости согласных букв.
6. В слове “шесть” все согласные звуки мягкие.

5. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Обобщаю, какие задания выполняли, для чего, чему научились.

Оцениваю и поощряю работу детей. Предлагаю запомнить стих.

Есть мягкие звуки и твердые звуки –
Их можно легко смешать
Но, чтобы не вышло подобной штуки
Научились их различать:
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые – словно грубей и ниже,
Как будто твердые злей.