Разработка урока географии в технологии по теме: "Население мира", 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памятью.

Л.Н.Толстой

Цель: создать условия для проверки и усвоения учебного материала средствами технологии ИОСО.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить и привести в систему знания и умения по теме “ Население Земли”.
  • Развивающие: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности ( выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов); учить выступать публично, учить анализировать карты, схемы.
  • Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование и материалы: учебник “ Экономическая и социальная география мира “ 10 класс В.П. Максаковский , атласы для 10 класса, контурные карты, настенная карта “ Политическая карта Мира”, фрагмент к/ф “Южная Индия”.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой –2 минуты.

С географией населения вы начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Однако эта тема еще далеко не исчерпана. Еще в 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. “ Человека забыли!” - писал он. Теперь география населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие.
На протяжении нескольких уроков мы изучали этот материал и важный раздел курса, и сегодня вы попробуете показать свои знания.
В течение всего урока перед вами будет Круг познания. Во время работы, обращаясь к Кругу познания, задавайте себе, мне, товарищам вопросы.
На занятии вы будете оценивать себя сами, вас будут оценивать товарищи в группе, всё это вы будете фиксировать в листе самооценки.

    Лист самооценки

    Знания и умения по разделу “ Население мира”

    Оценка

    Я

    Команда

    1. Объяснение понятий.    
    2. Работа с учебником и дополнительной литературой.    
    3. Работа с картами.    
    4. Умение выступать публично.    

II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.

  1. Какова численность планеты?
  2. Как называется наука, изучающая народонаселение?
  3. Что такое естественный прирост?
  4. Что такое депопуляция?
  5. Кого на Земле больше: мужчин или женщин?
  6. Что такое экономически активное население?
  7. Что такое урбанизация?
  8. Что такое агломерация?
  9. Что такое мегалополис? Примеры!

III. Групповое повторение изученного материала – 10 мин.

Просмотр фрагмента кинофильма.

Вопросы:

1. О каком регионе идет речь?
2. Свяжите увиденное со своим заданием.

Алгоритм работы в группе

  • 1 этап – сбор необходимой информации.
  • 2 этап – оценка собранных данных, анализ информации, проведение диагностики, формулировка проблемы
  • 3 этап – определение пути решения проблемы методом “мозгового штурма”
  • 4 этап – принятие решения

Задание 1 группы:

  1. Почему население, участвующее в труде, называют главной производительной силой?
  2. Что такое воспроизводство населения? (Cоставить схему)
  3. Что влияет на воспроизводство населения?
  4. Задание 2 стр.76 учебника.
  5. К какому типу воспроизводства относятся люди в фильме?

Задание 2 группы:

  1. Чем характеризуется понятие “ Качество населения”?
  2. Почему в нефтедобывающих странах мужчин больше? А в Европе больше женщин?
  3. Составить схему классификации народов, используя учебник.
  4. Где преобладают однонациональные государства?
  5. Задание 5 стр.77 учебника.
  6. Что можете сказать о половозрастном составе страны из к/ф.

Задание 3 группы:

  1. Охарактеризуйте основные мировые религии.
  2. Составьте схему религиозного состава.
  3. Назовите горячие точки, вызванные религиозной рознью. Покажите на карте.
  4. Какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли?
  5. Задание 7 стр. 77 учебника.
  6. К какой религии относятся люди в к/ф?

IV. Работа с контурными картами – 8 мин.

Нанесите на контурную карту мира по памяти следующие страны со столицами, упоминаемые в тексте учебника:

  • На “3” - Чехия, Словакия, ФРГ, Бельгия, Индонезия, Пакистан, Шри-Ланка, Эфиопия, Кения, Куба.
  • На “4” - Япония, Бразилия, Мексика;
  • На “5” - Египет, ЮАР, Бангладеш.

V. Работа по ИОП(ам) – 20 мин.

На “3” - тест;
На “4” - тест + составить кроссворд по теме (не менее 20 слов);
На “5” - мини-экзамен по теме “ Население мира”.

Тест:

  1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения в последние десятилетия является:
    1. резкое увеличение рождаемости;
    2. снижение смертности.
  2. Второй тип воспроизводства характерен для стран:
    1. Индии;
    2. Индии и Индонезии;
    3. Индии, Индонезии и Аргентины.
  3. “ Демографический взрыв” свойствен:
    1. всем странам мира;
    2. в основном развитым;
    3. в основном развивающимся.
  4. Мужское население преобладает в странах:
    1. России и Иране;
    2. Канаде и Саудовской Аравии;
    3. Германии и Франции.
  5. Главной причиной высокой плотности населения в странах Южной и Юго-Восточной Азии является:
    1. исключительно благоприятные природные условия;
    2. занятие трудоемким сельским хозяйством;
    3. высокий уровень развития промышленности.
  6. Основным показателем уровня урбанизации является:
    1. количество крупных городов;
    2. соотношение городского и сельского населения;
    3. наличие городской агломерации.
  7. Распределите страны мира по мере возрастания доли городского населения:
    1. США;
    2. Франция;
    3. Кувейт;
    4. Чад.
  8. Первое место в мире по абсолютной численности горожан занимает:
    1. Россия;
    2. Китай;
    3. США;
    4. Индонезия.

VI. Подведение итогов.

  • Какой из этапов урока учил вас думать?
  • Какой из этапов урока заставлял вас наблюдать?
  • На каком этапе урока вы пробовали применить свои знания?
  • Какое ощущение у вас в конце урока?