Я причастен к России

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование:

1. Два красочно оформленых плаката: на одном изображено генеалогическое древо восходящей, нисходящей и смешанной родословий, на другом слова А. Пушкина: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное молодушие” и слова декабриста И. Якушина: “Беспристрастное внимание к прошлому может осветить для нас будущее”.

2. На доске указаны точки маршрута следования, где по ходу путешествия будут обозначены “станции”.

3. Выставка старинных семейных альбомов “Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом”, наград, вещей, передаваемых из поколения в поколение.

4. Экспозиция всех родословий и генеалогических таблиц, выполненных ребятами и родителями.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы подводим итоги работы, которую вели на протяжении трёх лет, пытаясь найти, собрать воедино свои корни. Чьи мы, из какого роду племени, как жили наши предки, по каким законам, какая живая сила воодушевляла их на ратные подвиги?
Человек, его душа крепкими корнями, глубокой памятью, той нравственной силой, которая передаётся из поколения в поколение.
Слова “родина”, “родня”, “родословная” произошли от одного корня – род. У каждого из нас есть своя родина, Отечество, родной Дом свой. Почему же мы так говорим?

Ученик. Ещё К. Д. Ушинский писал: “Отечеством зовём нашу страну потому, что в ней жили наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов”.
Но все ли мы знаем, помним связь своей семьи с историей страны?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили отправиться в путешествие по родословной, заглянуть в глубь веков.

Видеофильм “Край родной” в сопровождении песни “С чего начинается Родина” на слова М. Матусовского, музыку В. Баснера.

Ученик. Стихотворение В. Бокова “Откуда начинается Россия?”.

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен с ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ученик.

“И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя”.

А откуда “я”, откуда все мы, кто были наши предки, где жили, чем занимались? Где корни твои, мои, наши? Каждый знает, что дерево, даже травинка, без корней умирает. А человек?

Ученик. Итак, мы отправляемся в путешествие по истории.
Родословие, генеалогическое древо. Что это такое? Родословие – это перечень поколений людей одного рода со сведениями о них. Каждое поколение располагается на одной горизонтали. Она, родословная, бывает восходящей и нисходящей (обращается к плакату № 1). Продолжение рода идёт по мужской линии. В восходящей родословной главный объект исследования – лицо, о предках которого осуществляется сбором сведений. С этого лица начинается изучение, а затем идёт по восходящим коленям – от него к отцу, от отца к деду, от деда к прадеду и т.д.
Нисходящая родословная начинается с самых отдалённых известных предков и переходит к его потомкам.

Ученик. Традиционно на Руси люди знали и интересовались историей своей семьи. Ещё при Ярославе Мудром появились греческие рукописи, в которых употреблялось слово “генеалогия”, в переводе на русский язык оно означало “родословие”. Первые родословия ведут своё начало от дружинников Александра Невского и Дмитрия Донского, литовских князей, татрских царевичей, встречались красочные летописи о предках великих князей владимирских.
На Руси такой рассказ впервые появился ещё в древней летописи – в “Повести временных лет”, где говорилось о расселении славянских народов и о приходе в Киев Рюрика, от которого, по преданию, вели своё происхождение русские великие и удельные князья.
Русские родословные регулярно стали создаваться с XVI в. ( Во время рассказа указываются остановки).

Ученик. Интерес к истории дворянских родов был настолько велик, что в 1868 г. в Петербурге появилось “Русское генеалогическое общество”, а в 1904 г. в Москве создано “Историко-родословное общество”. Активная деятельность этих обществ замерла в 1914 году. Это было начало Первой мировой войны.

Ученик. Казалось, генеалогия безвозвратно ушла в прошлое. Но, к счастью, этого не случилось. В 1919 году возрождается интерес к поиску своих корней. В 1962 году широко отмечалось 150-летие Бородинского сражения, ешё свежи были события ВОв. Гордость за ратную славу предков подтолкнула к созданию при музее Бородино общественной организации “Союз потомков участников 1812 года”. Вскоре приближался юбилей декабристов. Объединились и их потомки.

Ученик. Регулярно стали выходить в эфир радио и телепередачи И. А. Андронникова о находках, связанных с жизнью М. Ю. Лермонтова.
В 70-80 г.г. уже активно стал возрождаться интерес к истории своей семьи, своих предков. Восстановлены оба генеалогические общества в Петербурге и Москве, возникают новые по всей стране, в том числе и в г. Иркутске создана городская организация “Родословие”, которая видит свою задачу в изучении родословных различных социальных групп населения города, начиная с последней четверти XVII в. до наших дней, г. Усолье-Сибирское. Большую работу в этом направлении сделали наши земляки В. Костюченко, который вот уже полвека составляет древо своей родословной, Б. Усов (“Гордская газета” № 47 – 2001 г., № 5 – 2002 г.).
Исследование родословной своей семьи, пристальный взгляд в глубину веков даёт возможность осуществлять свою причастность в истории великой страны – России.

Ученик. Стихотворение С. Викулова “Моя родословная”

Оглядываюсь с гордостью назад:
прекрасно родовое древо наше!
Кто прадед мой? Солдат и землепашец.
Кто дед мой? Землепашец и солдат.
Солдат и землепашец мой отец.
И сам я был солдатом, наконец.

Прямая жизнь у родичей моих.
Мужчины – те в руках своих держали
то плуг, то меч…А бабы – жёны их –
солдат земле да пахарей рожали.
Ни генералов нету, ни вельмож
в моём роду. Какие там вельможи…

Мой прадед, так сказать, не вышел рожей,
а дед точь-в-точь был на него похож.
И всё ж я горд – свидетельствую сам! –
что довожусь тому сословью сыном,
которое в истории России
не значится совсем по именам.

Не значится… Но коль невмоготу
терпеть ему обиды становилось,
о, как дрожать вельможам доводилось,
шаги его расслышав за версту!

Ничем себя возвысить не хочу.
Я только ветвь на дереве могучем.
Шумит оно, когда клубятся тучи, -
и я шумлю… Молчит – и я молчу.

Ученик. На протяжении трёх лет мы, т.е. ребята из нашего класса, родители, дедушки и бабушки, по крупицам собирали материал. На сегодня нами составлено 25 родословий, больших и маленьких, глубоких и не очень глубоких, в которых мы увидели, как прошлое России нашло отражение в истории каждой семьи; анализируя повседневную жизнь всех поколений, мы учимся постигать Сегодня и понимаем, что “без жизненной истории каждого из этих людей в отдельности”, говоря словами А. Платонова, “народ неполный”.
Некоторые вы сейчас услышите.

3-4 ученика выступают со своими родословиями.

Ученик. Представление лучших семейных альбомов.
Вы могли убедиться, что история России, её прошлое нашло отражение в истории каждой семьи, т.е. каждый из нас причастен к ней, истории своей страны.
Охват времени глубок: с 1490 г. (Бойко Л.) по наши дни: крепостное право, Столыпинская реформа, русско-японская война, восстание на броненосце “Потёмкин” (Новикова А.), Первая мировая война, гражданская война, ВОв, репрессии и т.д.
В этой кропотливой поисковой работе детям помогали родители, бабушки и дедушки.
Большое спасибо всем, принимавшим участие в этом поиске.

Дети поют песню “Родительский дом”. Представление четырёх поколений в двух семей (Самойловой Н. и Навикова А.)

Ученик. Стихотворение Е. Евтушенко “Срывай цветы, но по-хорошему”

Срывай цветы, но по-хорошему,
не выдернув ни корешка,
чтоб ничего не покорёжела
на Родине твоя рука.

Жестокость вырви по-жестокому,
чтобы корней не припасла,
чтоб ни внутри тебя, ни около
на Родине не проросла.

Бесстыдней самой низкой низости,-
сумев других перешагнуть,
слезливо к Родине подлизываться,
под ордена подставив грудь.

А ты бесстыдством не пропитывайся
и знай, где нравственная грань.
Своим народом не прокидывайся,
им не прикидывайся – стань.

Ну а когда ты станешь Родиной,
себя во всех других найдёшь
на сотнях кладбищ похороненным,
по сотням улиц ты пройдёшь.

Не обижая свою плоть ничуть,
ты станешь множеством людей,
а это здорово, как плотничать,
во рту зажав букет гвоздей!

Ты станешь сразу всеми станциями,
и перед собственными статуями
ты – вновь один. Ты – не народ,
перестающий жить по совести,
быть Родиной перестаёт.

Свои стихи читает гимназист 11 класса Попов Костя “Дань предкам”

С тех самых ранних детских лет я слышу этот разговор:
“Люби и чти, дитя, ты свой далёкий род!”
Мой дед, я помню твой наказ,
Ведь ты мне говорил о том не раз.
Так вот лет сто назад
В семье украинских крестьян
Родился мальчик – славный мальчуган.
То был мой прадед, звать его Иван.
В Сибирь был сослан он,
За что? Никто не знал
И на вопрос жены, моей прабабки Анны,
Он никогда не отвечал.
А в общем-то он был хороший человек,
Прошёл войну и доживал свой век.
Прабабка тоже смелою была,
Швеёй, стряпухой славною слыла.
У них родился сын, назвать решили Гена.
Был честен и трудолюбив,
Передалось, наверно, это в генах.
Он рос, крепчал, и вот однажды
Увидел девушку неписаной красы.
Кто Шурой звал её, кто Александрой,
А дедушка не чаял в ней души.
Мой дед был председателем колхоза,
А бабушка бухгалтером была.
У них родился сын, Геннадием назвали тоже,
А сына младшего дед Игорем назвал.
Так вот отца зовут Геннадий,
А мать Наталией зовут.
Мы с братом старшим точно знаем:
Все, все в сердцах живут.
Друзья! Прошу вас, умоляю,
Не забывайте “прадедов” своих.
И лишь одно сказать желаю:
“Пусть ваши дети тоже знают их!”

Ученик. (Последнюю строку хором говорят все ребята).

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!

( О. Фомина)

Звучит песня “Родительский дом” на слова В. Шаинского, музыку М. Рябинина в исполнении детей.

Литература:

1. М. Аксёнова, С. Исмаилова. Энциклопедия для детей. Москва “Авата +”; 1995 г. том 5 часть первая стр. 47.

2. М. Н. Чернова. Изучаем историю семьи. Преподавание истории в школе 2001г. № 3.