Русский язык. 3-й класс (1 - 4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема. " Правописание слов с непроизносимыми согласными ".

Цели. Развивать мыслительную деятельность; умение работать в группе, воспитывать умение слушать и уважать другое мнение; способствовать развитию орфографической зоркости, совершенствовать умение проверять слова с непроизносимыми согласными.

Условия проведения. Учащиеся класса распределены на 3 группы.

ХОД УРОКА

I. СТАДИЯ ВЫЗОВА.

1. Каждой группе дается задание.

1 группа. Отгадать загадку:

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

2 группа. Отгадать загадку:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

3 группа. Расшифровать слово:

Приставку возьмите из слова поле.
Корень возьмите из слова повестка.
Суффикс возьмите из слова сапожник.
Окончание возьмите из слова поход.

2. Отчет групп о результатах работы.

Представитель от каждой группы выходит, читает задание и предполагаемый ответ, остальные дети дискуссируют, задают вопросы.

1. Мы считаем, что в нашей загадке говорится о солнце. Свет солнца утром стучится в окно. Без солнечного света всем будет очень плохо.
- А ночью солнца нет.
- Когда солнца нет, мы же живем.
- Что бьется, без чего мы не можем жить?
- Это сердце.

2. Мы считаем, что в нашей загадке говорится о светлячке.
- Но светлячек не печет и не жжет.
- Что жжет, светит и печет?
- Это солнце.

3. Мы расшифровали слово. Это вестник.

3. Определение темы урока.

На доске.

Сердце, вестник, солнце.

У. Что общего в этих словах?
Д. Все слова существительные, нарицательные, стоят в единственном числе, двусложные, ударение на первом слоге.
У. Какое из слов "лишнее"?
Д. "Вестник", так как это мужского рода, в этом слове 7 букв, нулевое окончание.
У. Какая орфограмма встречается во всех словах?
Д. Непроизносимая согласная.
У. Сегодня на уроке мы продолжим работу над непроизносимыми согласными. Узнаем кое-что новое, ранее неизвестное нам.
- Вспомните, что вы уже знаете о непроизносимых согласных?
Д. Буквы " в, д, л, т" являются непроизносимыми. Чтобы правильно написать слово с непроизносимыми согласными, надо к нему подобрать родственное слово такое, чтобы непроизносимый согласный слышался четко.

4. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.

Работа в группах.
Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

1. Счас…ливый
капус…ный
свис…нул

2. Гиган…ский
звез…ный
грус…ный

3. Радос…ный
наез…ник
мес…ный

Представитель от каждой группы диктует слова с проверочным словом, остальные записывают.

У. В каждой группе найдите " лишнее" слово.

5. Отчет о результатах работы

1. Мы считаем, что " лишнее" слово " свистнул", так как это глагол
2. Мы считаем, что " лишнее" слово " звездный", так как в нем непроизносимая "д"
3. Мы считаем, что " лишнее" слово "наездник", так как это существительное и в нем непроизносимая согласная "д" .
У. Составьте с этими словами предложения.

Дети устно составляют предложения и называют их.

II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

1. На доске.

Ярос…ный вет…р срывает с д…ревьев последние чудес…ные лист…я.

У. Что записано?
Д. Предложение.
У. Что вы можете сказать об этом предложении?
Д. Простое, невосклицательное, повествовательное, распространенное.
- В некоторых словах пропущены буквы.
У. Надо вставить пропущенные буквы.

Выходит один ученик к доске, вставляет пропущенные буквы, объясняет их правописание, остальные контролируют.

Яростный ветер срывает с деревьев последние чудестные листья.

Д. А нам кажется, что в слове " чудесный" не пишется буква "т"
У. А хотели бы вы узнать, как правильно пишется слово " чудесные"?
Д. Да.

2. Чтение с пометками.

Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

"!" - это я знаю
"+" - новая информация
"?" - сомневаюсь

В русском языке не все согласные произносятся. А почему все-таки исчезают отдельные звуки? Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные "в, д, л,т".
Чтобы проверить непроизносимые согласные, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти согласные звуки произносятся четко. Если нельзя подобрать проверочное слово - следует запомнить его написание.
В словах прекрасный, ужасный, чудесный, опасный, напрасно и некоторых других словах, буква "Т" не пишется.

3. Беседа с классом по вопросам.

У. Что вам было уже знакомо?
Д. Какие согласные являются непроизносимыми и как можно проверить произносимые согласные.
У. Что вызвало сомнение?
Д. Сомнений нет.
У. Какую новую информацию вы получили?
Д. В словах прекрасный, ужасный, чудесный, опасный, напрасно и некоторых других словах, буква "Т" не пишется. Если нельзя подобрать проверочное слово - следует запомнить его написание.
У. Вернемся к нашему предложению. Запомните это предложение и запишите его по памяти. Закрывается предложение, дети пишут по памяти, затем проверяют правильность написания.

III. РЕФЛЕКСИЯ.

У. Предлагаю вам потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными.
Выполните задание по выбору.

1 вариант.

Запиши слова. Подчеркни буквы непроизносимых согласных.

прекрасный,
честный,
чудесный,
устный,
повиснуть,
плеснуть,
лестница,
тростник,
опасность,
поздний,
прелестный,
грустный,
вкусный,
доблестный.

2 вариант.

Распредели слова в два столбика. Запиши каждый столбик отдельно.

прекрасный,
честный,
чудесный,
устный,
повиснуть,
плеснуть,
лестница,
тростник,
опасность,
поздний,
прелестный,
грустный,
вкусный,
доблестный.

IV. ИТОГ УРОКА.

У. Что нового узнали на уроке?
Д. Узнали, в каких словах не пишется буква "т" и что слова с непроизносимыми согласными, которые нельзя проверить, надо запомнить.
У. Что понравилось?
Д. Отгадывать загадки, работать вместе, искать в тексте новую информацию.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.