Проведение в школе декады истории и географии, посвященной Первой русской кругосветной экспедиции

Разделы: Внеклассная работа


Школьная предметная декада (неделя) является одной из форм совместной внеурочной работы педагогов и учащихся по какому-либо предмету. В нашей школе уже более 10-и лет предметные декады по истории и географии проводятся совместно. За это время были разработаны и проведены декады, посвященные 500-летию открытия Америки Колумбом, 300-летию основания Российского флота, 850-летию Москвы, 300-летию Санкт-Петербурга и другие. В 2003-04 учебном году автором статьи совместно с учителем истории школы Саттаровой Е.Б. разработана и проведена очередная декада, посвященная 200-летию Первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. Данный материал может оказаться полезным преподавателям, как истории, так и географии, так как празднование этого юбилея будет продолжаться до 2006 года.

При проведении Декады были поставлены следующие цели и задачи:

  1. Расширить и углубить знания по истории и географии, связанные с русскими кругосветными путешествиями XIX  века.
  2. Развивать интеллектуальные, творческие, организаторские способности учащихся.
  3. Способствовать воспитанию патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну, свой Дом.

В течение организационного периода были даны задания различным школьным подразделениям подготовить к Декаде:

  • библиотеке – выставку литературы;
  • изостудии – выставку портретов руководителей русских кругосветных плаваний;
  • пресс-центру – спецвыпуск стенной и компьютерной газеты “Школьная правда”, посвященной теме Декады; учебный видеофильм о руководителях Первой русской кругосветной экспедиции;
  • туристско-краеведческому клубу “Меридиан” – поход в близлежащий населенный пункт с программой по теме Декады;
  • музею – экскурсию о кругосветном плавании барка “Крузенштерн” (1996 г.);
  • научному обществу учащихся – пресс-конференцию с “руководителями” русских кругосветных плаваний.

Также были разработаны экспедиционные задания для 5-11-х классов. Так, учащиеся 5-6-х классов должны были составить маршрутные листы и картосхемы экспедиций русских кругосветных плаваний под руководством В.М.Головнина, М.П.Лазарева, Ф.Ф.Беллинсгаузена, О.Е.Коцебу, Ф.П.Литке, С.О.Макарова; 7-8-е классы – маршрутные листы и картосхемы плаваний шлюпов “Надежда”, “Нева”, барка “Крузенштерн”, а также путешествия Н.П.Резанова по Русской Америке; старшеклассники выполняли творческие работы по составлению хроник жизни и деятельности Н.П.Резанова, И.Ф.Крузенштерна, Ю.Ф.Лисянского.

Приводим план проведения Декады с краткими пояснениями.

Понедельник:

Открытие Декады. На общешкольной линейке каждому классу вручаются экспедиционные задания. Зачитывается план проведения Декады с краткой аннотацией к каждому мероприятию.

Презентация выставки литературы по теме Декады (в школьной библиотеке).

Презентация выставки портретов руководителей русских кругосветных экспедиций, выполненных учащимися школьной изостудии (в кабинете географии).

Вторник – среда:

Экскурсии “Вокруг паруса” в школьном музее. Музей нашей школы располагает уникальным экспонатом – куском паруса с барка “Крузенштерн” (с дарственной надписью капитана), совершившем в 1996 г. кругосветное плавание, посвященное 300-летию основания Российского флота. Экскурсия посвящена как этому факту, так и собственно Первой русской кругосветной экспедиции.

Четверг:

Пресс-конференция “Созвездие великих путешественников” с “руководителями” русских кругосветных экспедиций XIX в. Пресс-конференция – театрализованное представление, на котором подготовленные учащиеся старших классов исполняют роли В.М.Головнина, М.П.Лазарева, Ф.Ф.Беллинсгаузена, О.Е.Коцебу, Ф.П.Литке, С.О.Макарова, рассказывают о своих путешествиях и отвечают на вопросы зрителей.

Пятница:

Просмотр учебного видеофильма “На единую пользу Отечества”, созданного школьной видеостудией. Видеофильм рассказывает о жизни и деятельности руководителей Первого русского кругосветного плавания Н.П.Резанове, И.Ф.Крузенштерне, Ю.Ф.Лисянском. Для музыкального оформления в нем используются произведения, исполняемые учащимися школы.

Суббота-воскресенье:

Поход школьного туристско-краеведческого клуба “Меридиан” в с.Городище (близлежащий населенный пункт) с программой, посвященной теме Декады. Клуб “Меридиан” является членом Русского географического общества (учащихся), одним из учредителей которого являлся И.Ф.Крузенштерн.

Понедельник:

Командная игра "Проще простого” -   “Блистательная эпоха российских плаваний” для учащихся 5-6-х классов. В качестве “гостей” приглашаются участники пресс-конференции – “руководители” кругосветных экспедиций. Вопросы игры составлены с учетом мероприятий Декады и экспедиционных заданий.

Вторник:

Брейн-ринг “От Крузенштерна до “Крузенштерна”” для учащихся 7-8-х классов. Вопросы брейн-ринга учитывают материалы экскурсии в школьный музей, программы школьных курсов географии и истории, а также выполнение экспедиционных заданий Декады.

Среда:

Заключительное мероприятие – общешкольная игра Колесо Истории - “Подвиг славы России”. В ней непосредственными участниками являются учащиеся 9-11-х классов. Перед игрой проводится обзор по выставке с выполненными заданиями от каждого класса. После игры – награждение победителей и участников Декады.

Ниже приводится сокращенная разработка заключительного вечера (приводятся только основные задания заездов и суперигры, варианты ответов (правильные ответы выделены) и комментарии к ним). Автор статьи будет рада поделиться и остальными материалами Декады с теми, у кого данная статья вызовет интерес.

“Колесо Истории” -  “Подвиг славы России”

I-й заезд. Вопросы, разыгрываемые в нем, связаны с именем Ивана Федоровича Крузенштерна. Флотский офицер по образованию, блестящий знаток морского дела, человек отважный и храбрый, а также авторитетный ученый и талантливый писатель, почетный член Петербургской академии наук, Лондонского королевского общества и других научных обществ, член-учредитель Русского географического общества – Иван Федорович Крузенштерн первым пронес флаг России через просторы Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Ему мы посвящаем наш первый заезд.

Вопрос 1. Разыгрывается 100 верст.

Находясь на военной службе в Англии, Крузенштерн совершил плавания к берегам Северной Америки и Ост-Индии. Особенное впечатление на него произвело путешествие в Китай. Здесь, как писал позже Крузенштерн, он стал свидетелем стремительного развития процесса, в который были включены все крупнейшие державы мира, и в котором лишь одна Россия не принимала участия “по собственному нерадению”. Опираясь на свои наблюдения, Крузенштерн составляет проект кругосветной морской экспедиции, который впоследствии был претворен в жизнь. Так что же за процесс, из которого в то время выпала Россия, послужил отправной точкой для развития идеи Крузенштерна о кругосветном плавании? Варианты:

  • развитие торговли;
  • расширение колониальных владений;
  • укрепление государственных границ.

Комментарий: Ни один проект, направленный на увеличение экономического потенциала России, дальнейшее развитие русской коммерции и русского флота, не сравнится с монументальными предложениями Крузенштерна, обосновавшего насущную необходимость развития мощного русского коммерческого флота. “Одна только торговля служит основанием истинного могущества морской державы и непоколебимого ее величия”, - писал Крузенштерн.

Вопрос 2. Разыгрывается 100 верст.

Итак, 7 августа 1803 года корабли “Надежда” и “Нева” под началом И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского отчалили из порта Кронштадт. Первая русская кругосветная экспедиция началась. Корабли благополучно пересекли Атлантический океан, но, при огибании мыса Горн шторм разлучил их. По инструкции в таком случае корабли должны были встретиться на Маркизских островах. Первым туда прибыл Крузенштерн, где состоялась его встреча с королем острова Нукагива. Предлагаем вашему вниманию Живые картины истории.

Действующие лица: Крузенштерн и два офицера; король острова и двое подданных. Крузенштерн (обращаясь к королю): Главная цель пристанища нашего на островах Маркизов есть налиться воды и снабжение свежими припасами. Предшественники наши, описывая нрав вашего народа, представили нам его миролюбивым, они расстались с вами со всеми знаками дружбы. И мы поступками нашими постараемся возбудить в вас признательность и дружбу к россиянам. (Крузенштерн вручает королю попугая, отрез материи красного цвета и нож. Король принимает дары. Его подданные передают мешки с провизией.)

Как известно, руководители экспедиции постоянно заботились о здоровье своей команды. На Маркизских островах Крузенштерн приказал покупать в больших количествах некое средство, которое в изобилии встречалось здесь. Это средство он считал “единственным к поправлению жизненных соков” и позволил употреблять каждому члену команды столько, сколько хотелось. Что это было за средство? Варианты:

  • плоды хлебного дерева;
  • кокосовые орехи;
  • бананы.

Комментарий: Кокосовое молоко – жидкость, содержащаяся в полости недозрелого ореха кокосовой пальмы, сходна с коровьим молоком и содержит около 27 % жира, 6 % углеводов и 4 % белка.

Вопрос 3. Разыгрывается 100 верст.

С Первого русского кругосветного путешествия началась блистательная эпоха морских предприятий России. За 50 лет русские моряки совершили 31 кругосветное и 14 полукругосветных плаваний. Сам Крузенштерн являлся инициатором и организатором нескольких из них. В его же первом плавании на борту “Надежды” находились два будущих руководителя будущих кругосветных плаваний. Один из них был на тот момент лейтенантом, а другой кадетом. Плавание на “Надежде” стало для них великолепной школой, и именно Крузенштерн рекомендовал их впоследствии на должность начальников кругосветных экспедиций. Кто были эти люди? Варианты:

  • В.М.Головнин, Ф.П.Литке;
  • М.П.Лазарев, С.О.Макаров;
  • Ф.Ф.Беллинсгаузен, О.Е.Коцебу.

Комментарий: Кругосветная экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена (и М.П.Лазарева) в 1819-1821 гг. провела исследования в южных полярных широтах, в результате чего была открыта Антарктида. О.Е.Коцебу был руководителем двух кругосветных плаваний к берегам Русской Америки (в 1815-1818 гг. и в 1823-1826 гг.), которые явились значительной вехой в истории открытий и исследований на Тихом океане.

II-й заезд. Вопросы, разыгрываемые в нем, связаны с именем Юрия Федоровича Лисянского. Дружба Лисянского и Крузенштерна началась еще со времени их учебы в Морском кадетском корпусе. Затем они вместе участвовали в морских сражениях в войне со Швецией, потом в числе лучших морских офицеров были направлены на несколько лет за границу, в Англию, для усовершенствования в морском деле. Когда проект кругосветной экспедиции был утвержден, Крузенштерну предоставили право самому выбрать себе помощника. Он избрал Юрия Федоровича Лисянского – к тому времени бывалого моряка и высокообразованного человека, принимавшего участие в 18-ти морских кампаниях.

Вопрос 1. Разыгрывается 100 верст.

В период подготовки путешествия на Лисянского легла большая ответственность – он был направлен в Гамбург для осуществления важного дела. Смотрите Живые картины истории.

Действующие лица: Лисянский и посыльный.

Лисянский (сидя за столом, пишет письмо Крузенштерну): “Любезный Иван Федорович! Не сомневаясь, что ты каждый день от меня ожидаешь письма, я спешу сделать удовольствие твоему нетерпению. Мы прибыли сюда на 9-е число, и с того дня по сей все в трудах, но в трудах бесполезных. Здесь нет [того, что] годилось бы для нашей экспедиции, и для этого я вознамерился ехать в Англию послезавтра. Я пишу о сем директорам и надеюсь, что они не похулят моего намерения”. 13 октября 1802 года. (Запечатывает письмо и отдает посыльному.) Отправить сегодня же!

Что не смог купить Лисянский для экспедиции в Германии и приобрел в Англии? Варианты:

  • корабли;
  • оборудование для научных исследований;
  • товары для русских поселений в Америке.

Комментарий: Лисянский приобрел за 25 тысяч фунтов стерлингов два английских корабля – “Леандру” и “Темзу”, переименованных в “Надежду” и “Неву”. Корабли были новейшей конструкции, с медными укреплениями и обшивкою, имели 11 узлов ходу.

Вопрос 2. Разыгрывается 100 верст.

Местом назначения “Невы” являлась Павловская крепость на острове Кадьяк в группе Алеутских островов. Прибыв туда 13 июля 1804 г., Лисянский мечтал, что до конца лета экипаж “Невы” пробудет на Кадьяке. Но на следующий день пришло письмо от правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова. Он просил оказать помощь в овладении русским поселением Михайловское на острове Ситка, которое индейские племена, подстрекаемые англичанами и американцами, захватили и разграбили. Лисянский откликнулся на просьбу правителя. Вместе с отрядом Баранова офицеры и матросы “Невы” овладели остатками села и заложили на острове Ситка крепость. Впоследствии она стала главным центром русских поселений в Америке. Какое название носила эта крепость? Варианты:

  • крепость Трех Святителей;
  • крепость Святого Петра;
  • крепость Новоархангельск.

Комментарий: В 1809 г. Новоархангельск стал административным и торговым центром русских поселений в Америке, а в 1867 г. после продажи Аляски США стал административным центром Аляски и был переименован в город Ситка. Сейчас это небольшой город и порт на юго-востоке Аляски, на западном берегу острова Баранова.

Вопрос 3. Разыгрывается 100 верст.

Имя верного друга и сподвижника Крузенштерна Юрия Федоровича Лисянского увековечено на карте мира. Им названы полуостров на побережье Охотского моря, гора на Сахалине, а также остров, который был открыт им самим и назван так по настоянию экипажа “Невы”. Остров этот находится в архипелаге, который раньше носил название Сандвичевых островов. Как называется этот архипелаг сейчас? Варианты:

  • Гавайские острова;
  • Маркизские острова;
  • Алеутские острова.

Комментарий: Новый остров был открыт в северо-западной части архипелага на пути из Русской Америки в Китай, где “Нева” должна была встретиться с “Надеждой”. По словам Лисянского, этот клочок земли, едва возвышавшийся над водой, ничего не сулил путешественнику, кроме “явной и неизбежной гибели”.

III-й заезд. Последний заезд нашей игры посвящается действительному камергеру двора Его Императорского Величества, одному из основателей Российско-Американской компании, первому чрезвычайному и полномочному посланнику в Японию, начальнику первой русской кругосветной экспедиции россиян Николаю Петровичу Резанову. Судьба связала Резанова с Красноярском фактом его трагической смерти. Обойдя весь мир на парусниках и лошадиных упряжках, он нашел свой вечный покой посреди России. Долгое время имя его было забыто потомками и вернулось к нам, благодаря трогательной любви испанской девочки Кончиты, которая прождала своего возлюбленного 49 лет.

Вопрос 1. Разыгрывается 100 верст.

Итак, первая русская кругосветная экспедиция снаряжалась на средства Российско-Американской торговой компании и имея “главным предметом торговлю” этой компании. Вскоре к первоначальной цели экспедиции была добавлена еще одна: заведение торговых отношений с Японией, которая придерживалась политики самоизоляции. Для этой дипломатической миссии Резанов был назначен чрезвычайным посланником. Александр I, желая установить дружеские отношения с японским императором, в знак своей искренности передавал через посланника много дорогих подарков стоимостью в 30 тысяч рублей. Это были часы, зеркала, оружие, ткани, изделия из фарфора, меха и многое другое. Но переговоры с Японией закончились неудачей: японский император не принял привезенных подарков и запретил российским кораблям когда-либо приставать к берегам Японии. Чем же японцы мотивировали свой отказ принять подарки? Резанову сообщили, что если бы японский император принял эти дары, то должен был бы в свою очередь передать русскому монарху подарки, а сделать это невозможно, так как… Варианты:

  • японские законы запрещают делать подарки иностранцам;
  • по японским традициям подарки вручаются лично, из рук в руки;
  • Япония слишком бедная страна, в ней нет таких дорогих подарков.

Комментарий: Лишь через полвека, в 1855 г., был заключен первый русско-японский договор, положивший начало официальным межгосударственным отношениям между Японией и Россией.

Вопрос 2. Разыгрывается 100 верст.

После провала переговоров, о чем Резанов чрезвычайно переживал, ему было необходимо выполнить еще одну возложенную на него задачу: посетить американские колонии Российско-Американской компании. Он отправился в Русскую Америку на бриге “Мария”, принадлежавшем компании, из Петропавловска. Отсюда его пути с Первой русской кругосветной экспедицией расходятся.

Первым островом Русской Америки, куда прибыл Резанов, был остров Святого Павла. Этот остров был примечателен тем, что на нем находилось крупнейшее в мире лежбище тюленей. До земли было еще 5 миль, но сквозь туман до корабля уже доносился ужасающий рык зверей. Когда “Мария” приблизилась к берегу, людей поразило колыхание живого моря бурых, с серебристым отливом, животных. Смотрите Живые картины истории.

Действующие лица: Резанов и промышленник.

Промышленник: Здесь их тысячи, Ваше Превосходительство! Правда, стадо уменьшилось на 9 тысяч. Бостонцы истребляют их безо всякого ограничения. Убить тюленя – самое простое дело. Человек подкрадывается и бьет дубиной по голове. Туманы здесь такие, что животные не видят подкрадывающихся к ним людей. Придет день, когда здесь не будет ни одного зверя!

Резанов: Это ужасающе! Этот остров должен стать источником богатства для нас, а не для бостонцев. Я сейчас же отдам приказ, запрещающий охоту и добычу пушнины, чтобы защитить зверей от полного истребления. И немедленно надо подготовить хорошо вооруженный бриг для патрулирования этих вод. Необходимо укрепить здесь власть Российской Империи на всей территории!

О состоянии пастбищ каких тюленей так беспокоился Резанов? Варианты:

  • стеллеровой коровы;
  • сивучей;
  • морских котиков.

Комментарий: Морские котики высоко ценятся за свой мех. Всего в мире существует три самостоятельных стада котиков, расположенных на севере Тихого океана, одно из них – на островах Прибылова, в том числе на острове Святого Павла. И, может быть, приказу командора Резанова мы обязаны тем, что стадо тюленей на этом острове не было истреблено, как это случилось в свое время со стеллеровой коровой.

Вопрос 3. Разыгрывается 100 верст.

В Русской Америке Резанов увидел бедственное положение переселенцев и постарался чем-то его облегчить. Для этого он организует экспедицию в испанскую колонию в Америке с целью установления торговых отношений. Миссия удалась. Были закуплены необходимые продукты, появились перспективы дальнейшего укрепления этих связей. Тем более, что Резанов обручился с дочерью коменданта испанской крепости Консепсией Аргуэлло. Какая территория Америки в начале 19 в. являлась испанской колонией? Варианты:

  • Колумбия;
  • Калифорния;
  • Орегон.

Комментарий: Вероятно, многое изменилось бы в мировой истории, совершись брак командора Резанова и Консепсион Аргуэлло. Донесения Резанова к императорскому двору говорят о том, что он соблюдал интересы России, хотел, чтобы империя шагнула по ту сторону океана. Но этому не суждено было случиться.

Демонстрируется отрывок из фильма, где звучит романс “Я тебя никогда не увижу”.

Суперигра.

Вопрос для выбора направления: Кого Крузенштерн уже после совершения кругосветной экспедиции назвал “главным виновником сего путешествия”? Варианты:

  • министра коммерции Н.П.Румянцева;
  • вице-президента Адмиралтейств-коллегии Н.С.Мордвинова;
  • морского министра И.И. де Траверсе.

Вопрос 1. При исследовании берегов Сахалина Крузенштерн сделал ошибочный вывод, исправить который смог лишь 44 года спустя другой выдающийся русский путешественник Геннадий Иванович Невельской. Крузенштерн считал, что Сахалин – это… Варианты:

  • архипелаг;
  • двойной остров;
  • полуостров.

Вопрос 2. Переход “Невы” под командованием Лисянского на заключительном этапе путешествия от китайского Кантона до английского Портсмута вошел в историю мирового мореплавания, так как был совершен… Как? Варианты:

  • по самому короткому маршруту;
  • за самый короткий период времени;
  • безостановочно.

Вопрос 3. История жизни и любовь Н.П.Резанова вдохновила известного советского поэта, и в 1970 г. появилась поэма “Авось”, а в 1977 г – текст оперы. Композитор Алексей Рыбников сочинил музыку. А в 1981 г. режиссер Марк Захаров осуществил постановку рок-оперы “Юнона и Авось” в московском театре Ленкома. Кто, какой поэт, является автором текста оперы? Варианты:

- Евгений Евтушенко;

- Роберт Рождественский;

- Андрей Вознесенский.