Конспект урока "Жизнь животных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Дать понятие о “насекомоядных”, “всеядных”, “хищниках” и “растительноядных”, т.е. дать классификацию животных по способу питания, закрепить и расширить знания детей о цепях питания.
2. Развивать наблюдательность, кругозор, внимательность.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, дисциплинированность.

Оборудование: картинки животных; г/з “Танцуйте сидя”, “Времена года”; проигрыватель; “пеленг” слайды.

Литература: учебник природоведения Плешакова А.А., сборник “С любовью природе”, Герасимов “Жизнь животных”.

1. Организация класса

Подравняйтесь! Садитесь!

2. Сообщение темы урока

Выпорхнет из-за сугроба птица
Белка шишку кинет на бегу
И пройти, чтоб не остановиться,
Чтоб не заглядеться, не могу...

О чем будем говорить на уроке? О природе, о животных.

3. Проверка домашнего задания Проверим домашнее задание.

Перед вами карточка, напишите свою фамилию. Я буду, читать загадку, а вы

должны отгадать ее и поставить цифру под которой она загадана в нужной группе.

 

Фамилия
Насекомые 2
Рыбы 5
Земноводные 3
Пресмыкающиеся 1
Птицы 6
Звери ________ 4

1. Длинна, а не нитка, черна, а не воробей./Змея/

2.

Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. /Жук/

3.

Не зверь, не птица, всего боится.
Половит мух - и в воду плюх, /Лягушка/

4.

Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? /Медведь/

5.

Вильнет хвостом туда-сюда,
И нет ее и нет следа. /Рыба/

6.

Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. /Дятел/

Поменяйтесь карточками, проверьте по образцу на доске, исправьте ошибки. Верните карточки.

Поднимите руки у кого нет ошибок? Молодцы!

У кого 1-2 ошибки? Хорошо.

Для кого это задание оказалось трудным? Вам нужно повторить эту тему.

Передайте листочки.

Как называется наука о животных? /Зоология/

На какие группы делятся животные? /Насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

4. Работа с дневниками наблюдений.

– Какое сейчас время года? /Зима/ Почему? А какой основной признак зимы? А когда она наступила? /1 декабря/ Да, по календарю зима наступила 1 декабря, а когда она наступила в природе? /13 октября/

– А в чем необычность нынешней зимы? Когда же она наступила, давайте посмотрим. /Наступила осенью, рано выпал снег, гроза в октябре, метель в ноябре, рано установилась зима./

– Когда выпал первый снег? Что случилось с первым снегом? /Растаял/

– Как называется это явление? А с какого дня снег выпал и больше не таял? /С.../ Когда начались морозы? /С.../ Какой сделаем вывод? Вот этот день и есть день рождения зимы.

Итак, ребята, у зимы 3 дня рождения - ведь она волшебница:

1. 1–е декабря по календарю;
2. по наблюдениям – в этом году в октябре;
3. и 22 декабря-так считают ученые.

А какая зима в этом году может быть, учитывая приметы?
Зима в наших краях длится 116±30 дней.

5. Работа над новым материалом

А на ком отразились изменения, происшедшие в неживой природе? /На животных/

А как изменяется жизнь животных, вот об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Кто это?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает /Кукушка/

Что вы знаете о кукушке? /Вешаю картинку/
Чем питается? /Насекомыми/
Выставляю картинку

Животные, которые питаются насекомыми... Как называются? /Насекомоядные/

Вешаю табличку.

– Как вы думаете, почему использовано это слово?

Раньше слово еда, пища называлась яством, едой. Люди говорили: "Яда". От этого и такое название.

Каких еще животных можно отнести к насекомоядным?

А кто это?
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко /Лось/

Выставляю картинку

Что вы о нем знаете? А чем лось питается? /Картинка/

Как же можно назвать животных, которые питаются травой, листьями и ветками деревьев, т.е. растениями? /Растительноядные/

Табличка: лось растения растительноядные

А кто еще питается растительной пищей?
Кто это? Брат собаки - этот серый,

А разбойник - самый первый /Волк/

Картинка.

Что можете рассказать о нем?

Как же назвать животных, которые питаются другими животными?

/Хищники/

Табличка: волк заяц хищники

А каких еще хищников вы знаете?
Летом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами /Еж/

Что вы можете о нем рассказать? Чем же питается еж? /Насекомыми/ Значит как его можно назвать? /Насекомоядным/ А растительной пищей питается? /Да/ Как можно его назвать? /Растительноядным/ А к хищникам его можно отнести? /Да/ Почему? /Питается другими животными/

Так значит, его можно отнести во все эти три группы /рисую стрелки/? Можно.

Как же назвать таких животных, которые питаются всем: и насекомыми, и животными, и растениями? /Всеядные/

Вешаю таблицу.

– Так кто же кому очень нужен?

Вот такая связь между организмами по способу питания называется цепью питания /вешаю/. Закрепление.

6. Работа по учебнику

Откройте учебники, посмотрите на страницу 75.

В лесу растут осины, их корой питаются зайцы, зайца может поймать и съесть лиса, вот и получается цепь питания. Какая?

Осины зайцы лиса

С чего начинаются цепи? С растений.

– Это первое звено. А какое второе звено по способу питания? /Растительноядные/

– А третье? /Насекомоядные или хищники/

Работа в группах.

У вас на партах конверты. Откройте их и все вместе составьте из картинок цепь питания, а лишние отложите. /Прохожу, смотрю/

Молодцы, работали дружно, быстро. Уберите все.

Доброе слово о хищниках.

Представьте, исчезли бы совы, кому стало бы хорошо от этого? /Мышам/ А чем питаются мыши? /Зернами, злаками/ Кому же стало бы плохо, если бы мышей стало много? /Людям/

Так значит, в природе нужны все: и хищники, и насекомые, и рыбы, и птицы...

Давайте послушаем “Доброе слово о хищниках”.

– “Пожалуйста, Коля”. Звучит музыка Чайковского “Декабрь”.

Да, ребята,

Все – все –

Все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете, нужны все подряд -

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны -

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все – все, все на свете нужны

И это все дети запомнить должны!
Беседа.

Ребята, а как вы думаете, легко ли одним животным поймать других, а тем спастись? /Нет/

А почему? Как же приспосабливаются животные? Да, ребята, все животные хорошо приспособлены к природным условиям, чтобы жить.
Физкультминутка “Танцуйте сидя”.

7. Работа на компьютерах

Объяснение.

Итак ребята, вот и весь материал, с которым мы должны были познакомиться на уроке, а его полному усвоению поможет компьютер.

Так значит, в природе нужны все: и хищники, и насекомые, и рыбы, и птицы...

Работаем в группах, а проверить как вы работаете мне помогут помощники учителя. /У помощников карточка и на ней они отмечают правильность работы./

Фамилия  1 2 3

Белоглаз + - -

Богомол  - + +

. Работа на компьютере.

Учитель смотрит.
Итог.

Как справилась 1 группа? Какое было задание?

– Какие результаты во 2 группе? Что было в 3 группе? Над чем работала 4 группа? Молодцы, вы все справились с работой хорошо.

8. Выставка книг

Я думаю, что после сегодняшнего урока вам захочется больше узнать о жизни животных с тем, чтобы никогда не обидеть их и помогать им по возможности.

Вот обо всем этом можно узнать из этих книг, прочитав которые, я надеюсь, вы станете их добрыми друзьями.

9. Итог

Что понравилось в уроке? Что нового узнали?

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Вот тогда мы сбережем себя.

Урок окончен! Спасибо.