Урок развития речи во 2-м классе: "Составление художественного текста"

Разделы: Начальная школа


Тема

Урок развития речи во втором классе. Составление художественного текста.

Цели

Обучать приемам составления предложений для художественного текста. Ввести понятие “олицетворение”. Развивать эмоциональную сторону речи, фантазию. Воспитывать умение сострадать чужой беде.

Оборудование

Магнитофон и запись музыки Свиридова, фрагмент “Тройка” из кинофильма “Метель”, портрет Снежной Королевы; рисунок двух мониторов со съемными экранами для рисунков трансформеров, запись образцов делового и художественного текстов.

Ход урока.

I.Организационный момент.
 

Белый снег, сверкают льдинки.
В город к нам пришла зима.
Время зря мы не потратим,
Как снежинки тихо сядем.

II. Сообщение темы и целей урока.
 

Учитель обращает внимание на портрет Снежной Королевы

Учитель:

Посмотрите, кто заглянул в наш класс. Как ее зовут? Из какой она сказки?

Дети:

Снежная Королева из сказки Г.Х. Андерсена.

Звучит отрывок из фрагмента “Тройка” Свиридова.

Учитель:

Посмотрите, вот какая!
В блестках вся и вся в огнях
Белоснежно-ледяная
Мчится в сказочных санях.
Замерзает все в округе
Лишь от взгляда синих глаз.
И в короне серебристой
Блещет льдинка как алмаз!

 

Ах, какая красавица! А если закрыть глаза и прислушаться, можно услышать ее голос:

– Я отправляюсь на север. Туда, где вечные льды, снега и метели. Прощайте!

Учитель:

Королева исчезла, но оставила нам письмо. Прочтем его.

  Я, Снежная Королева, властью данной мне морозом, увожу с собою Кая. А вам повелеваю прославить зиму, ее красоту и величие.

Снежная Королева.

  Придется исполнить приказ Королевы. Ведь Кая ждут Герда и бабушка. Они волнуются.
  Сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст-описание зимней природы. Постараемся сделать это так, чтобы сердце Снежной Королевы оттаяло, и она вернула Кая.
III. Повторение изученного
  Как же в сказку нам войти?
100 препятствий на пути.
Мы завалы разберем,
Нужные слова найдем. (Рис. 1)

Рисунок 1

Учитель:

Прочтите слова, записанные на рисунках. Разделите их на две группы, объединенные общим правилом:

вет..р сне..
сев..р ле..
м..тель моро..

Коллективно выясняем правила, объединяющие слова в две группы, подбираем проверочные, если не удалось, используем словарь. Далее записываем первую группу слов с комментированием в тетрадь.

Затем выясняем, что слова из второй группы обозначают предметы и явления природы.

В процессе работы на доске появляется рисунок двух снеговиков. Можно напомнить, что лепить из снега можно только во время оттепели. Значит сердце Королевы от дружной работы класса начало подтаивать. (Рис. 2)

Рисунок 2

Чтобы ярче представить зимние явления природы, подберите к каждому из слов: снег, лед, мороз подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос “какой?” и обозначающие признаки предметов:

сер..бристый
лед пуш..стый
снег прозрач?ный
мороз оз..рной
мя..кий
сил?ный

Записываем получившиеся словосочетания с комментированием.

IV.Упражнения в определении стиля речи
  На доске появляются рисунки (Рис. 3) двух экранов мониторов с текстами.

Рисунок 3

  Мороз до –50
На дорогах гололед
К вечеру ожидается снег
Падают пушистые снежинки.
Сильный мороз.
Речка покрылась серебристым льдом.
 

Выясняем, что первый текст можно услышать по радио и телевидению во время прогноза погоды. Этот текст четко, кратко, по-деловому описывает погодные явления. Это деловой текст.

Во втором, для прогноза много лишних сведений. Этот текст рисует картину зимней природы. Это художественный текст.

Плакаты с текстами снимаются с рисунков мониторов. Под ними изображения карты погоды и зимний пейзаж (Рис. 3)

V. Физкультминутка
 

В сказках много есть чудес:
Летний луг и зимний лес,
Сапоги бегут там сами,
И с Емелей едут сани.
Зайцы прячутся в кустах.
Волки нагоняют страх.
И медведь с Аленкой сзади
На пенечек тихо сядет

VI. Знакомство с новым материалом.
а) Введение термина “олицетворение”

Учитель обращает внимание на 2 монитор с изображением зимней природы. Текст с него перемещается на первый.

Учитель:

На этом мониторе зарисовка природы. Но уж очень скучная, обыкновенная. Попробуем ее оживить. Мы ведь с вами в сказке. Послушайте, как это удалось поэтам-художникам слова:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
И злится все сильней.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает…
А вьюга с воем бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

Анализируем стихи С. Есенина. в процессе работы выясняем, что автор говорит о неживых предметах и явлениях как о живых существах. Вводится термин “олицетворение”

Послушайте отрывки из стихов Н.Никитиной. найдите в них прием олицетворение. (стихи могут прочесть подготовленные дети):

Вот мороз-озорник
По воде постучал.
Колокольцем ледок
На реке зазвучал.

За окном – тишина,
За окном – ни души.
Лишь танцуют, кружатся
Снежинки в тиши.

 

Что говорят поэты о морозе? О снежинках? О вьюге?

Дети:

Мороз постучал. Снежинки танцуют. Вьюга поет.

Учитель:

Что обозначают слова, “оживляющие” зимние явления природы?

Дети:

Они обозначают действия предметов.

б) Корректировка художественного текста

Учитель:

Заменим слова, обозначающие действия предметов, используя прием олицетворение. И наша картинка оживет, станет сказочной.

 

Далее класс работает по следующему плану.

  1. Читаем предложение
  2. Находим действие.
  3. Заменяем действия, используя прием олицетворение.
  4. Записываем предложение в тетрадь под диктовку учителя.
  5. Трансформирую картинку на экране монитора.

В конце работы в тетрадях получается текст – художественная зарисовка:

Танцуют пушистые снежинки. Ударил сильный мороз. И речка уснула под серебристым льдом.

На доске в то же время на экране монитора часть изображения убирается, открывая новое. Падающие снежинки превращаются в танцующих девочек, сугроб в фигурку Деда Мороза с посохом, замерзшая река в спящую красавицу. (Рис.4)

Рисунок 4

в) Обобщение проделанной работы.

Учитель:

У нас получилась “живая” сказочная картина. Чем мы нарисовали ее?

Дети:

Мы “рисовали” ее словами.

Учитель:

Повторим слова, которые нам в этом помогли. Что они обозначают?

Дети:

Лед, снег, мороз – обозначают предметы и зимние явления природы.

Учитель:

Чем помогли слова, отвечающие на вопрос “какой”?

Дети:

Слова серебристый, пушистый, сильный обозначают признаки предметов. Они помогли ярче представить явления природы.

Учитель:

Как помогли нам слова, обозначающие действия предметов.

Дети:

Они сделали наш текст сказочным, будто ожившим.

/Можно в пропедевтических целях ввести понятия: имена существительные, имена прилагательные, глагол/

Учитель:

Рисовать можно не только красками, но и словами. При этом получается художественный текст.

VII. Творческая работа

В сильном классе дополнительно можно провести творческую работу, предложив использовать оставшиеся слова ветер, север, метель для составления текста.

VIII. Подведение итогов.

Учитель:

Как вы думаете, ребята, сумели ли мы сегодня угодить Снежной Королеве? Прославили ли красоту зимней природы?

Дети:

Да. Мы составили художественный текст о зиме. Он ей должен понравиться.

Учитель:

Этот текст мы пошлем во дворец Снежной Королевы. Мне кажется, она отпустит Кая на свободу. Приятно думать, что своими знаниями можно выручить кого-то из беды.