Урок ознакомления с окружающим миром "Что такое лес?" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


(В ходе урока использовался рассказ Ю. Дмитриева “Что такое лес?”)

Цели.

  • Обобщить знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи.
  • Познакомить с лесным сообществом, как взаимосвязью всех элементов.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Учить видеть прекрасное.
  • Развивать экологическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

  • мячик
  • магнитофон
  • модель “Лес – природное сообщество” (2 части - рисунки 1 и 2, картинки с различными видами животных)
  • Старичок – Лесовичок
  • листочки бумаги для каждого ученика
  • фломастеры

Ход урока.

На уроках “Ознакомления с окружающим миром” мы узнаем много тайн и загадок нашей природы. Сегодня мы повторим то, что уже знаем и постараемся открыть для себя что-то новое.

Повторение:

К нам на урок пришел Старичок-Лесовичок. Правда, он не захотел нам показаться, пока мы не выполним его задания.

Индивидуальные задания:

  • оставить на доске только то, что относится к природе (2 человека)
  • разделить на группы (живая природа, неживая природа) – 2 человека

Класс:

  • Что такое природа?
  • Какая бывает природа?
  • Чем отличается живая природа от неживой?
  • Какие группы растений вы знаете? Чем группы отличаются друг от друга?
  • Какие группы животных знаете? Чем отличаются?

Игра с мячом: учитель называет животное или растение и бросает мяч ученику, ученик возвращает мяч обратно, называя группу, к которой принадлежит данное растение или животное.

Старичок - Лесовичок доволен вами. А вот и он сам. (Рис.1)

Рис. 1

Как вы думаете, кто он такой?

(хранитель леса, сторож, волшебник, добрый дух и т.д.)

Старичок – Лесовичок пришел не с пустыми руками, он принес нам интересную историю, но прежде чем рассказать ее желает узнать, как вы думаете, что в природе самое красивое? (Различные ответы детей)

А где вы любите бывать?

Звучит музыка (1 мин)

Закрыли глаза, легли на парту и попробуйте, представить себе это место.

Где побывали, что увидели, услышали, почувствовали? (Ответы детей)

Новый материал:

А я больше всего люблю бывать в лесу. Вот туда-то мы сейчас и отправимся, а Старичок – Лесовичок будет рассказывать историю. Слушайте внимательно и помогайте (в ходе рассказа на доске моделируется лес). Рис.2

Рис. 2

Жил – был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.

– А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья.

Взял он кисти и краски, и стал рисовать.

    • Какие деревья живут в лесу?

(Береза, ольха, осина, рябина, ель)

Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез. Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда вернулся, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. (На доске картина цветущего леса заменяется картиной леса засохшего)

– Почему засох мой лес? – удивлялся художник. (Рис 3.)

Рис 3.

– Какой же это лес? – услышал он голос Старичка – Лесовичка. – Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел.

    • Какие еще растения можно увидеть в лесу?

(Ответы детей)

Художник принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Под деревьями спрятались грибы.

Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и растения опять стали чахнуть. Художник задумался. А мы ему поможем, если разгадаем загадку.

Не зверь, не птица
Носок – как спица
Летит – кричит
Сядет – замолчит
(Комар)

    • К какой группе животных относится комар?
    • Каких насекомых можно встретить в лесу?
    • Зачем лесу нужны насекомые?

– Ну, теперь все в порядке, – решил художник и, еще раз полюбовавшись на картину, опять уехал куда–то.

Физ. Минутка.

Пока художник отсутствует, представим, что мы в лесу и превратились в красивых, разноцветных бабочек.

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся.
Крыльями взмахнул и полетел.

Художник вернулся, увидев свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине…и вдруг отшатнулся. Все на ней и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

  • Ребята, помогите художнику. Почему погиб лес?

– Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

  • Что еще должен нарисовать художник? Давайте поможем ему. ( дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку животного, объясняют свой выбор, прикрепляют на модель)

Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Вот теперь это настоящий лес, - теперь он будет жить.

  • Что же такое лес?

Вывод: Лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс. Все живут дружно, помогают друг другу.

  • По какому закону живут растения и животные в лесу?
  • Какие увидели экологические связи (невидимые ниточки) в лесу? (Соединить маркером на модели)

Создание проблемной ситуации:

  • Может ли человек нарушить эти невидимые ниточки?
  • К чему это приведет?
  • Каким будет лес?
  • Может ли понравиться человеку такой лес?
  • Каким должен быть лес?
  • Получился у художника лес?
  • Нравится он вам?

Итог:

  • Что такое лес?
  • Что увидели в лесу?
  • Как живут в лесу животные и растения?

Придвинули листочки, возьмите фломастеры. Пока звучит музыка, представьте себя маленькими жителями этого леса и изобразите то, что вас окружает, соединив ваши рисунки, мы получим свой лес.

Оценить медалями “Знатоки леса”