История страны в истории семьи: актуальность изучения проблемы

Разделы: История и обществознание


Значительно возросший объем информации, введение новых учебных дисциплин зачастую сказывается на качестве восприятия и усвоения школьной программы, что диктует педагогу XXI века необходимость изыскания новых, подчас нестандартных, форм и методов обучения. Применяемые нами на протяжении последних пятнадцати лет (1988–2003) нестандартные формы проведения уроков истории показали формирование большей мотивационной доминанты у школьников средних и старших классов, личностного интереса к урокам истории, что, в конечном счете, сказывается на достоверном повышении качества знаний по предмету “история” и, как конечная цель, значительно облегчает подготовку и поступление наших абитуриентов в вузы, где профилирующим предметом является история.

“История – часть жизни, и каждое изучаемое явление человек должен зрительно представить, то есть оно должно предстать перед ним как картина жизни, а не как теоретическая абстракция”, - слова академика М.И. Ростовцева актуальны в наше время, ибо усвоение исторических реалий, исторического опыта более продуктивно, если происходит путем погружения в мир прошлого. Он становится осязаем и реален, если восприятие его идет через историю семьи. [1],[2].

Изучать историю страны мы начинаем с изучения истории семьи – составляем с помощью родителей родословные росписи. Данная работа рассчитана на длительное время, поскольку сопряжена с запросами в архивы, перепиской с дальними родственниками, работой в библиотеках. Параллельно с этим ученики приобретают навыки работы с первоисточниками, литературными данными, учатся методике отбора не просто фактов, а научных исторических фактов. В ходе составления родословных учащиеся устанавливают своего самого отдаленного родственника, находят вещи, когда-то принадлежавшие своим близким: фотографии, грамоты, предметы быта, альбомы, газеты тех лет, письма. Информация, собранная учащимися, тщательно обрабатывается и классифицируется в соответствии с конкретными историческими периодами, то есть создается своеобразный банк данных. При изучении тем школьной программы обязательно делается ссылка на эту информацию. Например, изучение вопроса “Национальная политика” в теме “Народы Советского Союза в борьбе с фашизмом” (9 класс) было построено на рассмотрении истории семьи ученицы Анны И. Ее прабабушка Эмма Альбертовна Х., латышка по национальности, была выселена вместе с семьей на Дальний Восток, в Амурскую область. Положение депортированных народов было обсуждено на уроке, опираясь на воспоминания конкретного участника тех трагических событий.

Подобным образом были подробно изучены темы “Индустриализация”, “Коллективизация”, “Великая Отечественная война”, “Социально-экономическое развитие страны в 60–80-е годы”, “Перемены в духовной жизни страны в 70–90-е годы”.

На уроках по теме “Великая Отечественная война” ребята читали воспоминания своих близких не только о том, как они воевали, но и о повседневной жизни – чем питались, во что одевались, какими игрушками играли дети. На занятиях использовались военные фотографии тех лет, предметы быта того времени.

Параллельно ребята готовили ответы на вопросы с помощью родных и близких. Широко использованный нами метод интервьюирования показал формирование навыков отбора научных фактов, а также активной познавательной деятельности учеников [3].

По теме “Великая Отечественная война” были предложены вопросы:

  1. Какие чувства пережили ваши родные, когда узнали о начавшейся войне?
  2. Если ваши родные воевали, то где, каких наград удостоены?
  3. Если работали в тылу, то какую работу выполняли?
  4. Какое самое сильное воспоминание осталось в памяти со времен войны?

Тема “Перемены в социально-экономической системе в 50-60-е годы” предполагала рассмотрение следующих вопросов:

  1. Где работали ваши родные, каким был их доход, что можно было купить на эти деньги?
  2. Какие выписывали и читали газеты, книги, смотрели фильмы?
  3. Чем занимались, будучи пионерами и комсомольцами, о чем мечтали?
  4. Какая мебель, предметы быта были в семьях?

При изучении темы “Кризис социально-экономической и политической системы 70–80-х годов” ребята опрашивали своих родителей:

  1. Кто из известных людей того времени запомнился родителям больше всего и почему?
  2. Какие телепередачи, фильмы были популярны?
  3. Что из вещей, предметов быта хотели купить и осуществилось ли это желание?
  4. Какой общественной работой занимались?

Уроки по теме “Реформирование советской системы в 1985–91 годах” сопровождались рассмотрением вопросов:

  1. Как относились родители к перестройке, к М.С. Горбачеву?
  2. Какие события этого периода запомнились?

Взгляд на события, происходившие в стране через призму каждой отдельно взятой семьи, позволяет сделать эти события зримее, понятнее, ближе. Что-то учеников поражает, что-то вызывает удивление, но в любом случае, и это главное, никто из них не остается равнодушным к тому историческому событию, о котором идет речь на уроке, ибо участниками этого исторического события становятся родные и близкие каждому люди: прадедушки, прабабушки, матери и отцы. Ученик становится исследователем, соучастником исторического процесса, получает навыки активной научной работы с архивными материалами, отбора научных фактов в процессе интервью, под руководством педагога анализирует и систематизирует историческую информацию, которую получает от родных. Изучение истории страны и ее преломление в истории конкретных семей несет и определенную воспитательную нагрузку, способствует формированию плюрализма мнений и толерантности, укрепляет связь поколений, ведь, как сказал писатель Л. Андреев, “чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти”.

Литература

  1. Колмаков А.И. История становится ближе// Преподавание истории. – 1998. – №5. – с.44
  2. Чернова М.Н. Изучение истории семьи// Преподавание истории. – 2001. –  №3. – с.47
  3. Гольденберг М.Л. Интервью как метод активизации познавательной деятельности//Преподавание истории. – 2001.–  №4.