Урок-игра "Космическое путешествие"

Разделы: Начальная школа


В.А. Сухомлннский писал: "Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности."

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся , снимает усталость, удерживает внимание, развивает речь, обогащает словарный запас. Но главное - огромнейший эффект : ни одного скучного и равнодушного лица на уроке! Всем интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют , совершенствуют и доводят до автоматизированного навыка математические знания, понятия.

Уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-состязания провожу один раз в четверть. Они входят в систему уроков. При разработке нестандартных уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли.

На уроке использовала:

1) принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
2) принцип действенного подхода к обучению;
3) принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий).
4) принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Цели. Совершенствование вычислительных навыков , закрепление умения решать примеры и задачи в пределе 10, развитие речи, логического мышления, памяти, внимания и воспитание трудолюбия.

Оборудование:

  1. Карточки на тренировку внимания
  2. Фонограмма" Утро планеты "
  3. Ракета
  4. Плакат с фигурой для копирования
  5. Карточки с разноуравневыми заданиями.

Этапы уроков

I. Организационный момент

Мы начинаем наш урок. На уроке нашими помощниками будут учебники, тетради, карандаши, ручки, линейки.

Проверьте, все ли на месте!

Дети проверяют

II. Мобилизующий этап

Перед вами лежит пособие, где числа показаны вразброс. Задание: показать числа в прямом и обратном порядке. Работать в паре по моему сигналу (10 секунд)

На каждой парте пособие

2 8

1 9

3

5

4

7 6

10

Работают в паре.
По команде учителя один показывает числа в прямом направлении, а другой в обратном

III. Вступление

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие

– Вы согласны?

– Да!

IV. Сообщение темы и цели урока

– Наш урок будет проходить по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания в пределе 10."

– Чему мы будем учиться?

- Решать примеры, задачи, аккуратно писать в тетради.

– Класс по желанию разделим на 3 экипажа. Нужно выбрать название.

Делятся по желанию. Выбирают названия.

"Салют"
"Восток"
"Планета"

V. Повторение изученного материала

1.Тренировка внимания

Чтобы летать вокруг Земли, каждому космонавту нужно быть очень внимательным.

Задание: Среди звездного неба есть созвездие "Большая медведица" На листках, которые лежат перед вами вы должны скопировать это созвездие.

(На доске дается на плакате это созвездие)

Внимательно посмотрите и запомните.

(Пособие убирается)

Молодцы! С этим заданием вы справились  • *

2. Работа с геометрическим материалом. Конструирование

– А на чем полетим?

- На ракете!

– Мы должны ее сконструировать. В каждом экипаже нужно выбрать конструктора, им может быть тот, кто вперед соберет геометрическую фигуру, назовет ее.

Индивидуальные задания у каждого, выполнение их учащимися.

– Проверка работы учителем, консультантом

– Конструкторы, к доске!

– Какое задание вы должны выполнить?

– Сконструировать ракету.

(Конструируют ракету)

3. Устный счет Нумерация чисел в обратном порядке

– Ракета готова! Конструкторы молодцы! Внимание! - Пуск!

Хором:

10, 9, 8, 7, 6, 5,4, 3, 2, 1

4. Устные упражнения

(Звучит фонограмма "Утро планеты")

Во главе каждого экипажа должен быть командир. Им становится тот , кто быстрее всех выполнит задание , покажет ответы.

Дети на столах выкладывают карточки с цифрами-ответами к примерам

2+3

4+5

6-4

9-3

5. Гимнастика для глаз: (плакат перед глазами)

Командиры: Артюшкин Н., Баранова Л., Устюгова В. - Чтобы ракета летела быстрее проговорим волшебные слова.

– Лети, лети, ракета на запад, на восток, считая километры и прибывая в срок!

Выполнение гимнастики глаз

– А теперь у нас произойдет посвящение в космонавты. У каждого на столе лежит шапочка, на ней пример. Когда решите, тогда надеваете шапочку.

Молодцы! Все стали космонавтами!

Дети решают по одному примеру. Ответ пишут на шапочке и ее надевают.

6. Решение примеров (работа в паре)

Корабль в космосе. Надо установить связь между отсеками корабля.

Члены экипажа работают в паре, решая примеры.

1 вар.    2 вар.

10=* +2   9=8+ *

6=2 +*

Связь установлена.

Корабль продолжает полет/

7. Релаксация

Упражнение "Ракета" Вы летите, вас качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире, прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

Корабль качнуло. Прижмите к полу правую ногу. Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло немного в другую сторону, прижмите к полу левую ногу.

Дети выполняют упражнение.

Выпрямьтесь. Вдох-пауза. Выдох-пауза.

Стало ракету качать,
Ногу к палубе прижать,
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Снова руки на колени
А теперь немного лени

Напряженье улетело
И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко!

8. Работа в тетради

• продолжить рисунок

Пока вы отдыхали, корабль сбился с курса. Чтобы его вернуть на прежний путь, надо продолжить узор.

Продолжение узора учащимися в тетрадях, самостоятельная работа.

Чтобы быть космонавтом, нужно много знать. Работаем по уровням.

Выполнение разноуровневой работы учащимися:

• У -1 Решить примеры

1+1     6-1

5+2     4-2

3+3     3-2

У-2

1+1     8-1

5+2     4-2

3+3     8-2

Дописать по 1 аналогичному примеру в каждый столбик. У-3

1+1     8-1

5+2     4-2

3+3     8-2

Образуй пары примеров. Укажи стрелками

- Тренировка памяти (зрительный вариант)

Потренируем нашу память

В течение 10 секунд вы должны запомнить, как можно точнее фигуры и их начертить.

Определить и подчеркнуть лишнюю фигуру.

Дети чертят по памяти геометрические фигуры, определяют лишнюю фигуру, делают объяснение

9. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3,4 Вот летит ракета ввысь!

Дети выполняют физкультминутку

10.Решение задач

А теперь нас ждет выход в открытое пространство.
Командиры снимают звезду и выполняют задание

 Работа в группе.

(Задания на звездах)

Экипаж "Ракета"

1. Составить задачу про звезды
2. Задача решается
2+7
3.Составить обратную задачу

Экипаж "Восток"

1.Составить задачу про звезды
2. Задача решается
3+6

3.Составить обратную задачу

Экипаж "Планета"

1. Составить задачу про звезды
2. Задача решается
4+5

З.Составить обратную задачу

Проверка задания

Наш корабль совершил круг вокруг Земли. Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова.

Лети, лети ракета
На запад, на восток
Считая километры,
И прибывая в срок!

11. Итог урока

Вы отлично потрудились, удачно провели полет-чему вы научились, находясь в космическом путешествии?

– Вам присваивается звание "КОСМОНАВТ"

– Повторим прямой и обратный счет до 10; решали примеры, задачи, тренировали память, внимание.

Вручаются недали.

– Какое настроение?

Дети показывают лицо веселого человечка