Сценарий урока — игры по физике "Счастливый случай"

Разделы: Физика


Цели. Вовлечь учащихся в интересный мир природных явлений, закрепить познавательные наклонности детей, сообщить во время урока-игры некоторые интересные факты, подготовленные учителем.

Участники.

  • ведущий – учитель физики;
  • счетная палата (два ученика)– она же в качестве помощников ведущего;
  • две команды учеников 9-го класса;
  • приглашённые ученики 7-11 классов, педагоги школы.

Урок проходит в кабинете физики. На стенах газета “Физикон”, листы ватмана с формулами, рисунками и эмблемами команд.

Ведущий представляет команды и дает им слово для приветствия, обращается к болельщикам с просьбой дать оценку самопредставлениям команд, можно любым шумовым проявлением (аплодисментами, …). Наиболее громкая шумовая поддержка приносит команде 1 балл.
Объявляется игра.

ГЕЙМ 1. “Заморочки из бочки”.

Ведущим задаются вопросы одной команде, затем другой. Готовятся ответы коллективно, и, по указанию капитана, отвечает кто-то из команды или сам капитан. На подготовку отводится 15 секунд.

1-я команда.

Ем я уголь, пью я воду
Как напьюсь – прибавлю ходу
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …(команда хором) ПАРОВОЗ.

1. С какой целью между подошвой рельсы и шпалой помещают широкую металлическую подкладку?

Ответ. Увеличить площадь опоры и, тем самым, уменьшить давление на шпалу для её сохранности.

2. Представьте себя на необитаемом острове. Перед вами огромная гранитная скала высотой 20 метров, шириной 20 метров и весом 20 т. Как вам сдвинуть её с места, если учесть, что на острове нет ничего, что могло бы помочь?

Ответ. Учитывая плотность гранита 2600 кг/м3, толщина едва ли составит и двух сантиметров. Устойчивость мала, подходи и толкай.

3. Зачем шведские ученые предлагают красить рельсы в белый цвет?

Ответ. Увеличить отражение солнечных лучей и уменьшить нагрев рельс в теплое время года.

4. Для чего ученые предложили в заполненную продуктами банку консервов вводить каплю жидкого азота?

Ответ. Вытеснить кислород и уменьшить гнилостные явления.

5. Какое поле возникает вокруг объектов независимо от того, из какого материала они состоят?

Ответ. Гравитационное.

2-я команда.

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно,
Что такое?…(Команда хором) ПАРОХОД.

1. Пароход вышел из реки в открытое море; изменится ли его осадка?

Ответ. Да, она уменьшится из-за того, что выталкивающая сила (сила Архимеда) увеличится в соленой воде.

2. Собаке привязали к хвосту консервную банку, которая грохочет во время бега. С какой реальной скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать шума?

Ответ. Сидеть на месте и не махать хвостом.

3. Какой юбилей справляла баба Сима, когда ей исполнилось 83 года и 4 месяца?

Ответ. Баба Сима прожила 1000 месяцев. Большого ей здоровья!

4. Для чего французские дети в школе учат стихотворение, состоящее из семи слов - “Как однажды Жак – звонарь головой сломал фонарь”?

Ответ. А у нас учат так – Каждый охотник желает знать ….

5. Что произошло бы с нашей Землёй, если бы она вдруг остановила своё вращательное движение?

Ответ. Упала бы на Солнце. Так как вращение космических тел удерживает их на орбите.

Подсчитываются баллы ответов по командам. Результаты озвучивает ведущий.

ГЕЙМ 2. “Ты – мне, я – тебе!”.

Члены команд задают заранее подготовленные вопросы “соперникам”. Выбирают отвечающего из другой команды. Ответ готовится коллективно, но отвечает выбранный. При затруднении в ответе, задающий вопрос отвечает самостоятельно. Учитель на стадии подготовки урока-игры проверяет подготовленные вопросы, при необходимости проводит корректуру.

ГЕЙМ 3. “Дальше, дальше, дальше…”

Учитель задаёт короткие разноплановые вопросы одной, затем другой команде. Время для одной команды – 5 минут.
Подготовка ответа коллективная, капитан указывает, кто будет отвечать. Чтобы сберечь время при отсутствии ответа, капитан говорит “Дальше …”, т.е. готовы выслушать следующий вопрос. Для того, чтобы определить команду, отвечающей первой в третьем гейме, ведущий задаёт им два общих вопроса.

Общие вопросы для определения хода.

  • Каждый из вас, мне так кажется, изучал законы Ньютона. А кто из вас напишет имя и фамилию Исаака Ньютона на его родном языке?

Ответ. Isaak Nweton.

  • Прочтите зашифрованные формулы ускоренного и равномерного движений и одну из них допишите:

b = bо + cx
a = bоX + CX2 / 2
a/X = ?

Ответ.

v = vо + at;
s = vоt + at2/ 2;
s/t = v.

1 команда.

  • Что обозначает запись 2 м/с2?
  • Где текут реки без воды?
  • Одинаковы ли размеры молекул в горячем чае и в холодной газировке?
  • Морская болезнь возникает вследствие укачивания, а от чего возникает горная болезнь?
  • Один килограмм вещества, перенесённый с экватора на любой из полюсов, сразу прибавит в весе 5 г. Почему? (Из-за вращения Земли)
  • Закончите пословицу … упрямого излечит дубина, а …
  • Для биолога – это среда обитания живых существ, для физика – диэлектрик, связиста – эфир. А что это для обыкновенного человека? (Атмосфера)
  • Шофер – 5, пешеход – 7, а катастрофа? (11-по количеству букв в слове)
  • Что бы финиковая пальма лучше росла в пустыне, её приствольное пространство обкладывают камнями. Для чего?
  • Отгадайте загадки:

А) Чем оканчиваются день и ночь?
Б) Мать, отец есть, а никому не сын?

2 команда.

  • Что означает запись 4 м/с2?
  • Шар по-гречески – сфера, а как это будет звучать по-латыни?
  • Будьте добры, увеличьте полную механическую энергию этого тела.
  • Что произойдет с воздухом при tо = -140оС и давлении 58 атмосфер?
  • Эталоном чего послужил 1 дм3 воды, взятый из реки Сены в 1799 году при температуре 4оС?
  • Закончите пословицу … не всё коту масленица, будет …
  • Две девочки родились в один и тот же день, у одних и тех же родителей, но они не двойняшки и не близнецы. Как такое может быть?
  • Когда мы смотрим на 2, а говорим 10-ть? Или ясно видим 2, а считаем 14-ть? Когда?
  • В бассейне с горизонтальным дном и площадью 1 га содержится 1 млн л воды. Можно ли в нём проводить соревнование по плаванию?
  • Отгадайте загадки:

А) За что учеников выгоняют из класса?
Б) Что находится между долиной и горой?

ГЕЙМ 4.

Ведущий объявляет, что третий гейм начнется с изменениями в составе команд. Двое помощников ведущего уходят в команды. Никто не знает, кто и в какую команду уходит. Счастливый случай! Для этого разыгрывается любая лотерея, вплоть до спичек в кулаке.
Ведущий задает общий вопрос командам, те готовятся 30 секунд и при готовом ответе нажимают кнопку лампы. Свет горит – значит, готовы отвечать. При неправильном ответе, слово можно дать другой команде или снять вопрос.

  • В местах, где бывают торнадо, взрываются консервные банки, велосипедные и автомобильные камеры, закрытые бидоны. Я думаю, что вам механизм этого явления понятен. Что происходит по той же причине с курами и петухами? (Перья “взрываются”, т.к. резко падает атм. давление )
  • В одной из книг о Петре Великом говорится, что он должен знать АДИЦИЮ, СУБСТРАКЦИЮ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЮ и ДИВИЗИЮ. Думаю, что и вы это знаете. Что же это?

Ответ.

Адиция – сложение;
Субстракция – вычитание;
Мультипликация – умножение;
Дивизия – деление.

  • 999, 888, 777, 666, …, 111. На какие два простых числа делятся приведённые выше числа без остатка? (3 и 37)
  • В 1600 году в Англии вышла книга Гильберта “О магните, магнитных телах и о большом магните”. Что Гильберт называл большим магнитом? (Земной шар)
  • На одной чашке весов лежит камень, а на другой – железная гиря того же веса. Останутся ли в равновесии весы, если их погрузить в резервуар с водой? (Нет, объёмы разные, а значит и выталкивающие силы разные)
  • Какому явлению природы посвящено это стихотворение А.С.Пушкина?

Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады…
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

  • Кудашева работала гувернанткой, учительницей, библиотекарем. Писала стихи, прозу. Прожила долгую жизнь. Она скончалась в 1964 году. Творчество её малоизвестно. Хотя… фрагмент её стиха был положен на музыку в 1903 году, Бекманом. Вот и всё. В нашей стране его каждый ученик знает. Процитируйте или напойте хотя бы первую строчку. Ответ. В лесу родилась ёлочка …
  • Каждый посетитель гигантского парка Орегон (США) обрызгивает себя безвредным пахучим аэрозолем и спокойно отправляется на экскурсию. Зачем нужна эта процедура?
  • Древние греки в своих водопроводах использовали воду с гор, и она текла по трубам независимо от рельефа, а римляне обязательно учитывали уклон для течения воды. Какого физического закона не знали римляне?
  • При подъеме вверх температура воздуха падает на 6.5оС на каждый километр высоты. Так происходит до высоты 11 км, где температура – минус 56оС. Как она изменяется дальше?
  • 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. Взглянув на этот ряд цифр, можно ли сразу сказать, что больше – их сумма или произведение?
  • Как вы понимаете староарифметическое выражение “полторы трети”?
  • Как при помощи амперметра и секундомера определить глубину колодца?
  • При остановке лошади всадник падает вперед через голову коня. Дайте объяснение этому явлению.

ГЕЙМ 5. “А у нас в гостях сегодня…”

В этом гейме присутствует гость, которого ведущий представляет в стихотворной форме. Гость представлен и задает один вопрос командам. Ответ готовят на время. Вот как у нас это получилось. Гостем была заместитель директора по ВР Елена Стефановна.

Гость сегодня не обычный,
Знает физику привычно.
В математике знаток
Пифагора на зубок.
Для школы нашей – вот находка!
Сама не пляшет и не поёт. Но…
Разыщет, напомнит…
Достанет, всплакнет… Но
Бедного Вову с девочкой Викой
На танцы доставит, на хор приведёт.
А имя ей из сказа дано
И как же зовётся оно?
Еленой – Прекрасной зовётся оно!

Елена Стефановна рассказала историю из жизни школы прошлых лет и задала вопрос командам:

  • На яблоне выросло яблоко, обладающее потенциальной энергией. Откуда эта энергия появилась?

Подсчитываются баллы. Выводится команда победитель. Победила дружба и твёрдое знание школьных наук!