Урок-путешествие по Северной Америке

Разделы: География, Технология


Оборудование:

Атласы, физико–географическая карта Северной Америки, карточки с планом описания ФГП материка.

Цель урока:

Систематизировать знания, полученные на уроке географии по теме “Северная Америка”.

Задачи:

Развитие географического мышления и умения пользоваться атласом и картой.
Реализовать принцип увлекательности.
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитание любознательности к окружающему миру.

Ход урока:

Учебный элемент 0:

Цель:

Выслушать выступление учителя.
Повторение материала о материке Северная Америка.

Справочный материал

Просмотр слайдов с комментарием учителя.

Учебный элемент 1:

Цель:

Контроль знаний географической номенклатуры.
Самостоятельная работа № 1 по вариантам (I и II).
Выставление отметок:
“5” – до 2 ошибок
“4” – до 4 ошибок
“3” – до 5 ошибок

Работа с контурной картой.

Работа с демонстрационным и раздаточным материалами.

Заполнение оценочных бланков

Учебный элемент 2

Цель:

Обобщение материала в форме “вопрос–ответ”
Выставление отметок:
“5” – до 6 фишек
“4” – до 4 фишки
“3” – до 2 фишки

Учитель зачитывает вопросы по теме

За правильный ответ ученик получает фишку, отметка заносится в оценочный бланк

Учебный элемент 3

Цель:

Взаимоконтроль по теме: “Северная Америка”.
Индивидуальная самостоятельная работа № 2 по карточкам

1 уровень: достаточно сложный, включает задания творческого характера, предусматривающего умение учащихся оценивать информацию, высказывать о ней свое мнение, обосновывать и отстаивать его
2 уровень: требующий умения анализировать данную информацию.
3 уровень: предполагает умение применять, передавать полученную информацию по теме.

Отметки:
За правильный ответ – “5”
Ответ с неточностями – “4”
Приблизительно верный ответ – “3”

Учащиеся проверяют друг друга правильность выполнения задания по эталонам ответов.

Полученные отметки выставляются в оценочный бланк

Учебный элемент № 4

Цель:

Развитие устной речи: проверка качества выполнения домашнего задания – сочинение–путешествие “По Северной Америке”

Отметка:

“5” – творческий подход, достаточное количество использования географических описаний и использование географической номенклатуры у доски.
“4” – наличие географической номенклатуры, умение работать с картой у доски.
“3” – слабо развитая устная речь, минимальное использование географической номенклатуры.

Выборочные ответы учащихся у доски с использованием географической карты.

Учитель дает оценку выполненному заданию и выставляет в оценочный бланк отметку.

Учебный элемент № 5.

Цель:

Подведение итогов урока
Выставление итоговых отметок в журнал

 Просмотр видеофильма о Северной Америке.

Учитель подводит итог отметок по оценочным бланкам и выставляет отметки в журнал

Дидактический раздаточный и демонстрационный материал для самостоятельной работы № 1. “Географический диктант”

1 вариант

  1. Крупнейшая река, впадающая в Мексиканский залив.
  2. Залив на севере материка.
  3. Высокие горы на западе материка.
  4. Полуостров на северо–западе материка.
  5. Залив на юге Северной Америки.
  6. Самый большой остров.
  7. Теплое течение в Атлантическом океане.
  8. Низменность вдоль берегов Мексиканского залива.
  9. Крупнейший приток Миссисипи

П вариант

  1. Самая большая река бассейна Северного Ледовитого океана.
  2. Перешеек, соединяющий два материка.
  3. Холодное течение у северо–восточных берегов Северной Америки.
  4. Река, падающая с уступа и образующая крупный водопад.
  5. Равнина, пересекаемая Северным тропиком.
  6. Крупная река бассейна Тихого океана, впадающая в Калифорнийский залив.
  7. Высочайшие вершины Кордильер.
  8. Группа островов, на юге материка самым большим из которых является, остров Куба.
  9. Океан, омывающий Северную Америку на севере.

Ответы на вопросы записанные на доске

I вариант

  1. Миссисипи
  2. Гудзонов.
  3. Кордильеры.
  4. Аляска
  5. Мексиканский.
  6. Гренландия.
  7. Гольфстрим.
  8. Миссисипская.
  9. Миссури.

П вариант

  1. Маккензи.
  2. Панамский
  3. Лабрадорское
  4. Ниагара.
  5. Великие.
  6. Колорадо.
  7. Мак–Кинли
  8. Большие Антильские.
  9. Северный Ледовитый океан

Дидактический материал к самостоятельной работе № 2.

Примерные варианты заданий для карточек.

Карточка № 1

III уровень

Береговые хребты Кордильер – самые молодые по времени образования, однако не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем и высотой гор?

II уровень

Где в настоящее время происходит образование магматических полезных ископаемых? Почему?

I уровень

На какие горы на других материках похожи Аппалачи по высоте, строению, времени образования? Чем объясняется богатство гор полезными ископаемыми?

Карточка № 2

III уровень

В каких климатических поясах расположен материк? Назовите особенности погоды в умеренном климатическом поясе.

II уровень

Проанализируйте по карте распределение осадков на материке. Назовите территории, на которых выпадает много осадков; мало. Объясните установленные факты. В каких частях материка осадки выпадают в виде снега?

I уровень

На какие части Северной Америки влияют пассаты, а на какие – западные ветры умеренных широт? В чем проявляется это влияние?

Дидактический материал к самостоятельной работе № 2.

Примерные варианты ответов к заданиям по карточкам.

Карточка № 1.

III уровень

Береговые хребты Кордильер, действительно, самые поздние по времени возникновения. Но горообразование в этой части еще не завершилось, о чем свидетельствуют частые землетрясения. Возможно, береговые хребты еще будут испытывать поднятие и через несколько десятков миллионов лет станут наиболее высокой частью Кордильер..

II уровень

Образование магматических полезных ископаемых в настоящее время на территории Северной Америки происходит в зоне землетрясений и извержений вулканов, которая протянулась вдоль западного побережья. Так как по происхождению они являются магматическими, а магматические горные породы (излившиеся и глубинные) образуются при застывании магмы.

I уровень

Горы Аппалачи по высоте, строению, времени образования похожи на Большой Водораздельный хребет в Австралии и горы Атлас в Африке. Аппалачи – древние горы палеозойского возраста, сильно разрушенные. Этим объясняется богатство и разнообразие полезных ископаемых осадочных (уголь) и магматических (железные руды).

Карточка №2

III уровень

Северная Америка располагается во всех климатических поясах кроме экваториального. Большая часть материка лежит в умеренном поясе. Погода здесь зимой холодная, а летом сравнительно теплая. Зимой осадки выпадают в виде снега, летом идут дожди, но пасмурная погода быстро сменяется теплой и солнечной. Средняя температура зимой около 0°, а летом +10,+ 12°С. Почти весь год стоит сырая, ветреная погода, ветер с океана несет мокрый снег и дождь. С продвижением вглубь материка погода становится более жаркой летом и более суровой – зимой.

II уровень

Анализируя карту распределения осадков на материке, мы можем сделать вывод, что много осадков выпадает на побережье залива Аляска на Панамском перешейке и на юго–восточном побережье, мало – на внутренних плоскогорьях Кордильер, северном побережье, о. Гренландия и островах Северного Ледовитого океана. Это связано с типом воздушных масс, господствующих над данной территорией. Осадки в виде снега выпадают в умеренных, субарктических и арктических широтах.

I уровень

Пассаты оказывают влияние на восток Северной Америки, а западные ветры – на западное побережье умеренных широт. Влияние этих ветров проявляется в достаточно большом количестве осадков и пасмурной, ветреной погоде с температурой О С зимой и + 10°С летом.