Графика в текстовом режиме языка программирования Turbo Pascal

Разделы: Информатика


Цели: рассмотреть структуру экрана в текстовом режиме; изучить процедуры графики; научиться построению графического интерфейса в среде TP; обобщить алгоритм поиска элемента равного данному; показать применение новых знаний на практике; способствовать в ходе урока развитию внимания конструктивного мышления, эстетического вкуса; продолжить работу по воспитанию аккуратности, усидчивости, само- и взаимоконтроля, познавательного интереса к изучаемому материалу, увлеченности им.

Тип урока: комбинированный

УМК: программа NetOpSchool, среда программирования Turbo Pascal, на каждом ученическом компьютере на рабочем столе находятся 2 файла “Цвета.pas” и “Почта.pas”

ХОД УРОКА

–  Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами изучим графические возможности текстового режима. Для работы нам нужно вспомнить алгоритм поиска и способ описания перечисляемого типа данных. Каждый из вас получит карточку, на которой написаны программы поиска максимального и минимального элементов для I и II вариантов соответственно. Эти программы содержат ошибки. Вам нужно исправить их, на выполнение данного задания даётся 2 минуты. (учащимся раздаются перфокарты с программами)

–  Теперь меняемся с соседом по парте своими работами. Взяли в руки карандаши и начинаем проверять работу своего соседа, выставляем ему оценку. Правильные ответы на доске. Посмотрите ещё раз, как правильно оформляется массив: <имя>: array [1..длина] of тип = (сами данные)

–  Передаём с последних парт карточки и работы. Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, тему.

–  Теперь все внимание на экраны своих компьютеров. (начинается демонстрация через NetOpSchool). В среде ТР различают 2 основных режима – графический и текстовой. Сегодня мы с вами познакомимся с текстовым. Экран состоит из строк, строки из позиций. В каждую позицию можно поместить только один символ. Грубо говоря, экран представляет собой тетрадный лист в клеточку. В тетради напишите подзаголовок “Процедуры графики:”. И рассмотрим основные процедуры текстового режима. Для перемещения текстового курсора используется процедура GOTOXY(X,Y), которая зависит от 2 переменных: х – позиция, у – номер строки. Для изменения цвета текста используется TEXTCOLOR(N), а для изменения цвета фона за текстом – TEXTBACKGROUND(N) , где N – цвет текста.

–  Пишем следующий подзаголовок “Константы цвета”. Всего 16 основных цветов, они нумеруются от 0 до 15. записываем цифры в 2 столбика: 0-7 и 8-15. Теперь каждый из вас открывает файл Цвета.pas на своем рабочем столе. В данном файле находится программа к задаче: вывести в центр экрана надпись “Определи цвет текста!!!”. Давайте разберем её. (Разбирается и вспоминается, что означает каждая строка в программе.)

–  Сейчас вы меняете значение константы у процедуры TEXTCOLOR и определяем значение каждой константы цвета. (Выполняют задание в течение 2-3 минут, затем значения констант проверяется.)

–  Теперь попробуем решить такую задачу: составить программу оператор-почты, которая позволяет определить стоимость переговоров; программа должна по введенному коду высветить на экран название города и стоимость 1 минуты переговоров. (Показ требуемого в задаче.) Решение задачи делится на 2 основных этапа: 1 – построение графического интерфейса, 2 – подсчёт оплаты за переговоры. Какой графический интерфейс должна иметь программа? Какие данные она должна хранить? Как правильно рассчитать координаты позиции вывода текста? Как задать формат вещественного числа? Как найти элемент, равный данному? Какие данные будут вводится с клавиатуры? (Задача решается всем классом, учитель записывает решения на доске.)

–  Теперь открываем второй файл Почта.pas и проверяем нашу программу на компьютере.

–  Записываем домашнее задание: процедуры графики выучить, подумать что нужно добавить в программу, чтобы она выполнялась многократно, без повторного запуска программы на выполнение?

–  В программе мы с вами использовали всего 7 “городов”, а если их будет больше, например: 1000. В таком случае нам нужно где-то хранить наши данные о городах и их кодах. Это очень легко сделать с помощью файлов. А это – тема следующего урока, до свидания.

Приложение № 1.

Решение к задаче “оператор-почты”:

uses crt;
const

gorod: array [1..3] of string=('Москва','Казань','Уваров');
kod: array [1..3] of integer= (095, 8442, 075);
sto: array [1..3] of real=(3.70, 3.42, 2.71);

var i,a: integer; b: real; t:boolean;
begin

clrscr;
textcolor(15);
textbackground(13);
gotoxy (3,4);
write('Введите код города: ');
gotoxy(40,4);
write('Название города: ');
gotoxy(3,7);
write('Стоимость одной минуты: ');
gotoxy(3,10);
write('Введите количество затраченных минут: ');
gotoxy(3,13);
write('Вы должны заплатить: ');
textcolor(14);
gotoxy(23,4);
read(a);
t:=false;
for i:=1 to 3 do
if a=kod[i] then

begin

gotoxy(57,4);
write(gorod[i]);
gotoxy(28,7);
write(sto[i]:5:2);
gotoxy(41,10);
read(b);
gotoxy(24,13);
write((sto[i]*b):5:2);
readln;
t:=true;

end

else

if (i=3) and not(t) then

begin

clrscr;
textcolor(14);
gotoxy(33,12);
write('Города с таким кодом нет!');
readln;

end;

gotoxy(10,23);
textcolor(10);
readln;

end

Приложение 2.

Графика в текстовом режиме