Город — сказка и игра

Разделы: Работа с дошкольниками


Город в котором мы живем, известен в Кемеровской области не только красотою гор и прозрачностью рек, но и особым отношением горожан к этой красоте. Чистые улицы, изящные вазоны с цветами, причудливые фигуры животных из камней и растений и самое главное – добрые улыбающиеся лица горожан.

Часто слышишь от приезжих: “В Междуреченск приехал – словно в сказку попал!”. И это действительно так. Но только сказка создана не по мановению волшебной палочки, а добрыми руками людей, влюбленных в свой родной город.

А любить Междуреченск и гордиться им есть за что! Родившись среди непроходимых лесов и болот, обладая богатейшими запасами полезных ископаемых, он стал крупнейшим шахтерским городом Кузбасса, центром туризма и горнолыжного спорта Кемеровской области.

Славные люди строили этот город, замечательные труженики живут в нем сейчас. Чтобы не порвалась цепочка поколений, любящих свою малую Родину, место, где родился и вырос – патриотическое воспитание мы начинаем в дошкольном детстве.

Рассказывая детям об истории города и края, традициях, культуре, природных ценностях, замечательных людях, живущих рядом с нами, мы обогащаем их познавательную сферу, расширяем кругозор, развиваем любознательность и самое главное – воспитываем любовь, чувство привязанности к малой Родине и гордость от того, что мы являемся гражданами России.

Созданные мною наглядно – дидактические пособия способствуют формированию краеведческих знаний и воспитанию патриотических качеств. Изготавливая дидактические игры я руководствовалась несколькими принципами:

– игра должна нести научные знания, хотя и элементарные, доступные ребенку дошкольного возраста;
– быть привлекательной, своим внешним видом вызывать в ребенке желание “поиграть в нее”;
– многофункциональной – использоваться в организованной и самостоятельной деятельности детей;
– обязательно присутствие нескольких вариантов игровых действий с одним и тем же дидактическим материалом.

В помощь воспитателям к каждому пособию разработаны методические рекомендации.

Макет микрорайона города.

Задачи:

Закреплять знания детей о микрорайоне в котором они живут: название улиц, их расположение и т.д.
Воспитывать любовь и бережное отношение к дому, улице, детскому саду, городу в котором живут.
Развивать творчество и фантазию при строительстве домов и украшении улиц макета.
Формировать умение пользоваться планами и схемами.
Обучать правилам дорожного движения.

Методические рекомендации.

Данное пособие “рис.1” предназначено для детей 5–7 лет. Используется в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Рисунок 1

Использование в организованной деятельности:

Первый раз детям демонстрируется заранее собранный макет части микрорайона. Воспитатель сообщает, что это не просто игрушечный город, а изображение настоящих зданий и улиц, только очень уменьшенных в размере.

Показывает детям территорию дошкольного учреждения, где они легко узнают здание детского сада, свой участок, веранду, горку и т.д.

Затем педагог просит детей вспомнить название улицы, по которой находится детский сад и названия других улиц расположенных рядом. Демонстрирует их на макете.

Предлагает найти дом, в котором они живут, телевышку и другие хорошо известные детям объекты микрорайона.

На следующем занятии можно изменить внешний вид макета. Разработать совместно с детьми план перестройки микрорайона. Достроить другие дома, по новому украсить улицы. Для этого использовать строительный набор, бросовый материал, бумагу, клей и детскую фантазию.

Объявив конкурс “Самый веселый участок”, воспитатель совместно с детьми изготавливает макеты игрового и спортивного оборудования, которое они хотели бы иметь на своем участке. Таким образом вносятся изменения в макет территории детского сада.

Моделируя различные дорожные ситуации на макете, педагог проводит обучение детей правилам дорожного движения.

В самостоятельной игровой деятельности дошкольники могут использовать данное пособие для сюжетно – ролевой игры “Строители”, “Пешеходы и водители”.

В игре “Пойдемте в гости” дети делятся на две команды “Хозяев” и “Гостей”. “Хозяева” на макете выбирают дом и рисуют схему дороги к нему. “Гости” должны по этой схеме правильно определить место куда их пригласили. Если задание выполняется верно, команды меняются местами.

Пособие “Солнечная система”.

Цель: Дать ребенку представление о том, что он часть большого мира.

Задачи:

1. Формировать у ребенка представление о том, что он является жителем (гражданином) не только города, в котором родился, но и своей области, страны, планеты, системы.
2. Показать наглядно расположение географических и социальных объектов относительно друг друга, их взаимосвязь.
3. Формировать элементарные знания о Солнечной системе.
4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
5. Обогащать словарный запас.

Комплектность:

1. 9 сегментов.
2. 11 вкладышей – космические тела Солнечной системы.
3. 6 кругов (разных по величине) – Россия, Кузбасс, Междуреченск, детский сад, семья, ребенок.

Методические рекомендации

Данное пособие “рис.2” предназначено для детей 6–7 лет. Используется в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Рисунок 2

Девять сегментов выкладываются, получается круг. В образовавшемся в кругу отверстия вставляются вкладыши - планеты и Солнце.

На внутренней стороне отверстий есть контрольная линия, цвет которой соответствует цвету определенной планеты. На обратной стороне вкладышей надписи печатными буквами – название планет, страны, области и т.д. (для читающих детей).

Размеры планет и Солнца относительно друг друга и расстояние между ними (орбиты) соблюдены примерно. Размер планеты Земля специально увеличен.

Использование в организованной деятельности:

Из 9 сегментов выкладывается круг, в образовавшиеся отверстия вставляются вкладыши – Солнце и планеты (при первичном использовании выкладывает воспитатель, при повторном – дети).

Среди планет солнечной системы дети находят планету Земля (самостоятельно или с помощью воспитателя).

В ходе беседы выявляются знания детей о Земле, о нашей стране, об области, городе, в котором живут, детском саде, своей семье и о самом себе, при этом каждый раз выкладывается соответствующий круг.

В конце беседы в “Солнечной системе” появляется “пирамида”, основанием которой является планета Земля, а завершением ребенок “рис.3”.

Рисунок 3

Самостоятельная игровая деятельность:

Ребенок без помощи взрослого выкладывает круг из 9 частей, в случае ошибки края отверстий для вкладышей - планет не будут совпадать, что позволяет ребенку самостоятельно контролировать свои действия.

Соответствие цвета планеты с линией на внутренней стороне отверстия поможет правильно разложить планеты и запомнить их расположение в Солнечной системе.

В самостоятельной и организованной деятельности детей возможны варианты игр с данным пособием:

• “Где я живу?”

I Вариант.

Воспитатель (или один из детей) раскладывает круги “Семья”, “Ребенок” на любые планеты кроме Земли. Дети определяют название планеты, на которой помещены круги, возможна ли жизнь на ней, перемещают круги на планету Земля.

II Вариант.

Все круги раскладываются вместо планет в подходящие отверстия. Дети определяют чьё место занял тот или иной круг и рассказывают об этой планете.

• “ Сложи солнечную систему ”.

Дети складывают части “Солнечной системы ” по принципу “пазлов”.

• “ Найди пропавшую планету ”.

Воспитатель ( или один из детей ) прячет любую планету, оставляя пустое отверстие. Дети должны определить название планеты и вернуть её на место.

• “ Астронавты ”.

I Вариант.

Один из детей становится “астронавтом”, ему завязывают глаза. Ведущий кладет круг “Ребенок” на любую планету и сообщает “астронавту”, что космический корабль совершил посадку на одну из планет солнечной системы. Известно какая она по счёту от Солнца и какого цвета. “Астронавт” определяет название планеты.

II Вариант.

“Астронавту” сообщается название планеты, он определяет её цвет и удалённость от Солнца.

Пособие “Богатство родного края”.

Цель: Формировать знания детей о полезных ископаемых, растительном и живом мире Кемеровской области.

Задачи:

1. Расширять знания детей о растениях и животных родного края.
2. Закреплять знания о полезных ископаемых, добываемых в Кемеровской области.
3. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, гордость и любовь к родному краю.
4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
5. Обогащать словарный запас.

Комплектность:

1. Макет с изображением природы области.
2. 29 карточек с изображением животных.
3. 9 карточек с изображением листьев и плодов.
4. 6 карточек с изображением трав.
5. 11 карточек с условным обозначением полезных ископаемых.

Методические рекомендации.

Данное пособие предназначено для детей 5–7 лет. Используется в организованной и самостоятельной деятельности детей. На одной стороне пособия изображена “рис.4” среда обитания животных Кемеровской области; лес, лесостепь, горы, пресный водоем. Так же отмечены жилища некоторых животных. Прилагаются карточки с изображением животных, на обратной стороне карточки печатными буквами написано название животного (для читающих детей).

Рисунок 4

Другая сторона пособия “рис.5” делится на две части: растения области и полезные ископаемые. Соответственно прилагаются карточки с изображением листьев и плодов, трав и условным обозначением природных ископаемых (на обратной стороне их названия).

Рисунок 5

Все карточки крепятся к макету с помощью липкой ленты.

Демонстрация одной из сторон пособия сопровождается рассказом воспитателя или беседой, если материал уже знаком детям.

Для закрепления знаний используются игры:

• “Где чей дом?”

I вариант

Ведущий (воспитатель или ребенок) перемешивает карточки с изображением животных. Играющие по очереди берут по одной карточке и располагают на макете в соответствии с местом обитания животного.

Игру можно усложнить. Игрок рассказывает о животном где живет, чем питается, вспоминает стихотворение или загадку. В случае неверного выполнения задания ведущий или следующий игрок исправляет ошибку.

Выигрывает тот, кто правильно выполнит все задания.

II вариант

Ведущий заведомо неправильно размещает карточки с животными на макете. Детям предлагается исправить ошибки. Выигрывает игрок, который заметил больше ошибок и смог объяснить почему данное животное не может там обитать.

• “С чей ветки эти детки?”.

Для этой игры используется другая сторона пособия и карточки с изображением плодов и листьев.

Проводится аналогично игре “Где чей дом?”. Дети по очереди берут по одной карточке, рассказывают об изображенном на них растении (название; дерево, кустарник, трава; где растет; полезные свойства) и размещают на макете.

• “Геологи”.

Детям сообщается, что в горах Кемеровской области геологи обнаружили много полезных ископаемых. Когда экспедиция возвращалась, образцы полезных ископаемых и знаки обозначающие их перемещались.

Детям дается задание помочь геологам правильно разложить условные обозначения.