Система работы по формированию грамотного рассказчика, внимательного слушателя и активного члена коллектива, основанная на читательском фундаменте учащихся

Разделы: Начальная школа


В основе всей моей работы лежит метод коллективного взаимообучения, который основывается на читательском фундаменте учащихся.

Вот уже три выпуска учащихся прошли через систему работы, которую я использую в процессе обучения, и которая позволяет формировать ученика как рассказчика, как слушателя и как члена коллектива.

С первого класса на уроках чтения ввожу пятиминутки, во время которых дети пересказывают то, что они прочитали дома. Если класс не читающий, то здесь подключаю в работу родителей, обращаюсь к ним с просьбой о том, чтоб во время вечернего досуга почитали своему ребёнку книгу. И пятиминутки мы эти с ребятами называем пятиминутками радости, во время которых есть возможность сделать всему классу подарок, рассказать прослушанную сказку или часть её, продекламировать понравившийся стишок или загадать ребятам выученную загадку.

Работа эта набирает обороты постепенно, поскольку процесс этот для первоклассника добровольный. Для учителя же он не стихийный, а вполне целенаправленный, хотя не требует особой подготовки. Важно на эмоциональном уровне поддержать детей делать “подарки” от души, а других принимать их с благодарностью.

Ученики зачастую ведут своё повествование перед классом, перевоплощаясь то в диктора телевидения, то в сказителя сказок. Такой подход у ребёнка вырабатывает ощущение значимости своего труда, и в результате на каждом уроке есть желающие принять участие в телевещании перед классом. (В 1 классе использую в работе корпус телевизора.)

Учителю важно ненавязчиво вести корректировку рассказа ученика, то есть работать над техникой речи: правильным дыханием, голосом, отчётливым и правильным произношением. Ввожу и элементы игры: “Увеличить громкость звучания!”, “Настроить чёткость звука!” и т.д.

Первый класс – подготовительный этап в данной работе, поскольку здесь закладываются начальные навыки и умения выразительного пересказа.

На следующем этапе работа ведётся в группах по 3-4 человека и направлена также на формирование речевых умений, а именно: на осознанное освоение содержания прочитанного и умение правильно строить речь, обращается внимание ребят на название книги и её автора. Ученики на этом этапе овладевают подробным пересказом, благодаря чему обогащают свой словарный запас.

Результативность этой работы во многом зависит от правильно налаженного контроля за пересказом как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Рассказчик в любое время может попросить одного из слушателей повторить то, о чём он рассказывает на данный момент или полностью пересказать услышанное, а также может задать вопрос по содержанию. Слушатели в свою очередь отслеживают, нет ли повторяющихся навязчивых слов в речи рассказчика, выразительно ли его повествование. Учитель также может в виде контроля попросить одного из ребят передать содержание услышанного. Подобный контроль устанавливает обратную связь, активизирует внимание ребят, обеспечивает рабочую дисциплину.

Поскольку количество желающих быть услышанными увеличивается, класс переходит на парную организационную форму, где информация передаётся от одного человека к другому. И ученик должен не просто слушать своего товарища, но и контролировать по мере своих сил правильность построения предложений, подмечать, нет ли навязчивых слов в речи, следить за её выразительностью и высказывать оценочные суждения об услышанном.

В парах особенно хорошо отрабатывается выразительность речи, но при условии, если один из учащихся может проговорить предложение, сказанное товарищем, на более высоком эмоциональном уровне, а тот, в свою очередь, должен интонационно воспроизвести своё же предложение по образцу, то есть более ярко, чем изначально.

Работу в парах чередую с работой со всем классом. Существует очерёдность, но не строго определённая в пересказе учащимися перед коллективом. Подчас ребята сами предлагают кого-то послушать и неоднократно, поскольку хотят узнать о дальнейших событиях в жизни литературного героя; иногда они сами предлагают послушать того, кто робеет у доски, с целью, чтобы учащийся привыкал говорить перед классом, и психологически поддерживают его или, наоборот того, кто уже владеет пересказом, и им интересно его слушать. И это не случайно. Ребята уже начинают понимать необходимость такой работы, а учитель нацеливает их на то, что, чем совершенней будет их речь, тем успешнее будет их обучение, чем дружней и развитей будет класс в целом, тем больше возможности у учителя дать им более ёмкую и более углублённую информацию на уроке и сделать этот урок интересным. На данном этапе работы ребята начинают активно обмениваться книгами, чтобы полностью прочитать произведение. Круг читательских интересов расширяется, у ребят появляется потребность в чтении.

Большую работу приходится вести учителю по устранению пауз, которые ребята делают особенно при пересказе более объёмных произведений. Они всё хотят пересказать очень подробно и, если о чём-то частично забудут, стараются вспомнить, молчат и очень переживают, что не могут восстановить канву событий. Мы с ребятами условились о том, что в подобных случаях нужно мысленно предположить, что эти события они при пересказе решили опустить с целью, чтобы подробней остановиться на тех, что так ярко запомнились. Дома же можно вернуться к тому, что их так смутило при пересказе в классе.

Важно также при передаче содержания крупнообъёмных произведений чередовать подробный пересказ с кратким, использовать свободное пересказывание.

В четвёртом классе (а можно и раньше) в дневнике появляется новая графа – дополнительное чтение, а напротив фиксируется оценка, поставленная учеником, который выслушал рассказчика. Критерии оценки следующие: объём прочитанного не менее десяти страниц, выразительность речи, отсутствие пауз и повторяющихся навязчивых слов. Оценка может быть или “5”, или “4”. Если пересказ не получился, то оценка просто не ставится. Если ученик сумел в течение недели получить три пятёрки за дополнительное чтение, учитель в журнале выставляет общую пятёрку. В результате в журнале по литературному чтению основная оценка “5”. И оценки эти вполне заслуженные.

Ребята читают много и увлечённо. Они и учителю на переменке наперебой готовы рассказывать о том, что прочитали. Надо отметить, что диапазон читаемой литературы довольно широк. Ученики читают не только отечественную детскую литературу, но и зарубежную. К концу четвёртого класса часть ребят переходит на классику.

Данная система работы не требует выделения в курсе литературного чтения дополнительных часов, а наоборот, позволяет широко объять весь курс программы как по классному, так и по внеклассному чтению, поскольку довольно прочными становятся навыки чтения у ребят.

Вопрос о невыполнении учащимися норм техники чтения отпадает. На конец 4 класса 75% учащихся справились с техникой чтения на пять, а 25% - на четыре.

Тематика же свободного чтения иногда пересекается с программной тематикой, а иногда идёт параллельно.

Начитанность детей позволяет на уроках чтения вести дискуссии, проводить обсуждение литературных тем за круглым столом. Например, в 4 классе мы за круглым столом обсуждали следующие темы: “Книга – хранительница истории, источник знаний и мудрости, воспитатель души”, “Характерные особенности басенного жанра”, “Особенности юмора и сатиры”.

Но, поскольку уроков чтения в неделю четыре, то ребята иногда используют свободное до начала уроков время для пересказа, а иногда могут задействовать часть времени на большой перемене. Самоорганизуются они добровольно, я иной раз им даже говорю:

- Отдохните!

- Нет!

Те желаемые пятёрки хотят получить все.

Пятёрки – это, конечно, стимул. Но для ребят, я считаю, такой вид учебной деятельности важен потому, что он является своеобразным способом общения. Вот поэтому они тянутся к такой организации своего труда.

И метод самоорганизации ученики используют при усвоении других дисциплин школьной программы и даже вносят в неё своё творчество. Например, перед началом урока русского языка ребята предложили проводить игру “Пароль”. Суть её заключается в следующем. Слова, написанные в диктанте или любой другой творческой работе с ошибками, заносились на специально заготовленную закладку и становились “паролем”, который нужно было сообщить до начала урока соседу по парте или кому-то другому, указав место ошибки, для того чтобы получить “допуск” к уроку. В результате ребята знали не только свои “пароли”, но и “пароли” других.

При подготовке к уроку-экзамену по русскому языку на конец года в 4 классе мы с ребятами завели “Студенческие зачётные книжки”, в которых проставлялись отметки за все билеты по теоретической части. Первый билет был для каждого “студента” определён по его выбору, и, сдав его на пять, он получал право принимать этот билет у других “студентов”. В итоге все “студенты” по всем билетам получили положительные отметки. А на открытом уроке ребята показали хорошие теоретические знания.

Можно и дальше продолжать описание учебного процесса, но суть не изменится, и налицо, что такая организация деятельности учащихся позволяет их продвигать в развитии, учит свободно излагать свои мысли, уважительно относиться друг к другу, быть активными и коммуникабельными.