Урок по предмету "Мы и окружающий мир" 4-й класс (деловая игра-исследование с элементами дискуссии)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Цель занятия:

Опираясь на ранее изученный материал и воссоздавая картины деятельности человека в эпоху античной и духовной средневековой культуры, подвести учащихся к осмыслению того, что в начале нового времени европейцы открыли (возродили) свою собственную культуру, определили место и роль человека в окружающем мире.

Используя чувственный опыт и опорные знания школьников, добиться понимания того, что человек во все эпохи своего существования испытывал потребность осмысления картины мира через художественное творчество.

Организовать познавательную деятельность в аспекте медеобразования через восприятие и переработку информации, развитие критического мышления, через дискуссию, исследование в процессе игры, учить овладевать умением самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы по изучаемой теме.

Повышать мотивацию обучения школьника через новые способы действий, через понимание того, что для получения разноплановой информации историку – исследователю необходимо использовать различные источники: научно-познавательную литературу, лекции, компьютер.

Приобщать детей к мировой художественной культуре.

Опережающее задание.

Разделив учащихся на три группы, предложить, используя научно-познавательную литературу, собрать материал по развитию культуры

1 группа – античной
2 группа – средневековой
3 группа – Нового времени

по следующим направлениям:

живопись
скульптура
архитектура
научные знания, изобретения.

Оборудование: Карта Европы, макет “Линия времени”, иллюстрации – символы эпох, модель средневекового замка, научно-познавательная литература, портреты художников эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело), компьютерный диск “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”, компьютер с наушниками.

Занятие проводится в компьютерном кабинете.

Ход урока

Вводный этап (Слово учителя)

Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Открываю научную конференцию по проблеме развития культуры человечества. Вы – мои коллеги – младшие научные сотрудники – члены экспедиций в различные культурные эпохи. Попрошу высказываться кратко, ясно, внимательно выслушивать выступающего, свою точку зрения аргументировать.

Что есть мир? Существовал ли он всегда? Каковы законы этого мира? В чем суть человеческой жизни? Эти вопросы волновали человека всегда. Главной задачей человека было: объяснить мир и в результате своей деятельности найти достойное себя место в этом мире.

Вы никогда не задумывались, зачем нам память? Нам необходимо помнить многовековую мудрость народа, его исторический опыт, традиции. Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствовали боги. Наукой историей ведала богиня Клио. Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее “кладовые” всегда были открыты. Итак, в путь!

Объявление темы. Постановка проблемы.

Уважаемые коллеги, наша дискуссия будет проходить по теме “Новое время. Эпоха Возрождения”.

Нам необходимо найти ответ на вопрос “Почему новое время, наступившее после средневековья, получило название эпохи Возрождения?”

Давайте напомним всем присутствующим, что такое культура (достижение человека в его хозяйственной деятельности, в науке, искусстве).

А что включает в себя сфера искусства? (это живопись, театр, архитектура, скульптура, музыка и т.д.)

Мы затронем лишь некоторые аспекты деятельности человека (живопись, скульптура, архитектура, научные знания, изобретения) и проследим их развитие на протяжении трех эпох. На доклад предоставляется 5 минут.

Исследование проблемы

Предоставляю слово представителям исследуемых эпох.

Учащиеся кратко рассказывают о вазовой живописи, о скульптурах богов и победителей Олимпийских игр, архитектуре, науке и изобретениях античной эпохи.

Вывод: В этот период проявляется интерес к человеку, его физическому и духовному совершенству. Он считает себя подобным богу, чувствует себя красивым, умным и сильным. Эта эпоха светлая, как бы озаренная улыбкой.

Резюме учителя:

Человек античной эпохи чувствует потребность осмысления мира через художественное творчество.

Архитекторы древности сумели найти вместе с ваятелями классическую форму храма.

Выступают исследователи Средневековья.

Учащиеся говорят о том, что живопись и скульптура этого периода подчинена влиянию церкви: изображения неподвижные плоские, непропорциональные, выражающие покорность и смирение, архитектура представлена феодальными замками и храмами романского и готического стиля, замки неуютные, мрачные. Изобретений почти нет. Грамотных людей мало. Развивалась иконопись и изготавливалась роскошная утварь для церкви. Не одобрялись: занятия спортом, интерес к человеческому телу.

Резюме учителя: Очень сильна церковь. Существовало единое христианское мировоззрение. Человек понимает свою греховность и стремится воссоединиться с богом. Мир познается через христианское богословие. Книг было мало, они писались от руки.

Представители Нового времени.

Учащиеся говорят о том, что в этот период времени меняется сознание людей. Они стали понимать, что их жизнь и благополучие зависит от них самих, от их знаний и труда. Рассказывают о зданиях архитектуры красивых и удобных для человека, об изобретениях, облегчающих их труд. С появлением книгопечатания стало быстро распространяться образование.

Все присутствующие приглашаются (заочно) посетить Эрмитаж для знакомства с картинами художников эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Рафаэля.

Какое впечатление оставило у вас посещение Эрмитажа? Что можете сказать о произведениях художников эпохи Возрождения?

Живопись – это искусство писать красками так, что все изображенное художником волнует нас, как в жизни. Художник умеет передавать с помощью сочетаний красок и линий выражение лица, движение, тени, лучи света. Хорошая картина всегда вызывает у нас какое-то настроение: радостное , если краски яркие, праздничные, грустное, если художник рассказывает нам о чем-то печальном и его кисть смешивает на палитре и кладет на полотно темные мрачные краски. Живописцы эпохи Возрождения стремятся раскрыть перед нами чудесные картины жизни, выразить глубину человеческих чувств.

Что такое Ренессанс?

Итак, мы познакомились с вашими докладами. А теперь притупим к обсуждению нашей проблемы. Напоминаю: “Почему время, наступившее после Средневековья, получило название эпоха Возрождения?”

Учащиеся высказывают свои версии.

Чтобы наши представления стали более точными, изучим научную статью учебника “Мы и окружающий мир” часть I стр. 48–51, автор Казаков А.Н., Дмитриева Н.Я:

а) чтение статьи
б) словарная работа

Буржуазия – новый слой общества, купцы, промышленники (владельцы предприятий) обсуждение коллизии (столкновение двух мнений о книгопечатании).

Практическая работа: через тестирование.

Промежуток времени в развитии общества, имеющий характерные особенности

1 – эпоха, 2 – эра

То же, что и Возрождение

1 – античность, 2 – Ренессанс

Любимый жанр живописи эпохи Возрождения

1 – пейзаж, 2 – портрет

Слой общества, появившийся в начале Нового времени

1 – буржуазия, 2 – феодалы

Дарование его было так велико, что в любых трудных предметах, к которым обращался его пытливый ум, он находил решение

1 – Леонардо да Винчи, 2 – Рафаэль

Итог урока

Подводятся итоги обсуждения. Кратко дается обзор полученных фактов и мнений, обсуждаются пути применения результатов и перспективы изучения темы.

Почему же начало нового времени называется эпохой Возрождения?

Человек всегда стремится к лучшему: начало меняться сознание людей. Европейцы открыли (возродили) свою собственную культуру – культуру античной эпохи, о которой не вспоминали тысячу лет Средневековья. Они стали применять стили античной архитектуры в строительстве новых зданий; вновь пробудился интерес к человеку, его физическим и умственным данным; человек стал познавать себя; талант человека стал успешно проявляться в изобретениях и научных трудах, в искусстве.

Заключительное слово учителя

Как много на свете чудес! Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы вызывают изумление у каждого, кому посчастливилось видеть их. Творения природы и творения человека! Но ни одно из чудес несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы сами.

“Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней” - так некогда изрек Софокл.

А греческий философ Протагор утверждал: “Человек – мера всех вещей”.

Казалось бы, что в каждом из нас чудесного, необычного? Тело как тело, две руки, две ноги, туловище, голова…. Но за этой видимой и привычной простотой скрывается сложнейший, тонко организованный мир. Человек способен превосходно ориентироваться в окружающей среде, передавать информацию и осмысливать ее, творить, создавать новое. Человек хранит в себе прошлое общества, он создатель культуры и истории.

Наша конференция закончена. Вы все отлично потрудились и повысили свою ученую степень. Познание человека не закончено и каждый из вас может отправиться в доселе неизведанное. Ведь эпоха великих открытий в постижении человека еще впереди.